В Шепчуле встречаются потомки охотника Чочия

05:26 17.06.2016

Прельстили охотника плодородные земли, обширные луга, богатые дичью – тайга, а рыбой – реки и речушки. С женой весной поставили дом, распахали поле, посеяли хлеб, разбили огород под овощи, завели живность. Лето проходило в земледельческих хлопотах, а зиму глава семейства промышлял охотой. Выросли, став помощниками, а затем основали свои семейные гнёзда и дали потомство пятеро сыновей – Таптис, Погдан, Ачах, Хоохай и Тодан.

Так постепенно рос и ширился посёлок, основанный Чочием. А в период паспортизации все его потомки получили фамилии Чочумаковых или Чучумаковых (это уж на что грамоты писарей хватало).

Позже в деревне появились Колмаковы, Тибильдеевы, Орозовы, Сидеевы, Кызынгашевы, Токчинаковы, Сунчуковы и другие.

До потрясений бурного XX века жили относительно зажиточно. Благополучие измерялось тогда количеством скота, пахотной земли, покосов. Всего этого можно было достигнуть только своим трудом, осваивая имеющихся в достатке земельных и покосных угодий. К 1917 году в селе было 26 хозяйств. Вера была православная, крестились в Матурской и Большесейской церквях.

Жили дружно, уважая старших и приучая младших к труду и преодолению жизненных невзгод. Ведь именно взаимное уважение, взаимовыручка и взаимопомощь помогали шепчульцам преодолеть потрясения бурного века без особых потерь.

О революции слышали, но продолжали жить прежним укладом. Гражданская война обходила до поры до времени посёлок стороной, так как инородцы в армиях не служили. Но когда остатки белогвардейских войск прорывались в соседний Урянхай (Туву), со своих дворов жители наблюдали бой возле деревни отрядов «белых» и «красных». Сеча, по рассказам старожилов, была жестокой. Но ещё страшнее произошли события после победы «красных».

Остатки «белого» отряда скрылись кто в лесу, а кто и по дворам. Красногвардейцы собрали около 30-ти человек, раздели их донага и расстреляли при согнанных жителях всех до единого. Не пожалели даже молодого парнишку, который, плача, показывал им свою винтовку, из которой не сделал ни одного выстрела.

Позже жители посёлка похоронили тела расстрелянных в стороне от сельского кладбища, за что едва не поплатились репрессиями. Отговорил от расправы над сердобольными сельчанами чекистов председатель местного комбеда (комитета бедноты) Николай Иванович Сидеев, мол, закопали трупы, чтобы не было заразы. Хотя сельчане поступили по-христиански, предав земле погибших. На это захоронение наткнулись через много лет, расширяя сельское кладбище. Но прах не потревожили.

– Я передаю эти слова наших отцов и дедов, – говорил в редакции старожил посёлка Юрий Семёнович Чочимаков, – чтобы родные и близкие погибших через много лет могли поклониться родному праху жертв кровавой междоусобицы. В том бою пятеро казаков чудом уцелели, прятались в тайге, а их снабжал продовольствием один из пожилых жителей посёлка. Все об этом знали и помогали сердобольному односельчанину. Потом спасённых переправили к границе с Урянхаем.

И потом, в годы репрессий, односельчане друг друга не предавали, на друг друга не доносили. Не было у нас ни кулаков, ни подкулачников, ни «врагов народа». Мы все из одного корня – охотника деда Чочия.

И наш род не первый осваивал эти места. В 1940 году при рытье могилы выкопали старинное захоронение, где были не только скелет, но и медная посуда, лук, стрелы. По глупости Павел Семёнович Канзычаков одел череп, словно каску, на голову, так три дня потом без сознания был. Всё найденное потом в Абаканский музей передали.

В общем, жили одной семьёй. Когда создали охотничий колхоз, то тоже не было трений, так как все были охотниками.

На войну ушли 43 человека из деревни, а вернулись только 23 израненных односельчанина. Уходили семьями. Чучумаковых всех возрастов ушло на фронт 18 человек, погибли 10. Кызынгашевых ушло семеро, вернулись только трое. Их имена, как и других героев войны сегодня начертаны на сельском памятнике, установленном в 2001 году.

Годы войны ещё больше сплотили сельчан. Вместе бедовали над «похоронками», трудились на полях и в тайге, спасали детей. Вместе и Победу праздновали со слезами на глазах.

Казалось бы, всё трудное позади, но испытания для потомков деда Чочия не прекращались. Многочисленные реорганизации, а затем разрушительная перестройка разметали их по всей России, даже по ближнему и дальнему зарубежью. В 2006 году, при праздновании 210-летия посёлка, в нём уже проживало лишь 13 семей. Ныне осталось 8 семей и 34 жителя.

В последнее время социальная инфраструктура в небольшом посёлке развивается. Есть детская площадка, водонапорная башня, открылся небольшой клуб и другое. Но жителей мало. Хотя оставшиеся, насколько хватает сил, стараются сохранить посёлок. К примеру, Юрий Семёнович Чочумаков, несмотря на преклонный возраст, не только старается поддерживать связь односельчан друг с другом, являясь зачинщиком уже второй встречи потомков деда Чочия, но и ведёт добровольную работу по воспитанию патриотизма к родовому гнезду, агитирует молодёжь за развитие родного посёлка, вокруг которого, несмотря на губительное время гигантонизма, ещё много благодатных мест для хозяйственной деятельности.

Думается, что предстоящая встреча даст новый толчок к возрождению родового гнезда, с таким трудом основанного таёжным охотником из Горной Шории Чочием.

Пётр Визул

85618

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы