С 22 по 26 июня в село Максимиха Баргузинского района Республики Бурятия на межрегиональные соревнования съехались представители всех регионов Сибирского федерального округа. Более 250 ребят прошли через маршруты выживания, полосы с препятствиями, комбинированные пожарные эстафеты, ориентирование на местности, проведение поисково-спасательных работ и выполнение силовых упражнений. Плюс ко всему от каждой команды требовалась визитная карточка, стенгазета и участие в различных конкурсах (поваров, краеведов и тому подобное).
Республику Хакасия во второй раз представляла команда из Таштыпского района: Кирилл Боргояков (капитан, Таштып), Алексей Блажнов (Таштып), Евгений Майтаков (Таштып), Антон Колесников (Большая Сея), Дима Черкасов (Таштып), Татьяна Сыргашева (Таштып), Алиса Чочумакова (Шепчул) и Владимир Александрович Герасименко, руководитель туристического объединения «Ветер надежды» Центра детского творчества, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности в Таштыпской школе №1.
Мы предлагаем вашему вниманию рассказ Владимира Александровича о прошедших соревнованиях.
– Дорога до места соревнований была сложной, – начал Владимир Александрович, – учитывая, что пересадки были в ночное время суток при перегруженных вагонах. Ранним утром, 21 июня в Улан-Удэ нас встретили и доставили к месту соревнований. За этот день мы освоились, отдохнули и были готовы к стартам.
22 июня началось с «Туристической полосы препятствий», где мы, вопреки жеребьёвке, вместо седьмых забегали четвёртыми – это было первое недоразумение. До ужина в предварительном протоколе мы заняли второе место, на что подали протесты команда Новосибирской области и Республики Бурятия. После рассмотрения (без нашего участия) этих протестов мы оказались на третьем месте. С нашей стороны тоже был подан протест, который так и остался без рассмотрения.
Вечером этого же дня состоялось представление команд в форме «Визитка». В Положении были определены критерии, которым мы стремились следовать. Это слаженность, стремление показать свое лицо, выдержать тему – 70-летие Великой Победы. Зрители трижды прерывали выступление аплодисментами. Мы «достучались» даже до молодежи. Казалось, – это победа. Но жюри дает нам последнее, восьмое, место. Жюри представляли два специалиста по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Бурятия. Не было специалистов от культуры, образования, и это стало причиной второго нашего протеста, который тоже не был рассмотрен.
23 июня проходил «Маршрут выживания», где мы, несмотря на старания, заняли только шестое место. Второй вид испытаний этого дня – «Комплексное силовое упражнение», в ходе которого юноши отжимались на перекладине, а девушки выполняли сгибание туловища. Здесь мы не ударили лицом в грязь и заняли второе место. Вечером состоялся конкурс «Патриотической песни», где мы, опять стремясь соответствовать критериям, обозначенным в Положении, «держим» тему, но занимаем вновь последнее, восьмое, место.
24 июня ознаменовалось для нас отличным результатом. По предварительным протоколам мы заняли первое место в «Поисково-спасательных работах» и показали четвёртый результат в «Спасении на водах».
Утром следующего дня, «благодаря» протестам команд Красноярского края и Бурятии, мы оказались третьими в «Поисково-спасательных работах» и пятыми в «Спасении на водах». Стоит подчеркнуть, что рассмотрение протестов состоялось без моего присутствия и без объяснения причин переноса мест.
25 июня – «Пожарная эстафета». Мы, учитывая недостатки наших соперников, сумели завоевать второе призовое место. Соревнования «Кросс-эстафета» проходили драматично. Первый забегающий – девушка от нашей команды – Таня Сыргашева передала эстафету пятой. Вторыми на этапе шли Дмитрий Черкасов и Евгений Майтаков, в связке они сумели опередить две команды и передали эстафету третьими. Четверка в связке: Кирилл Боргояков, Антон Колесников, Алиса Чочумакова, Алексей Блажнов, сумели обогнать ещё одну команду и пришли к финишу вторыми, показав высокий уровень физической подготовки.
А вообще сложностей хватало. На одном из этапов нужно было изготовить носилки, чего мы раньше не делали. Я видел, как они делаются, но сам не делал. По условиям носилки должны быть крепкими и не «болтаться». Судья подошел, проверил, ага – гнутся, не годится. Капитан команды Кирилл Боргояков не растерялся, тут же имеющейся запасной верёвкой на стыках перевязал на усиление, (там идет две вдоль и три поперечные палки), а сверху положил спальный коврик. Судьи не нашли, к чему придраться.
На этих носилках сделали переноску пострадавшего. Вводная травма у нашей девочки была «перелом бедра». Кирилл подбежал за бинтами, по быстрому меня спросил: что делать? Я ему говорю: «Бинтуй плотно всю ногу, чтобы просветов не было и нога чтобы не сгибалась». В общем, они справились на «отлично».
Но у нас был штрафной по глупости. По условиям Положения пострадавшему нужно было дать обезболивающее, а мы забыли спросить, есть ли у него аллергия на какие-либо препараты. На этом и «погорели», получив 29 баллов из 30.
«Переправа пострадавшего». По моему мнению, самое сложное испытание из всех. На носилках несли пострадавшего пять этапов при сопровождении судей. По всему маршруту нельзя было опускать голову пострадавшего по горизонтали ниже ног. Носилки должны были нести четыре человека, а у нас двое несли, чередуясь. За это получили штрафные. Сложности возникли на самой переправе, там из 80 баллов 36 мы набрали штрафных. За 25 минут нужно было переправить по веревкам пострадавшего, все рюкзаки и состав команды полностью. Очень торопились, поэтому так много допустили ошибок.
Безнадежный, как нам казалось, этап, «Флажковая грамота». Трудность заключалась в том, что она бывает «морская» и «сухопутная». Мы не знали, какую из них потребуют, поэтому не стали учить ни одну. Почему я не стал учить девчонок этой грамоте? Потому, что это нереально – за пару дней выучить полностью два жестовых алфавита. Я подумал: «Ладно проиграем 30 баллов, что ж терять…». Но наши девчонки переписали алфавит, выучили две буквы – «А» и «Б», а на этапе нам попалось слово «Байкал». Когда одна девочка начала жестикулировать, вторая, зная две буквы, просто напросто угадала слово и… мы получили максимальные 30 баллов. И такое бывает.
Второй интересный момент у нас получился с прибором радиационной разведки. До приезда в Максимиху нам не удалось увидеть и потрогать этот прибор. То есть, мы на нем вообще не тренировались. Получилось так, что человек, который отвечает за все эти приборы, ушел в отпуск, а его заместитель, и по совместительству отвечающий за нашу поездку, кое-как нашел нам общевойсковые защитные костюмы. У меня-то был только один костюм, на котором мы тренировались, а нам нужно было шесть таких. По пути мы эти пять недостающих у него забрали, а прибор нам так и не дали.
Леша Блажнов года два или три назад был в «Океане» и у него смена была связанная с ОБЖ. Он сказал, что им их там показывали, но он абсолютно забыл, как на нем работать. Несмотря на то, что судья строго спрашивал, он все рассказал правильно. Мы опять набрали по максимуму 30 баллов.
Два задания – «Разведение огня» и «Добыча и очистка воды», – дались нам легко. Мы справились очень быстро. Купил в магазине кремень, ножом высекаются в бумагу искры, которые 1200 градусов. Судья удивилась, как так быстро нам удалось развести огонь. Особенность заключалась вот в чем: если огонь добывался трением – 30 баллов, любым другим способом – 20. Я решил не заморачиваться на этом, потому что в прошлом году трением огонь никто не извлек. Как бы ни терзались, только руки нажигали, но ни у кого ничего не загорелось.
Я удивляюсь, когда в фильмах показывают, что таким способом можно получить огонь. И в этом году также никто не смог получить огонь за счет трения. По условиям, костерок должен гореть не меньше минуты, поэтому ребята побольше набрали травы, и мы получили 20 баллов.
На этапе «Подача сигнала бедствия» по международной кодовой таблице наши ребята проявили невероятную смекалку. Нам попался знак «Нужна пища и вода» – «F». Знак должен быть пять метров в длину и не меньше метра в ширину. Букву они выложили из костюмов ОЗК – они же большие, объемные. А на недостающий метраж… ребята сами легли в знак, получив максимальные 30 баллов.
Заставлял этот этап поволноваться. Я только начинаю им что-то шептать, подсказывать, меня сразу удаляют, в специальную зону для представителей. Бегу с ними рядом, но помочь ничем не могу. Для меня это труднее всего было. Видеть, что нужна помощь, и не иметь возможности помочь.
Соревнования закончились, состоялась церемония торжественного закрытия, где мы были отмечены грамотами и медалями за призовые места в разных номинациях. К сожалению, в общем командном зачете мы стали четвертыми из восьми команд старшей возрастной группы. И отстали от команды Бурятии, которая стала третьей, всего на 5 очков. Быть может, я предвзят, но считаю, что сказались нерассмотренные наши протесты. Мы надеемся подать их в региональное отделение по делам ГО и ЧС Красноярского края. И пусть там дадут оценку уровню организации и судейства соревнований столь высокого уровня.
А в общем – это очень полезное мероприятие, которое позволит внести ощутимый вклад в пропаганду и дальнейшее развитие здорового и активного образа жизни детей, поможет в повышении уровня и качества подготовки учащихся к реагированию в экстремальных ситуациях.
Рассказывая, Владимир Александрович заметно волновался, вновь переживая удачи и промахи прошедших этапов. Мы благодарим его за рассказ и просим передать нашу благодарность членам команды за волю к победе, смекалку и мужество. Желаем в будущем выйти в лидеры! Дерзайте, учитесь, действуйте!
Светлана Тюкпиекова
Оставить сообщение: