Все участники прибыли вовремя, разбили палатки, развели костры. Организаторы пригласили представителей команд, для проведения жеребьевки, заодно приняли у них заявки на участие и проверили наличие оборудования. В состязании приняли участие 10 школ нашего района, а именно: Малоарбатская, Нижнесирская, Таштыпская №1, Верхташтыпская, Матурская, Большесейская, Имекская, Таштыпская №2, Арбатская, Бутрахтинская.
Прозвучала команда для построения, началась церемония открытия туристического слета. С поздравительной речью выступила директор Центра детского творчества Татьяна Павловна Скоморохова, поздравив ребят со Всемирным днем туризма, пожелала успехов, удачи и победы сильнейших. К ее словам присоединилась специалист МКУ «Управления образованием Таштыпского района» Светлана Ивановна Самойлова, пожелав участникам честной и бескомпромиссной игры.
После поздравительных речей методист Центра детского творчества Любовь Григорьевна Топоева представила судейскую коллегию, озвучила результаты жеребьевки и программу соревнований.
Сразу после открытия участники разошлись по своим территориям, кроме новичков, для которых организаторы соревнований приготовили традиционный обряд посвящения в туристы.
Вначале им предстояло испытание, а может и удовольствие – поедание туристической каши. От которой все участвующие пришли в «дикий восторг», ведь кашка была необычная, а с перчиком и солью.
Второе испытание – ребят разделили на четыре команды, все одновременно залезли в середину обруча, пробежали до кучи с туристическими вещами. Там они собрали рюкзаки для похода, которые получились внушительных размеров.
А на третьем этапе нужно было с этим самым балластом за спиной проползти через тряпичный туннель. Трудность заключалась в том, что он цеплялся за ткань, тем самым затрудняя движение. Несмотря на сложность, все участники справились на отлично.
Последнее испытание – нужно выпить напиток из кубка и получить отличительный знак посвященного – на правую щеку зеленую букву «Т», обозначающую «Турист». Ребята ушли с положительными эмоциями и впечатлениями.
Пока посвящали новичков в туристы, для старшей группы дана команда конкурса поваров. Каждая школа должна представить перед судьями и независимыми экспертами блюда из заранее определенных продуктов, на все про все давался один час. А пока юные поварята трудились над своими шедеврами, организаторы подготовили полосу препятствий. В нее входили: вязка узлов, навесная переправа, подъем-траверс-спуск, преодоление болота, водная преграда, переправа по бревну.
Наступил волнующий момент, на старт вышла первая команда Малоарбатской школы. После сигнала участники ринулись вперед на первый этап «Вязка узлов», справились быстро.
Побежали на следующий «Преодоление болота», от участников требовалось прыгать по воображаемым кочкам, не задев земли.
Далее гора, и следующее препятствие «Подъем-траверс-спуск», его разделили на две части. Сначала ребята закрепившись на веревках спускались с нее, чтобы попасть на «Водную переправу». Одев спасательные жилеты, вся команда, торопясь, запрыгнула в лодку и, гребя веслами, преодолела определенное расстояние за буйками, нужно было, не задев их, вернуться назад, проплывая через «ворота». Ребята справились хорошо, выбравшись из лодки они кинулись бежать на продолжение этапа «Подъем-траверс-спуск». Также закрепившись за веревки, поднялись на гору и, перекидывая карабины, по склону горы прошли траверс.
Предпоследний этап «Навесная переправа». В этом году ребятам усложнили задачу, они сами должны были натянуть и, по прохождению всей команды, снять навесную переправу. Торопя друг друга они выполнили задание и вышли на финишную прямую.
Там их ждал последний уровень «Переправа по бревну». Через канаву лежало дерево, по которому участники должны пробежать не соскользнуть в пропасть. Они ловко преодолели трудность и выбежали к финишу.
Следующая команда Нижнесирской школы стартанула по команде и круговорот событий повторился, лишь вдали слышались крики:
– Давай, быстрей!
– Не отставай!
– Куда ты ногу ставишь?! Да не туда!
– Бежим!!!
Подождав, когда девочки отдышатся от пройденной полосы, я задала несколько вопросов Алине Канзычаковой и Вике Сагалаковой из младшей группы Нижнесирской школы:
– Сложно было?
– Да! Потому что мы участвовали первый раз, но нам очень понравилось!
– Будете участвовать еще в таких соревнованиях?
– Конечно, обязательно будем!
Пожелав девочкам дальнейших побед, я направилась к старшей группе ребят из ТСШ №2.
По результатам жеребьевки в своей подгруппе они стояли первые. С любопытством начала расспрашивать о соревнованиях, какие на их взгляд плюсы и минусы: «Хорошо что в нашем районе каждый год проводят такие замечательные соревнования, ведь это не только хорошая возможность поддержания себя в отличной физической форме, но и общение, и знакомство с новыми людьми. Понравилось, что в этом году они проводятся в самом Таштыпе, далеко ездить не надо, но уж очень хотелось поехать с ночевкой на два дня, как это было раньше. Хочется сидеть возле костра, петь песни под гитару, встречать рассвет… Становится грустно от того, что мы, старшая группа, приехали сюда в последний раз, но радует то, что нам на смену растут наши младшенькие». Я не угомонилась, тут же начала засыпать вопросами «младших»: не страшно ли им участвовать и вообще заступать на смену, на что они ответили:
– Страшно, волнительно, очень боимся подвести свою школу, но мы будем хорошо тренироваться и стараться побеждать.
Мне стало интересно, почему слет в этом году прошел без ночевки. С этим вопросом я подошла к организаторам, на что они ответили:
– В этом году мы не успели найти такое место, где скалы не осыпные и соответствуют требованиям безопасности. Мы отвечаем за жизнь каждого ребенка, это огромная ответственность. У нас на примете есть одно, если оно подойдет по всем критериям, то на следующий год поедем с двухдневной ночевкой.
Соревнования затянулись до вечера, команд много, а времени мало. Когда все участники прошли трассу, началось подведение итогов и распределение призовых мест. В младшей группе первое место заняла Малоарбатская школа, второе – ТСШ №2, третье – Верхташтыпская школа, а в старшей группе места распределились так: первое место – ТСШ №2, второе – ТОШ-И №1, третье – Арбатская школа. Победителей и призеров наградили дипломами, переходящими кубками и памятными призами. Организаторы от всей души благодарили за оказанную финансовую помощь: отдел спорта туризма и молодежной политики Таштыпского района, координационный совет молодежи Таштыпского района, В.Н. Александрова, Н.П. Лопатина, Л.И. Круговых.
Участники в приподнятом настроении прощались, пожелав друг другу удачи, добра и всего хорошего, надеясь увидеться в следующем году.
Светлана Тюкпиекова
Из истории туризма
Спортивный туризм в СССР, как вид спорта включен, в Единую всесоюзную спортивную классификацию в 1949 году.
При присвоении спортивных разрядов и звания мастера спорта учитываются количество и сложность совершенных походов, а также опыт самостоятельного руководства ими. Сложность определяется продолжительностью и протяжённостью маршрутов, количеством и разнообразием естественных препятствий.
Многодневные походы (пешеходные, лыжные, водные, горные, велосипедные, автомобильные, на мотоциклах и мопедах) проводятся по маршрутам 5 категорий сложности. Маршруты повышенной сложности, особенно 4 – 5-й категорий, требуют хорошей общефизической и специальной подготовки. Походы проводятся, как правило, при содействии спортивных и туристских клубов, советов спортивных обществ, коллективов физкультуры. Как средство круглогодичной тренировки туристов используются т. н. походы выходного дня и соревнования по видам туристской техники.
В 1974 при советах по туризму и экскурсиям имелось 1419 туристских клубов, свыше 56 тыс. клубов и секций в коллективах физкультуры, в которых занимались 4,1 млн. чел.; совершено 14,5 тыс. спортивных путешествий; около 600 чел. присвоено звание мастера спорта по спортивному туризму.
Навыки. К основным навыкам туриста относятся: оказание первой помощи, организация и проведение эвакуации пострадавших, навыки выбора места и установки лагеря и временных стоянок, работы с веревками и техническими средствами наведения переправ, страховки и т.д., техники движения и преодоления препятствий различного характера, организации порядка движения и иных действий в группе, выживания в экстремальных условиях (например, ночевки в снегу, работы при недостаточном питании, действия в экстремальных погодных условиях, действий в случае потери контакта с группой, самопомощи, ипользования в кач. снаряжения подручных средств и т.п.), составления меню и раскладки питания в спортивном походе, разведения и поддержания огня, приготовления пищи, ремонта снаряжения, ориентирования и навигации, психологической работы и разрешения конфликтов, руководства различными работами и действиями в экстремальных ситуациях.
К дополнительным полезным навыкам можно отнести знание языка района похода или распространенного языка, навыки смежного вида туризма и видов спорта, навыки охоты и рыболовства, обращения с животными и различной техникой, полезные знания в области географии, флоры и фауны, навыки переговорщика, рассказчика, инженерные знания.
Оставить сообщение: