Век заботы о детстве

11:40 19.01.2018
Век заботы о детстве

Дети республики

В начале XX века в царской России насчитывалось до 2,5 миллионов детей, не имеющих крова и питания. Практически сразу после революции, 14 января 1918 года Декретом Совета Народных Комиссаров, подписанным В. И. Лениным, были созданы комиссии по делам несовершеннолетних. Отныне несовершеннолетние признавались «детьми республики» и забота о ребенке стала «прямой обязанностью государства», причем основное внимание уделялось детям обездоленным, сиротам и беспризорникам. Борьба с беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних стала рассматриваться как часть единого дела охраны детства.

Несмотря на огромную работу, число беспризорников за годы гражданской войны возросло до 4,5 миллионов. Тогда по инициативе Ф.Э. Дзержинского и под его руководством была создана комиссия по улучшению жизни детей. По предложению комиссии ВЧК была создана разветвленная сеть временных и постоянных воспитательных учреждений: детских домов, школ санаторного типа, колоний, коммун, детских городков и приютов.

В течение последующих лет деятельность комиссий неоднократно изменялась: уточнялись функции, расширялись полномочия.

11 июля 1931 г. было принято Постановление СНК РСФСР под названием «Положение о комиссии по делам несовершеннолетних». Оно выделяло основные цели деятельности комиссии:

1) охрана прав и интересов несовершеннолетних;

2) предупреждение и борьба с правонарушениями несовершеннолетних путем применения мер медико-педагогического характера, правовой и материальной помощи, ведения разъяснительной работы среди населения.

В результате работы комиссий произошли позитивные изменения: беспризорность и связанные с ней правонарушения детей и подростков пошли на убыль.

Государство вместо родителей

В годы Великой Отечественной войны реальная забота государственных учреждений о детях, по сути, заменила множеству детей разрушенный врагом родительский дом, сохранила заботу и надзор за ребятами в новых местах поселения. При исполкомах местных Советов были образованы специальные комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей, на них же возлагалась охрана прав несовершеннолетних, их трудоустройство, предупреждение безнадзорности. Во всех районах и городах страны в этот период была открыта дополнительная сеть детских домов и уплотнены существующие.

Пенсионерка Мария Ц. вспоминает:

– У родителей нас было 8 детей. И когда папа после тяжелой болезни умер, маме стало совсем невмоготу. И нас, трех младших сестренок, определили в детский дом. Если бы не это, мы бы, наверное, не выжили. Хотя, конечно, в детском доме тоже – не сахар. Но, по крайней мере, мы были одеты, накормлены и могли учиться в школе, не пропуская занятий.

Вспоминает военное детство и Лидия Ж.:

– Мама у нас умерла еще до войны, отец женился снова, в семье родился младший братик. А потом – война, отец ушел на фронт… Нам совсем нечего было еть. Нас с сестрой мачеха отправляла просить милостыню. Потом мы попали в детский дом, и нас эвакуировали на восток. Всю жизнь помню, как долго ехали, как застряли на какой-то станции, и воспитательница не разрешала нам спать, чтобы во сне не замерзли… Тогда всем было трудно, но в детском доме о нас заботились.

Впоследствии, окончив школу и педагогический институт, Лидия сама стала учителем в интернате. Только воспитанники ее были не сиротами, а детьми железнодорожников, находившихся в дальних рейсах.

Дети – будущее страны

В послевоенный период, несмотря на то, что все силы были направлены на восстановление разрушенной экономики, детским проблемам уделялось внимания не меньше. Постановлением Совета Министров РСФСР в 1957 году утверждено Положение о комиссиях по устройству детей и подростков.

В эти годы были проведены крупные социальные мероприятия по расширению масштабов оказания конкретной помощи семьям в воспитании детей и подростков, расширению общественного попечения о несовершеннолетних, лишившихся родителей, улучшению трудового воспитания подрастающего поколения. Согласно правительственному решению в стране создавались школы-интернаты, группы продленного дня, принимались меры по улучшению работы с подростками по месту жительства, развитию внеклассной и внешкольной работы с учащимися.

Большое внимание уделялось устройству молодежи на работу после окончания общеобразовательной школы, развитию профессионального обучения несовершеннолетних. Создавались необходимые условия для желающих работать на производстве, для адаптации подростков в трудовых коллективах. В результате отмечалось снижение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года было утверждено Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, которое действует по настоящее время. В соответствии с ним, КДН являются основным координационным звеном в системе государственных органов и организаций общественности, специально занимающихся воспитательной и профилактической работой среди несовершеннолетних.

В 1970-х годах на комиссию была также возложена обязанность по наблюдению за поведением осужденных несовершеннолетних, в отношении которых применена судом отсрочка исполнения приговора и условное осуждение.

В следующем десятилетии была расширена компетенция комиссии в части рассмотрения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних и их родителей.

Сейчас основным правовым актом в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав является Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

На защите прав детей района

О некоторых направлениях муниципальной КДН и ЗП Таштыпского района рассказывает ее секретарь Татьяна Анатольевна Кайлачакова:

– В полномочия муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних, в соответствии с законодательством, входит 22 направления работы.

Одно из них: рекомендации о направлении в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от 8 до 18 лет, требующих специального педагогического подхода. Таких училищ в РФ всего три, одно из них находится в Абакане. В 2017 году туда были направлены 3 подростка, а всего из Таштыпского района там обучаются 5 человек. Эти училища помогают нашим детям получить образование, ограждают их от совершения правонарушений и преступлений.

Еще одно из направлений: защита прав несовершеннолетних, профилактика их безнадзорности и правонарушений. По сообщениям неравнодушных граждан или работников образовательных организаций члены комиссии обследуют жилищно-бытовые условия подростков. И если факты подтверждаются, и ситуация действительно плохая, принимается решение о помещении несовершеннолетнего в реабилитационный центр (в 2017 году было помещено 11 человек), а родителям рекомендуем пройти лечение от алкоголизма (в 2017 году направлено на лечение 7 человек). Обращаемся в суд с заявлением об ограничении в родительских правах (в 2017 году 3 случая), а также проводим с родителями и несовершеннолетними разъяснительные и профилактические беседы, чтобы не допустить совершения правонарушений (85 бесед за 2017 год).

Очень много внимания уделяется организации досуга подростков в летний период. В районе в 2017 году работали 11 спортивных площадок, где по расписанию проводились занятия различных секций. Например, в Таштыпском спорткомплексе все лето работали секции футбола, тенниса, борьбы. Любой ребенок мог прийти и заняться любимым видом спорта, поиграть в подвижные игры, позитивно пообщаться с друзьями, тем самым отвлечься от соблазна совершить противоправный поступок.

За цифрами отчетов – судьбы

В качестве примера результативной работы комиссии приведу только два мнения.

Сергей П., бывший «трудный подросток»:

– Моя семья не была мне «защитой и опорой». Отец пил, мама не могла быть мне примером. Общаясь на улице и в школе с мальчишками, я все время пытался доказать, что мой малый рост – не повод для насмешек. Не раз дрался. Вызывали на комиссию, ставили на учет, беседовали со мной и с отцом, уговаривали. Не сразу все исправилось, но как-то мне посоветовали записаться в секцию борьбы. Начал заниматься, стало интересно. Постепенно понял, умение драться, побеждать противника – это как оружие, которым нельзя пользоваться для нападения, а только для защиты. И даже не для того, чтоб себя защитить, а для защиты других. Спасибо тренеру. Сейчас у меня своя семья. Надеюсь, своего сына буду тренировать сам.

Мнение приемного родителя Л.:

– Я столкнулась с этой системой из-за приемного подростка. У нас было воровство и еще много чего. Мы побывали на комиссии. Конечно, ситуация неприятная, можно сказать, не для слабонервных. Хотя отношение было доброжелательное, никто на нас не давил, лишним не пугал. Пришлось близко познакомиться и с сотрудниками КДН, и с райотделом полиции. Но помогли, были доброжелательны, терпеливы, внимательны. Беседовали, советовали, мне бы самой не справиться. Теперь у нас все хорошо, школу окончили, сейчас в колледже. Жалоб никаких нет. Так что я благодарна людям, которые нам помогали в свое время.

Таким образом, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, впервые созданные в 1918 году, на протяжении всей своей истории осуществляют совместно с заинтересованными органами важные задачи по устройству детей и подростков, охране их прав, предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Ирина Кабанова

89801

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы