Виктор Гордеевич Голенко: начать с нуля и добиться успехов

07:22 28.06.2024
Виктор Гордеевич Голенко: начать с нуля  и добиться успехов

Когда в 1936 годe в семье простых рабочих Голенко родился мальчик, названный Виктором, никто и не думал, что он прославит свою фамилию на всю Россию. Сегодня Виктор Гордеевич Голенко значится в книге «Лучшие люди России». Отбор в нее осуществляется по официальной рекомендации федеральных и региональных органов власти и государственных структур, а также по представлению общественных организаций. Для самого Виктора Гордеевича было неожиданностью, что он попал в этот список, он узнал об этом уже после публикации, когда позвонили из редакции, выпустившей книгу и сообщили о том, что он получит в дар само издание. И может, в этом проявилась справедливость жизни. Ведь прежде чем попасть в число незаурядных личностей своего времени, Виктору Гордеевичу пришлось победить множество жизненных трудностей и лишений, и, преодолевая их, добиться успеха во всех сферах деятельности, куда бы ни направляла его судьба или правящая партия.

Родом из детства

На момент рождения родители – Гордей Корнеевич и Екатерина Матвеевна, проживали в селе Курочкино Тальменского района Алтайского края. Отец работал прорабом строительства в лестранхозе. Был он одним из немногих грамотных людей на селе, уважаемым, и потому к нему часто обращались, в том числе и представители властных и правоохранительных органов, по разным вопросам. Но кто-то из односельчан из зависти написал донос о вредительстве. Донос был ложным, но никто тогда особо не разбирался. И те, кто еще недавно обращались к нему с просьбой о содействии – НКВД – приехали, забрали и сослали на Колыму. Екатерина Матвеевна осталась одна с 6 детьми на руках. На работу ее, как жену врага народа, никуда не брали. Поэтому детство Виктору Гордеевичу запомнилось голодным и нищим. Две сестры умерли от голода. Осталось только четверо сыновей.

Когда самые старшие братья подросли, стали зарабатывать деньги, кто как мог: двое на лесозаготовках, один пастухом. И матери наконец-то дали возможность зарабатывать на хлеб. Но самому младшему Виктору приходилось оставаться дома одному.

Войну Виктор Гордеевич встретил 6-летним мальчишкой. В 1939 году мобилизовали старшего, а потом уже в военное время и двух других братьев. Один из них пришёл целым и невредимым, второй – инвалидом, а третий и вовсе остался на поле брани, отдав жизнь за Победу.

Только послевоенные годы Виктор Гордеевич вспоминает как время, когда стало жить легче:

– Старший женился. Невестка попалась хорошая, никогда не обижала и во всем старалась помочь. Мать не стала работать, нянчилась с внуками да вела хозяйство.

Виктор Гордеевич окончил 10 классов. Сразу после школы его призвали в армию. Попал в Дальневосточное военно-морское училище им. Макарова. Служил на крейсере Калинин, благодаря этому повидал много геройских мест, как например, Порт-Артур. Служба Виктору Гордеевичу очень нравилась, он даже планировал остаться сверхсрочно. Но после одного из морских походов тяжело заболел, попал в госпиталь. После 4, 5 месяцев лечения его комиссовали по состоянию здоровья.

Вернулся домой в с. Бирикчуль в 1956 г., куда еще до войны в 1949-1950 гг. переехало почти все село Курочкино. Ведь многие его жители тогда были задействованы на работе в Аскизском лестранхозе. После положенного отпуска пошел устраиваться на работу в это лесопромышленное предприятие.

Руководитель принял Виктора Гордеевича не очень приветливо, сказав: «Мне нужны специалисты, а не артиллеристы», – резюмировал он. Но молодой Виктор не мог сидеть, сложа руки, не боялся он и самой тяжелой работы, поэтому стал кочегаром электростанции.

Пошел за часами, а нашел подругу жизни

Это случилось в 1956 году. На собственные заработанные деньги решил Виктор Гордеевич купить часы. Чтобы не прогадать в выборе, позвал с собой жену брата. Пришли они в сельский магазин. И среди покупателей приметил симпатичную девушку. Очень она ему приглянулась.

– Кто это?– спросил он у невестки.

– Так это же Валя Казанцева! – ответила та.

Оказывается, что эту чернобровую, с длинными косами он давно знал, но за последние годы она так расцвела, что Виктор Гордеевич и не узнал свою одноклассницу.

– Ох, и хороша она была, – вспоминает сегодня мой собеседник.

– И он был видным парнем, – поддерживает Валентина Герасимовна.

Тогда, в октябре 1956 года они расписались, а 7 ноября отпраздновали свадьбу. Гуляли всей деревней.

– Стали, значит, одной семьей. Вроде и не обижаемся, – рассуждает Виктор Гордеевич.

– Что это значит «вроде»? – в шутку укоряет его супруга.

– Ну, я за тебя сказать не могу, – пояснил Виктор Гордеевич, – а за себя скажу – жизнь прожили хорошую, детей хороших вырастили.

Уже 57 лет Валентина Герасимовна и Виктор Гордеевич в браке. А по сути, учитывая школьные годы, они всю жизнь прошагали рядышком. И чувствуется до сих пор в их отношениях трогательная забота друг о друге и взаимопонимание.

Вперед – к профессиональным вершинам

В 1957 году Виктора Гордеевича – молодого, способного, ответственного парня – лестранхоз направил учиться в Свердловское училище. Вернулся оттуда готовый специалист – технормировщик и сразу приступил к своим обязанностям. Сначала работал в мехмастерских и гаражах. Рассчитывал и устанавливал нормы рабочего дня каждого и производства в целом, начислял заработную плату и многое другое. Его работа совмещала две профессии – экономиста и бухгалтера. Обучение продолжилось уже в 1960 году в Москве.

А в 1961 году Виктору Гордеевичу с семьей посчастливилось побывать в Чкаловском городке (сейчас – Звездный). Приехали они туда к своему родственнику. Он жил по соседству со всеми теми, кто носил незабвенные фамилии: Гагарин, Терешкова, Титов, Николаев.

– У Юрия Гагарина красивейшая улыбка,– вспоминают мои собеседники. – Он очень приветливый, хороший парень. Удивило то, что в этом городке все жили на равных, не было там звездных людей. В очереди стояли все одинаково и те, кто первым побывал в космосе, и те, кто обеспечивал полеты с Земли.

Без пяти минут «безработный» инженер

В Московской железнодорожной инженерной академии Виктор Гордеевич получил специальность инженера по труду и заработной плате и продолжил работать в лестранхозе до 1964 года.

Был комсомольским вожаком, занимался с молодежью. Даже на это у него хватало времени и сил.

– О-о-о, что мы только не делали! – Вспоминает он. – И художественная самодеятельность, и субботники, и праздники. Жить было весело, интересно. Много хороших дел делали – чистили, садили деревья.

На том же предприятии он вступил в партию, а после его выбрали парторгом.

1964 году лестранхоз закрылся. Всех сотрудников переводили на новое место: Пировский район Красноярского края, где Виктор Гордеевич побывал в числе первых. Тогда там строили бараки для временного жилья. А условия были очень тяжелыми: зимой – снега выше крыши. А летом – комаров не продохнешь.

– Я поглядел и отказался ехать на постоянное место жительства. У нас тогда уже было двое ребятишек. Чуть позже трест направил на инспекцию подразделения. Это была третья поездка. Ехали по еще строящейся дороге (времянке) в неотапливаемых вагонах. Остановились в первом лесопункте Таежке недалеко от Ачинска, жили в бараке. Наутро надо ехать на центральную усадьбу – никто не хочет: завалы такие, что не проехать. Отправился один на лесовозе. Посмотрел и убедился, что условия ужасные. Получается, что на новом месте не было желания оставаться, а на старом – негде. Работы в лестранхозе шли к завершению. Выходит – без пяти минут безработный.

Производственный чудо-городок

Как-то супруги Голенко оказались в гостях у родственника в Новосибирске. В разговоре обрисовали ситуацию с работой и он предложил: «Оставайтесь у нас!». Договорился, чтобы Виктора Гордеевича приняли на Чкаловском авиационном заводе.

Когда он туда приехал, то увидел, что это не просто завод, а целый город со своими улицами, внутренним транспортом. От цеха к цеху рабочие передвигались на трамваях и троллейбусах. Виктор Гордеевич приглянулся руководству завода, предложили ему и достойную работу и условия проживания. Но Абазинский промышленный партком не отпустил, пригрозили исключить из партии. Пришлось согласиться на их предложение.

Назначили его заведующим промышленным отделом парткома, который находился в Абазе. Чуть позже вышло постановление ЦК об объединении сельских и промышленных парткомов, и сделать райкомы. С Абазы промышленный партком переместили в Таштып. А там, по воспоминаниям моего собеседника – непролазная грязь, дорог вообще не было. От СПТУ до маслозавода машины с продуктами во время распутицы тащили бульдозером в Матур, Арбаты, Абазу. Все ходили в болотных сапогах.

Первый секретарь Владимир Архипович Тарасов сказал тогда:

– Хочешь – оставайся в Абазе, а можешь ехать с нами, будем строить Таштып – дороги, дома.

Виктор Гордеевич предпочел Абазу. Полтора года отработал освобожденным председателем профкома.

В 1966 году начал строиться Абазинский лесокомбинат, туда и был назначен заместителем директора В.Г. Голенко.

– Этот лесокомбинат строился при непосредственном моем участии. Сами планировали все от самого первого кола – где будет находиться ограда, где какие цеха. А на субботниках и воскресниках вместе со многими другими мешал бетон и кирпичи таскал. Одновременно со строительством шла переработка леса: пилили, обрабатывали. Лесокомбинат получился идеальным. Я много знал лесных предприятий. В отличии от них, этот был весь из кирпича, компактный. Проработал я в лесокомбинате 10 лет.

С производства – в ряды партийного руководства

Когда первым секретарем назначили А.И. Кыжинаева, партийное руководство направило работать в Абазинский горсовет председателем. И не смотря на первоначальный отказ, хитростью добились своего. А.И. Кыжинаев уговорил закончить высшую партийную школу при ЦК КПСС, а после уже и согласия не нужно было.

Через 4 года назначили секретарем райкома по промышленности, строительству. Место было «горячим»: курировал все строительства, курировал работу совхозов. Ездил по рабочим местам, бывал и на лесозаготовке и на сплавах, участвовал в собраниях предприятий. В общем, был в курсе всех внешних и внутренних вопросов. Работа напряженная круглогодичная: зимой – зимовка, летом – страда. Одни пожары чего стоили: температура воздуха 40, да еще и огонь вокруг. Один раз даже вертолет сделал вынужденную посадку, в котором находился Виктор Гордеевич. Отделался ушибами. Слава Богу, никто не погиб.

С августа 1978 года работал председателем райисполкома, всего 4 года.

В то время район интенсивно развивался. Рудник гремел на весь союз, лесопромышленные предприятия: леспромхозы Арбатский, Абазинский и Матурский, Абазинский лесокомбинат, Абазинский и Таштыпский лесхозы, промхозы, совхозы: Арбатский, Абазинский, Таштыпский. Производили все: на экспорт лесоматериалы на продажу внутри страны, снабжали БАМ. Шахтостроительное управление строило предприятия, организации и дома. Дорожники создавали дороги, ремонтировали существующие. К середине 80-х Таштып стал похож на настоящий населенный пункт: построили больницу, многоэтажные дома, дороги, многое другое.

В столице Хакасии

В 1982 году Виктора Гордеевича перевели в Абакан начальником управления бытового обслуживания. Начинать пришлось с нуля, эта сфера находилась в полной разрухе. Предыдущего руководителя осудили за хищения и должностные преступления. Партийное руководство приказало: «Надо поднимать бытовое обслуживание!». «Поднимать, так поднимать…», – решил для себя Виктор Гордеевич и с присущей ему ответственностью, принялся за новое для себя дело. Поднял. Буквально за несколько месяцев вся структура заработала как часы, ежемесячно выполняли планы. Прекратились нарушения, люди почувствовав неравнодушие нового руководителя, тоже стали более ответственными. Трудно даже представить, как справиться с такой махиной.

– Как Вам это удалось?

– Коллектив…, что я-то? – отмахивается мой собеседник. – Я только и мог, что поговорить, организовать. Где-то выбить снабжение, где-то еще вопросы решить.

Под руководством В.Г. Голенко трудились более 5 тысяч человек. В ведомство входили управления: облбытшвей, быттехника, ремтехника, обувь, облбыт, швейбыт, ремстройбыт и все районные управления бытового обслуживания (всего 21 управление и объединение), помимо отдельных быткомбинатов. Активно создавалась инфраструктура: возводились здания в Саяногорске, Черногорске, Таштыпе, Аскизе, Белом Яре, Усть-Абакане, Бограде, Орджоникидзе. Виктор Гордеевич отдал 8 лет своей жизни на восстановление отрасли, создал базу для дальнейшего полноценного функционирования.

В борьбе за экологию малой Родины

В середине 80-х годов во времена правления М.С. Горбачева заговорили об экологии. Первым возглавлять данную область назначили первого секретаря Усть-Абаканского райкома партии Владимирова. Необходимо было организовывать работу государственного комитета экологии и природных ресурсов. Разрабатывать документацию, структуру, налаживать межструктурные связи – работа, требующая не малых знаний, сил и нервов. Последнего и не хватило Владимирову, умер от инфаркта. Тогда снова вспомнили о Викторе Гордеевиче, как о человеке не раз бравшемся за новое дело и добивавшемся отличных результатов.

– Ты лесник, все это дело знаешь, это по твоей части, – сказал ему первый секретарь обкома КПСС облисполкома Г.П. Казмин.

Выделили Виктору Гордеевичу «помещение» – именно в кавычках, потому что не было в нем ни пола, ни окон – одни стены. Техники поначалу также – ни одной единицы. Кое-как выбил две машины. А о лабораториях и речи не было. В общем, в который раз герой моего рассказа начал создавать на пустом месте новую структуру – Государственный комитет экологии и природных ресурсов. В течение 10 лет ему удалось организовать авторитетное ведомство, работоспособный природоохранный механизм.

– Лаборатория наша была лучше, чем в Красноярском крае и здание министерства тоже впечатляло. Автопарк на момент моего ухода состоял из 27 машин. Сложность заключалась в том, что раньше купить автомобиль было невозможно, все выпрашивал. А как комитет оформлял, страшно вспомнить! Министерство в Москве громадное, кабинетов много, людей полно – такая огромная бюрократическая машина (один отправляет ко второму, второй – к третьему)… Ходил-ходил по кабинетам, 5 дней просто жил там, а вернулся без результатов. И так 12 раз съездил, а дело стоит, одни проволочки, отписки. Только когда добился содействия первого секретаря обкома, тогда двинулось все с мертвой точки.

Благодаря руководству В.Г. Голенко, помимо отлично работающей госструктуры, на территории Хакасии появились: заповедник, объединение научных работников, началась активная научно-исследовательская деятельность, непосредственное отношение Виктор Гордеевич имеет к появлению первой Красной книги Хакасии.

О прожитом…

Трудовой стаж Виктора Гордеевича 47 лет.

– Как Вам запомнились трудовые годы?

– Интересное время. Все стремились к чему-то. Была идея сделать что-то хорошее для людей, не для себя старались. Если какой-то вопрос, проблему решил, знаешь, что кому-то стало жить легче – значит день прожил не зря. Осознание этого давало силы работать дальше. К примеру, заработная плата у партийных руководителей была ниже, чем у производственников, так что трудились на совесть, а не на карман. Да и отношения между людьми были совсем иными. Дружили, выдавалась возможность – уезжали с семьями на природу, пели песни, плясали. Дом всегда был полон людей. И сами люди были проще.

Сейчас радость и смысл жизни для четы Голенко составляют дети, трое внуков,6 правнуков.

– Дети у нас замечательные, хорошо учились, нас радовали. Сейчас все внуки приходят в гости, уже нам помогают, как могут, – радуется Виктор Гордеевич. – Но самое огромное спасибо я говорю моей Валечке. Особенно с годами я стал понимать, что это золотой человек. Пока я работал, она растила детей, содержала в чистоте и порядке дом, и никогда ни слова упрека я не услышал от нее. Такое надо терпение иметь, никогда ни разу, не выясняла отношения со мной: где был и что делал? И по долгу службы, и по-дружески принимали в доме людей, и все ложилось опять на ее плечи. И то, что наш дом был всегда гостеприимным, – это огромная ее заслуга.

За самоотверженный труд Виктора Гордеевича наградили двумя орденами «Трудового Красного знамени», орденом «Знак почета», шестью медалями. Он имеет звания: «Заслуженный эколог Российской Федерации», «Почетный гражданин Таштыпского района». Он 16 раз избирался членом поселковых, городских, областных, районных Советов народных депутатов.

Не раз Виктору Гордеевичу приходилось начинать с нуля, и каждый раз эта дорога не была выстлана красной дорожкой, а скорее, приходилось пробираться сквозь «терновые кусты» бюрократизма, человеческой лени, безответственности. Но закалка, полученная еще в детстве, полном лишений, помогла превозмочь все преграды и добиться отличных результатов. Трудовой подвиг Виктора Гордеевича Голенко – отличный пример молодому поколению.

Ольга Гонза,
«Земля таштыпская»

Данный материал стал одним из последних о Викторе Гордеевиче Голенко, Почетном гражданине Таштыпского района. В 2013 году его не стало, но память о нем жива.

668131

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы