Закаленный Севером

09:14 19.10.2018
Закаленный Севером
Начитанный, общительный, подтянутый, в свои 74 Николай Семенович просто в отличной форме. Во всяком случае «заглохнуть» себе не дает. И коль есть такая возможность и здоровье позволяет, принимает участие в спортивных мероприятиях района. Да, вот, хотя бы последний раз – это была спартакиада пенсионеров, которая проходила летом сначала на республиканском уровне, а потом, по итогам состязаний, Николай Семенович был включен в сборную республики для участия во Всероссийских соревнованиях пенсионеров, проходивших в Новосибирске.
 
Бег на дистанции и с препятствиями, метание дротиков, владение мячом, гимнастика – все это само собой. Но его «конек» – шашки, шахматы, тобит. Недаром Николай Семенович – кандидат в мастера спорта по шашкам. Интеллектуал, одним словом.
 
– Конечно, Новосибирск меня поразил, – поделился впечатлениями от поездки пенсионер. – Впервые довелось там побывать. Большой, современный, красивый город, высотные дома, широкие улицы. Не случайно его называют столицей Сибири. А вот Обь сильного впечатления не произвела. Я Енисей видел, тем более в Норильске жил, там Енисей ого-го какой, противоположного берега не видать.
 
– А как на севере оказались?
 
– В Норильске-то? После службы в армии, в 67-м году.
 
Пит-Городок – Норильск
 
…Николай Семенович родился в Пит-Городке Красноярского края – поселении ссыльных и репрессированных.
 
– Родителей и отцовых двух братьев сослали туда, как кулаков, – рассказывает мой собеседник. – Хотя старший брат отца партизанил и состоял в армии Сергея Лазо – советского военачальника, который принимал активное участие в установлении советской власти в Сибири и на Дальнем Востоке. Он всю революцию за «красных» прошел, но на это даже не посмотрели. Их и на фронт потом не забирали, они золото мыли.
 
В 49-м году родителям разрешили выехать из Пит-Городка, и они решили обустроиться в поселке Таежном Канского района. А через два года мама умерла. У отца на руках осталось семеро детей. Чтобы как-то помочь отцу, один дядя забрал к себе на воспитание Николая, второй – младшую сестренку.
 
– Ну а потом отец встретил хорошую женщину, она тоже была из сосланных, ее муж сгинул в лагерях и ссылках. Сошлись, стали жить вместе. А я так и воспитывался у дядьки.
 
После школы Николай поступил в Красноярский монтажный техникум. Оттуда его призвали в армию, определили место службы – войска ПВО, Волгоград.
 
– Город-герой. Попасть туда – одно это чего стоило. Знаменитая скульптура Родина-мать при мне строилась, – вспоминает яркий период жизни Николай Семенович.
 
Через три года, честно отдав долг Родине, он вернулся в Канск, но обосноваться как следует не успел. Рванул на Север.
 
– Мой старший брат Сергей к тому времени уже работал в Норильске и меня стал сманивать. Северной романтики попробуешь, говорит. Ну а что, я холостой, мне какая разница. Подзаработаю опять же. Приехал я в мае, а там слякоть, грязь, серо, неприглядно всё. Ладно, думаю, годик отработаю и сбегу.
 
Сбежать Николай Семенович не успел. Ни в тот год, ни на следующий. Женился. И прожил в северном Норильске 32 года.
 
Норильск – Таштып
 
С Галиной, кстати, тоже Семеновной, они родили и вырастили троих детей – троих сыновей. А в этом году семейная пара отметила золотой юбилей совместной жизни. С чем мы их от всей души поздравляем!
 
– Познакомились как? Анекдот целый. Конец 67-го года, дело к Новому году. Смена уже закончилась, ко мне подходит начальник и отправляет идти фотографироваться на Доску почета. Раз такое дело, помылся, переоделся, только выходить собрался, навстречу мне наша гардеробщица: «Давай, – говорит, – на картах погадаю». И нагадала мне скорую женитьбу, долгую счастливую жизнь и много детей. Это при том, что у меня даже на примете девушки не было.
 
Но судьба не заставила себя долго ждать. С крановщицей Галей Николай познакомился чуть меньше, чем через два месяца, на праздновании 23 февраля в заводском Доме культуры. А в мае молодые сыграли свадьбу.
 
– Ну как, понравилась и всё. Отзывчивая, жизнерадостная, а пришел в гости – за стол усадила, накормила. Почему бы не жениться? – на вопрос, чем приглянулась, улыбаясь, отвечает Николай Семенович и продолжает уже про то, как угодил на завод. – Я как приехал, хотел на шахту устроиться, а мне в отделе кадров сразу сказали: тебе только на механический завод, у тебя по черчению пятерки, а там в чертежах надо разбираться. Я пометался, пометался, меня везде брали, но в итоге остался на заводе. Попал в бригаду сборщиков металлоконструкций, сначала рядовым рабочим, а через полгода стал бригадиром.
 
В Хакасии Вахрушевы оказались вновь с легкой руки старшего брата. С выходом на пенсию нужно было подумать о переезде в более теплый регион. И Сергей «сосватал» им Таштып, куда сам перебрался из сурового северного заполярья четырьмя годами ранее.
 
– В город нам не хотелось, а здесь очень понравилось. Тишина, климат хороший, мягкий, природа, – говорит Николай Семенович. – Я доволен своей жизнью. Поменять? Нет, ничего абсолютно не стал бы менять. Только знаете, о чем жалею? Я тогда маленький был, не осознавал, и своих дядю и тетю, которые меня воспитывали, ни разу не назвал папой и мамой. Только дядя Антон и тетя Фрося. А они очень хорошо, по-доброму ко мне относились, как настоящие родители. А еще мне кажется, нынешней молодежи сейчас труднее живется, в наше время все как-то проще было, молодым специалистам везде дорога, всюду работа была.
 
Вот так север, закалив характер, волю нашего героя, совсем не коснулся тех струн души, которые отвечают за доброту, сострадание и чувство справедливости. А может быть, в этом и есть главная сила человеческого духа…
 
Ольга КОНЮК
85185

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы