К читателю
Нередко слышится вопрос, задаваемый с изрядной долей ехидства или ещё с какой-то очень даже выраженной нехорошей интонацией: «Что, про Тлачик много пишут и праздник там провели потому, что глава района родом из того бывшего улуса?». Вопрос странный и даже во многом циничен. И вызывает встречный: «А почему вы не пишете о своей малой Родине, не добиваетесь у властей проведения местного праздника и сами активно в его организации не принимаете участие?».
Что же касается проведения праздника на месте пребывания улуса Тлачах, деревни Тлачик, то это с именем главы района связано постольку-поскольку, разве что с фамилией... Ведь именно из Тлачика она повелась по хакасской земле. Об этом много писал на основании своих исследований уроженец улуса Тлачах, учитель, участник Великой Отечественной войны, патриот своей малой Родины, своего народа, своей фамилии Кондратий Андреевич Шулбаев.
К сожалению, он умер в 1997 году (кстати, за 10 лет до избрания В.И.Шулбаева главой Таштыпского района, так что, если он его и видел, то босоногим мальчишкой), так и не узнав, что его исследования станут основой для большой работы по возвращению к истокам. И не только по Тлачику.
Настоящий экскурс в прошлое малого улуса немногочисленного народа – шорцев, не претендует на истину в первой инстанции, тем более – на фундаментальное исследование истории ныне уже несуществующего в официальной статистике улуса Тлачах, затем деревни Тлачик. Приводимые здесь исторические сведения основаны на материалах, почерпнутых автором в книге Вениамина Шулбаева «Аал Анжуль». Вениамин Прокопьевич родом из с. Анжуля, ныне Анчула, который в те далёкие времена заселялся почти одновременно с Тлачиком членами одного сеока (рода) хобый, принявшими при крещении в большинстве фамилию Шулбаевы. Между жителями этих населённых пунктов с испокон веков сохранялись тесные родственные и другие связи, а после ликвидации Тлачика многие его жители переселились в Анчул.
Так что зарождение улуса Тлачах и аала Анжуль проходило одинаковым путём, родственными и близкими по обычаям, традициям и быту членами одного шорского сеока – хобый.
Автор книги «Аал Анжуль», в свою очередь, использовал сведения из трудов видных и авторитетных учёных, которые исследовали древнюю историю земель Южной Сибири, углубляясь до 300 тысяч лет. Это: Л.Р. Кызласов, В.Я. Бутанаев, В.Г. Карпов. Также В.П. Шулбаев черпал данные из таких официальных изданий как: «Энциклопедия Республики Хакасия», «Книга памяти погибших и пропавших без вести в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» и «Книга памяти жертв политических репрессий Республики Хакасия», а также периодических печатных изданий – газет «Хакас чири» и «Хабар». Особую строку занимают свидетельства очевидцев, участников и потомков освещаемых событий, а также народные сказания, предания, легенды и другие источники.
Автор настоящего материала, кроме указанной книги и официальных изданий, также использовал сведения, почерпнутые в национальном архиве Республики Хакасия, муниципальном архиве Таштыпского района, Таштыпском краеведческом музее, районном Доме культуры, читальном зале районной библиотеки, публикаций в районной газете «Земля таштыпская», в материалах проведения праздника «Айланыс (возвращение к истокам)» на месте бывшего (?!) населённого пункта Тлачик 29 сентября 2012 года.
Большую помощь в сборе фото- и текстовых материалов оказали бывшие жители Тлачика и их потомки, работники администрации района, Матурского и Анчулского сельсоветов, фотографы и фотолюбители района (пофамильно, кто известен, будет назван в тексте). Но большинство исторического материала было взято в книге В. Шулбаева «Аал Анжуль», личных архивов историка-любителя, уроженца улуса Тлачах К.А. Шулбаева (1917–1997 гг.) и писателя, журналиста, потомка уроженца Тлачика О.П. Шулбаева.
Автор выражает большую признательность всем тем, кто словом и делом помогал в подготовке настоящего материала.
Примечание: В различных источниках название населённого пункта звучит как Тлачик или Тлачек, а то и оба названия соседствуют в одном и том официальном документе (Выборные 1950 г. районная газета «Таштыпский колхозник» №62 за 5 ноября: «Тлачинский избирательный участок №21», а секретарь участковой избирательной комиссии – «от коллектива учителей Тлаченской начальной школы»). Красноярский крайисполком в своём решении №481 от 30.11.1987 года пунктом 8 исключил из учётных данных вообще «деревню Тлачах Анчульского сельсовета». Потому автор не считает это большой ошибкой и просит о том же читателей.
Орфография первоисточников автором сохранена. Исправлению были подвергнуты лишь несуразицы, опечатки и грубейшие ошибки в стилистике.
В глубине веков
По новейшим данным, ранние предки человека поселились на просторах Южной Сибири свыше 300 тысяч лет тому назад. В Хакасии неандертальцы расселялись в эпоху от 100 до 40 тысяч лет тому назад.
По среднему течению Енисея и в долине Абакана (наши места – прим. авт.) археологами открыто свыше 70 более поздних поселений людей, живших в ледниковом периоде, около 20-10 тысяч лет назад (Кстати сказать, автор в своём дворе выкопал на полутораметровой глубине каменное изделие и заготовку для неё, возраст которых знающие люди определили в 10 тысяч лет. Известно, что на территории района его жители ненароком находили бронзовые ножи – Таштып, наконечники стрел – Имек, вязанную металлическую кольчугу – Арбаты, и многое другое, о чём не известно большому кругу лиц). Потому можно с уверенностью сказать, что по нашим лесам, горам, лугам и рекам жили очень далёкие предки из каменного, бронзового и более поздних веков.
На территории Саяно-Алтайского нагорья древнее население имело лицо монголоидного вида. В позднем неолите (начало третьего тысячелетия до н.э.) здесь появились с запада «длинноголовые» европеоиды. Эти племена стали тесно сосуществовать, и не только в ведении хозяйства, что явилось причиной появления смешанного европеоидно-монголоидного физического типа.
Виды хозяйствования были традиционно животноводческие (лошади, крупный и мелкий рогатый скот), земледельческие, охота и рыболовство. Как всем известно, виды хозяйствования подсказывали природа и климат.
В этот же период возникает южносибирский очаг обработки металлов. И это не удивительно при столь богатых на рудные залежи гор и долин. В этом древние жители Хакасии опередили даже китайцев, которые начали заниматься металлообработкой (бронзой) в ХVIII-ХVII веках до н.э.
В Хакасско-Минусинскую котловину примерно 3600 лет тому назад проникает с запада новая волна европеоидного населения. Они жили в больших землянках с утеплёнными загонами для скота, разводили КРС, овец и коз. Пользовались 4-колёсными телегами и двухколёсными повозками, а также боевыми колесницами с парной конной упряжкой. Передвигались и верхом. Были рослыми европеоидами.
К середине 2-го тысячелетия до н.э. происходит до сих пор неизведанное явление – создание Великого нефритового пути эпохи бронзы. Этот путь шёл из Прибайкалья на запад до Волги, соединяя Южную Сибирь и Восточную Европу.
На просторах будущей Хакасии появляются постоянные поселения с определившимся укладом, владеющим как земледелием и скотоводством, так и металлообработкой, наметился прогрессивный путь развития населения.
Динлины
Непрочные союзы скотоводческих племён, несмотря на свою мощь, быстро разваливались. И у осёдлых «тагарцев», населявших Хакасско-Минусинскую котловину и лесостепь, в IV-III веках до н.э. появляется первое южносибирское государство, зафиксированное в древнекитайских источниках как «государство Динлин». Здесь проживали чистые и смешанные этнические группы угро-, кето- и самодийскоязычных субстратов. То есть, местное население из-за постоянных кочевий и перемещений становилось всё более пёстрым
Внешне динлины были европеиодного типа, жили в рубленных и полуземляных домах с каменными стенами и окруженными загонами для скота. Но земледелие оттесняет скотоводство. Появляются ирригационные системы, новые виды сельхозорудий — серпы, зернотёрки, мотыги. Появляются мельницы, а позже и плужная обработка земли, дамбы, плотины, каналы. Те, кто всем этим владеет и руководит, выделяются в отдельную социальную группу, идёт расслоение населения на классы. Войско динлинов впервые оснастилось железным оружием.
Гунны
Но процесс самобытного развития первого южносибирского государства был насильственно, варварски прерван нашествием грозного внешнего врага. И эти враги сменяли друг друга, разнясь немного по силе и жестокости, методам угнетения и разорения территории и населявших её народов почти полутора тысячелетия.
Государство динлинов за 200 лет до н.э. разгромили гунны, прервав поступательное прогрессивное развитие установлением своего владычества с навязыванием своих обычаев и нравов во всех областях жизнедеятельности. Аргументом было распределение воды.
За 30 лет до н.э. гунны после неоднократных восстаний местного населения были вынуждены уйти, но у власти стали пришлые гяньгуни-кыргызы, объявив себя потомками и последователями гуннов. Это были тюркоязычные и немногочисленные группы.
Древнехакасское государство: расцвет...
Не их ли, древних хакасов, мы славим и с благодарностью вспоминаем в дни национальных праздников с многовековой историей?!
В течение первых 500 лет н.э. гяньгуни-кыргызы постепенно отюречивают местное разноязычное население, остаются всего двух- или трёхязычие наиболее многочисленных групп. Так появилось второе самобытное государство на территории Хакасско-Минусинской котловины – государство древних хакасов, или как его называли «Хагас – древнее государство Гяньгунь».
Древнехакасское государство под руководством тюркоязычных «кыргызов» крепло и росло экономически благодаря развитию не только сельского хозяйства, но и чёрной и цветной металлургии. Высококачественным оружием и орудиями труда обитатели Саяно-Алтайского нагорья славились издревле. Тогда же появляется зафиксированное письменными источниками слово «хакас» – это общее имя слагавшейся в VI-VII веках средневековой народности Саяно-Алтайского нагорья.
Развитая экономика опиралась на земледелие, скотоводство, горное дело и ремёсла. Земледелие было высокоразвитым, плужным и основанном на искусственном орошении. Сеяли пшеницу, ячмень, гималайский ячмень, коноплю, рожь. Муку мололи ручными и водяными мельницами. Земледельцы жили деревнями в избах, деревянных гранёных юртах. В усадьбах, огороженных заборами, имелись столбовые надворные постройки, были и колодцы.
Скотоводство было пастушеским, с применением стойлового содержания скота, который зимой кормили заготовленным сеном. Специализированные группы древних хакасов выплавляли металлы из добытой руды – железо, медь, олово, золото, серебро, свинец, мышьяк. Особенно широко были развиты кузнечное, оружейное, литейное, ювелирное, гончарное, шорное, каменотёсное, плотницкое и столярное ремёсла. Велась широкая внутренняя и внешняя торговля.
Особым достижением надо считать появление собственной енисейской письменности, зародившейся у древних хакасов в VII век, а также создание в VIII-ХII веках городов и городской культуры.
Но не обходилось и без войн. Древние уйгуры обосновались в Туве и отрезали древним хакасам торговые пути в Центральную Азию и страны Востока. В 840 году, после почти 10-летней войны, древние хакасы разбили уйгуров, вытеснив их в Восточный Туркестан и в Китай.
Древнехакасские войска, преследуя уйгурские отряды, прошли на запад до Иртыша, на юг – через Джунгарию в Восточный Туркестан, где дошли да Кашгара. В середине IХ века Древнехакасское государство на западе ограничилось Иртышом, на севере и востоке – Ангарой, Селенгой и хребтом Большой Хинган, на юге – Пустыней Гоби. Это было сильнейшее государство, занимавшее территорию Южной Сибири, Горный Алтай, Туву и Хакасско-Минусинскую котловину до Ангары на севере.
…и закат
Богатое Древнехакасское государство, обладавшее большими горнорудными, металлургическими, сельскохозяйственными и иными ресурсами, первым подверглось нападению молодой державы древних монголов, которым для военных походов нужно было оружие, а также лошади, продовольствие и фураж. Хорошо знающая обстановку правящая верхушка вначале без сопротивления приняла власть монголов, сохранив свои посты в управлении своими подданными.
Но когда в 1218 году, через 11 лет после вторжения, Чингизхан потребовал от них участие в своих завоевательных походах, они отказались и восстали. Страшному удару-возмездию армии Джучи на стороне хакасов сопротивлялись все племена Саяно-Алтайского нагорья, но только в 1273 году удалось изгнать монгольского наместника и его гарнизоны. Самобытная государственность древних хакасов была восстановлена и просуществовала ещё 20 лет.
Однако в 1293 году монголы нанесли страшнейший карательный удар, огнём и мечом опустошив Туву и Хакасско-Минусинскую котловину. Древнехакасское государство было уничтожено, а значительное число немирных племён было выселено в Монголию и Маньчжурию.
С гибелью Древнехакасского государства все достижения саяно-алтайских народов – пашенное земледелие с искусственным орошением, градостроительство, письменность, высокий уровень государственного строя и многие другие социально-экономические и культурно-бытовые достижения пришли в упадок. Угас самый северный в Центральной Азии и Сибири очаг средневековой цивилизации, просуществовавший почти тысячелетие.
Сейчас только изредка, на генном уровне, рождаются потомки древних хакасов – белокожие, голубоглазые, рыжеволосые. Генная память сильнее исторической. А этническая память – легенды, сказания, устный этнос, помнят и оплакивают все те беды и страдания, которые вынесла древняя хакасская земля, которые перенёс её народ в глубине веков. Особенно много сказаний о тех, кого завоеватели лишили родины. И в наше время есть тому свидетельства – это прощальные письмена на скалах Малоарбатской писаницы. И надо не только помнить, но и быть благодарными нашим далёким предкам.
Правильно писал учёный-историк Л.Р. Кызласов: «Мы, современные люди, находимся в неоплатном долгу перед ушедшими поколениями наших предков. Это они окультурили некогда дикую природу края, улучшили её и приспособили для благополучной жизни будущих поколений. Наша цивилизация очень многим обязана мужеству, энергии и таланту отважных людей далёкого прошлого (я бы добавил «и не очень далёкого – прим. авт.)».
Вопрос жизни и смерти
После распада Монгольской империи Южная Сибирь была предоставлена сама себе. Никакой государственности здесь не было. Малочисленные феодальные улусы отбивались от периодических набегов с юга вначале осколка западномонгольского владычества некогда сильнейшей империи, затем от сменивших их в Туве джунгаров, а с севера воеводы «белого царя» свои требования выставляли, не забывая прихватывать табуны лошадей и стада скота у местных жителей.
Постоянные набеги, грабежи, угоны лошадей и скота, лучших представителей народа поставили на грань уничтожения оставшихся на своей земле хакасов. Встал вопрос жизни и смерти – или признавать власть и просить защиты сильной державы, или продолжать умирать под ударами грабителей.
Хакасы выбрали ЖИЗНЬ, и в 1707 году, с построением Абаканского острога, началась новая жизнь у древней хакасской земли, теперь уже в составе крупнейшей державы планеты – Российской империи. Нельзя сказать, что она была с самого начала сладкой, но что безопасной – это верно.
На этом автор завершает краткий экскурс в древние века, рассказав об основных моментах формирования человеческого общества на территории нынешней Хакасии. Конкретно про места, где в первой половине 1700-х годов появился улус Тлачах (по словам старожилов, вначале он назывался улусом Шулбаевых – прим. авт.), в истории почти ничего нет, вернее, пока ничего существенного не обнаружено. Известно лишь, что часть дороги, по которой угоняли население на чужбину, проходила вверх по реке Таштып, где на месте расположения нынешнего села Анчул была промежуточная стоянка. Здесь пленники и их конвоиры отдыхали, охотой и рыбалкой запасали провизию, готовясь к переходу по горной тайге. Но постоянного поселения не строили.
Начало начал
Уважаемый читатель! События давних лет очень трудно восстановить ввиду недостатка, а то и вообще отсутствия каких-либо документов, тем более — свидетелей. Особенно это проявляется в случаях, когда давность события превышает длительность человеческой жизни. Но ещё труднее, если на территории, где произошли эти события, отсутствовали не то что государственные или иные органы, которые каким-либо образом фиксировали происходящее, но не было ни грамотных людей, знакомых с письменностью, ни даже самой письменности.
Вот и на место заселения улуса Тлачах пришли простые охотники-шорцы, которые даже не подозревали о существовании письменности. Да и нет сведений, что она у шорцев существовала. Потому историю заселения Тлачаха передавали из поколения в поколение устным, разговорным языком, при этом избежать искажений в датах, фамилиях и т.д., и т.п. было просто невозможно.
Потому автор считает, что вам необходимо ознакомиться со всеми документами, версиями, которые были обнаружены в различных источниках.
Отовсюду понемногу
В этом тексте собраны, похоже, данные из самых разных источников, но, к сожалению, во многом с ними (одним или несколькими) разнятся. И всё же он чем-то интересен. Хотя бы потому, что его автор или авторы выражали чьи-то мнения по истории улуса Тлачах. Исправлены только грубые ошибки в словах.
Самым первым жителем улуса Тлачик (по хакасски – Тлачах) был Харыг Шулбаев. В 1753 году он здесь обосновался. Ранее это была его охотничья заимка. Причиной переезда были тяжелые условия жизни: неурожай в Шории. Места там таежные, болотистые, поэтому неурожаи случались часто. По сообщениям старожилов улуса Тлачах, его первыми жителями были девять братьев и сестер, сеок хобый: Окай Шулбаев, Костик Шулбаев, Онмый Шулбаев, Хараг Шулбаев, Сараан Шулбаев, Палачын Шулбаев, Чапсрах Шулбаев, Акай Шулбаев, Маский Шулбаев.
В 1931 году, в период организации промартели «Шаг пятилетки», которая занималась добычей живицы из сосны, сюда приехали на работу и жительство русские – Золотаревы, Королевы, Нагайцевы, Титовы, Пановы, украинцы – Батраченко, Григоренко, Николаенко, Похоровские… и многие другие.
Для местных жителей они все были «хазахами», то есть, казаками. Сначала ко всем приезжим, не только к «хазахам», но и к хакасам и шорцам, отношение было прохладное, как всегда бывает, когда к твоему очагу «присоседится» другой. Но жизнь всегда расставляет все по своим местам.
По прошествии времени дети играли в одни игры, молодежь пела одни песни, парни и девушки влюблялись друг в друга – и появлялись межнациональные семьи. И теперь можно встретить блондинов Шулбаевых и смуглянок красавиц Григоренко. И это ли не пример дружбы народов? Эта дружба прошла испытание огнем.
В Великую Отечественную войну пошли на фронт и тлачинцы: хакасы и русские, шорцы и украинцы. В ряды Красной Армии были мобилизованы 56 жителей деревни, вернулось только 12 человек.
В период коллективизации из соседних улусов переехали Бутанаевы, Миягашевы, Тюмерековы, Штыгашевы, Токпешевы, Янушевы, Кушаковы. Создан колхоз «Красная тайга».
Таким образом, улус Тлачек из маленького однофамильного превратился в большой современный рабоче-крестьянский поселок, в котором насчитывалось более 150 семей. Дети обучались в школе 1 ступени. Работал клуб, при нем находилась библиотека, было подключено радио, стоял бильярд.
Начиная с 50-х годов, в стране шло объединение мелких артелей и колхозов в более крупные. Коснулось это и жителей Тлачика. Люди были вынуждены сняться с насиженных мест.
В 80-х годах деревне Тлачик был присвоен статус – «Нежилая».
Вот такую версию истории улуса Тлачика представил пока неустановленный источник. Подтверждения некоторых из приведённых данных автор настоящего текста не нашёл, а вот опровержений много имеется в последующих текстах и в документальных источниках.
Следующий текст более обширен. Он готовился для буклета при подготовке праздника «Айланыс (возвращение к истокам)», который проходил на территории Тлачека 22 сентября 2012 года. О нем мы расскажем (и покажем) несколько позднее. В этом тексте уже имеются ссылки на другие источники, к которым и автор позднее обратится. Итак...
История улуса Тлачик
Рано или поздно каждый человек начинает задумываться о своих истоках, о своей малой родине, о своей родословной. Каждый из живущих на нашей древней земле должен хоть немного знать её историю для того, чтобы, приезжая в другие города и страны, мы, нисколько не задумываясь, могли рассказать о родине – о древней хакасской земле.
В течение многих столетий наша благословенная земля Хакасии стала общим домов для многих народов, ныне ее заселяющих. На территории Таштыпского района живут представители многих народов: хакасы и русские, шорцы и немцы и многие другие. Так, примерно 250 лет назад заселились шорцы.
А начиналось все так. «Поскольку в тех местах, где в настоящее время расположены населенные пункты Матур, Балахташ, Тлачек, Тамалык, Кызылсук, Шобот, Анжуль, Бор до прихода сюда шорцев никто не жил, не наступала нога человеческая, то здесь было бесчисленное множество всех и всяких зверей, на которых с большим удовольствием охотились шорцы. Это также имело какое-то значение для их переезда на территорию Хакасии, но, наверное, не это главное. Как говорили старики, однажды шорец – охотник по имени Илгей, прибыв на охоту в эти места, облюбовал на постоянное место жительство Шобот. Здесь, по сравнению с местами Горной Шории, где они жили в то время, были более удобными для жительства. Здесь были места для занятия земледелием, содержанием скота, места открытые, с небольшими полянами, более светлые, ибо тут росли не ель, пихта и кедр, а сосны, лиственницы, береза, которые больше и лучше пропускают солнечных лучей. Вот почему они решили поселиться здесь.…
Как нам рассказывал наш отец, что наш прапрадед, прибыв со своей многочисленной семьей, сперва поселился в Шоботе, а затем, облюбовав места в Тлачеке, переехал туда. Надо было полагать, что у него вкус на выбор места для жительства был неплохой» (Из воспоминаний К.А. Шулбаева).
Довольно многие свидетельства указывают на то, что улус Тлачик был основан в 1753 г. Свое название Тлачик получил от одноименной реки Тылаачах суг (в переводе с хакасского «кочковатая река»). Род Шулбаевых основал Тлачик. Первопоселенцем считается представитель сеока хобый – Харыг Шулбаев. Первые жители занимались земледелием и охотой на зверей. Затем стали селиться и представители других родов. В 1895-97 гг. XIX в. возникла эпидемия сыпного тифа и вымерла почти половина улуса, а это где-то 50 человек.
В 1910 г. в Тлачике поселился первый русский переселенец Никифор Батраченко. Первоначально русские не знали хакасского языка, а бывшие шорцы, а ныне хакасы, не знали русского языка. «С течением определенного времени русские стали говорить на хакасском, а хакасы-шорцы на русском». В те же годы была открыта первая трехклассная (или двухклассная) церковно-приходская школа. Потом стали появляться представители других народов. Например, коми (зыряне). Но это уже было после Октябрьской революции.
Новый импульс развитию улуса дали открытие в начале 30-х годов Промартели и колхоза «Красная тайга» («Хызыл тайга»). «Таким образом, Тлачек с маленького однофамильного, Шулбаевского, улуса превратился в большой современный рабоче-крестьянский поселок с двумя конторами, магазином, клубом с радиостанцией, бондарным цехом и многими другими. Жизнь стала совершенно другая, и жить стало гораздо веселее. Как сейчас помню, между русскими и хакасами, населявшими в то время Тлачек, никакой вражды не было, жили они дружно, все вопросы, касающиеся для решения, решались на сходках (собраниях), а решение этой сходки никто не имел права нарушать, а если все же таковые находились, то они наказывались опять же решением новой сходки, специально собранной для разбора и наказания нарушителя».
В Великой Отечественной войне участвовало 56 жителей улуса, из которых вернулось всего лишь 12 человек, большая часть из которых была искалечена. Это нанесло непоправимый урон населенному пункту. Деревня обезлюдела. В 60-е годы XX в. были закрыты школа, клуб, библиотека, магазин. К 1970 г. (по данным Всесоюзной переписи населения) в деревне проживало 109 жителей.
В свое время было закрыто много, как говорили тогда, малоперспективых деревень. Люди отрывались от своих истоков, от привычной им среды обитания. Не избежала подобной участи и деревня Тлачик – 30 ноября 1987 г. решением №481 исполкома Красноярского краевого Совета народных депутатов д. Тлачах была исключена из учетных данных.
Сейчас ведется много разговоров о том, что нужно помнить об Отчизне, своих корнях. Основой возрождения народа является национальная культура, которая в значительной степени утрачена тюркским населением: уменьшилось количество людей, владеющих родным языком, сократилось число людей, знающих и соблюдающих национальные обряды, обычаи и традиции; почти исчезли народные ремесла и промыслы. Происходили ослабление и разрыв этнической преемственности поколений. Возникла идея создания хакасско-шорского этнического центра и она воплощается в жизнь. В Таштыпском районе на том месте, где еще не так давно располагался улус Тлачек, будет открыт хакасско-шорский этнокультурный центр. Это будет музей под открытым небом, с типичными национальными постройками, что будет привлекать гостей республики и могло бы стать большим подспорьем для дальнейшего сохранения и развития национальной самобытности.
Пётр Визул
(Продолжение следует)
Оставить сообщение: