Все больше в нашей стране ведётся разговоров о том, что нужно помнить о своих корнях, все больше сил прилагается к тому, чтобы возродить утраченное. Основой возрождения народа является национальная культура. У тюркских народов она была в значительной степени утрачена. Не так много у нас проживает людей, владеющих родным языком, знающих и соблюдающих национальные обряды, обычаи и традиции, почти исчезли народные ремесла и промыслы. Именно поэтому возникла идея создания этнического центра в Тлачеке.
Почему именно Тлачек? Давайте немного вспомним историю.
Самым первым жителем улуса Тлачек (по-хакасски – Тлачах) был Харыг Шулбаев. Обосновался он здесь в далеком 1753 году. Причиной переезда были тяжелые условия жизни в Шории. Места там таежные, болотистые, поэтому неурожаи случались часто. А здесь места богатые не только на животных и рыбу, но и на грибы, ягоды.
Кроме того, по сравнению с Горной Шорией, здесь удобней жить. Есть просторы для занятия земледелием, содержания скота, местность более открытая, светлая. Вот и решили шорцы поселиться здесь.
В 1931 году была организована промартель «Шаг пятилетки», она занималась добычей живицы из сосны, сюда приехали на работу и жительство русские – Золотаревы, Королевы, Нагайцевы, Титовы, Пановы, украинцы – Батраченко, Григоренко, Николаенко, Похоровские и многие другие.
Для местных жителей они все были «хазахами», то есть казаками. Сначала ко всем приезжим, не только к «хазахам», но и к хакасам, и шорцам отношение было прохладное, как всегда бывает, когда к твоему очагу «присоседится» другой. Но жизнь все расставила по своим местам.
По прошествии времени появлялись межнациональные семьи, дети играли в разные национальные игры, молодежь пела песни и на русском, и на хакасском языках.
Чуть позднее был создан колхоз «Красная тайга». Так улус Тлачек превратился в большой современный рабоче-крестьянский поселок, где проживало 150 семей, была своя школа 1 ступени, клуб, было подключено радио.
Свой вклад в Великую Отечественную войну внесли и тлаченцы. На фронт ушли 56 жителей деревни, вернулись только 12 человек.
В 50-ые годы в стране началось объединение мелких артелей и колхозов в более крупные. Плюс война сделала свое дело: вернулись всего 12 мужчин, которые были сильно покалечены, постепенно деревня стала пустеть. В 80-х годах деревне Тлачек был присвоен статус – «нежилая».
Вот такая краткая история деревни Тлачек. Места, где она была расположена, граничат с Кемеровской областью и Горной Шорией, где испокон веков жили шорцы.
Шорцев в мире осталось не так много, и очень важно сохранить их культуру, традиции и обычаи.
Когда только родилась идея создания центра, мы ездили в Аскизский район, в Балыксу и Бискамжу, знакомились там с шорскими общинами, с тем, как они возрождают свою культуру.
Так постепенно созрело решение о строительстве этнического центра. Строительство началось несколько лет назад, и за эти годы пришло понимание, что этот центр станет объектом, который объединит не только шорские общины, зарегистрированные в Хакасии, но и позволит на его базе проводить различные мероприятия республиканского и районного уровней. Буквально совсем недавно там прошел семинар работников культуры. Чуть раньше – открытие центра «Тлачек», приуроченный к Международному дню коренных народов мира.
Как вы знаете, в Хакасии проводятся региональные фестивали, праздники, выставки декоративно-прикладного творчества с участием представителей шорского народа. Ежегодно Миннацполитики Хакасии оказывает материальную помощь шорским общинам. Средства направляются на приобретение компьютерной и оргтехники, производственного оборудования, фото- и видеоаппаратуры, пошив шорских национальных костюмов, выезд делегаций на всероссийские и межрегиональные мероприятия.
В этом году Министерство национальной политики РХ объявило запрос котировок на проведение торжественного мероприятия, посвященного сдаче 1-й очереди строительства этнического центра в Тлачеке. Котировки выиграл Таштыпский РДК. И было решено провести это республиканское мероприятие в месте, где больше всего проживает шорцев.
На проведение праздника министерство выделило средства, мы заключили договоры, приобрели и закупили все необходимое. Так, например, на выделенные деньги была закуплена посуда, постельные принадлежности, полотенца, часть мебели для гостевых комнат, которые теперь останутся в центре для его дальнейших нужд. Был накрыт дегустационный стол из 46 шорских блюд на 200 человек. Также специально для праздника был куплен баран, чтобы члены шорских общин могли приготовить его для себя и своих гостей. Баран был передан Борису Григорьевичу Шулбаеву, председателю шорской общины «Тамыр».
Кроме того, мы оплатили дорогу, проживание, питание приехавших к нам двенадцати артистов из Кемеровской области, шорских общин из Балыксы и Бискамжы. Всем шорским общинам, которые были задействованы на празднике, были вручены Благодарственные письма за сохранение и возрождение шорской культуры и денежная премия, подарили спортивный инвентарь.
Отдельная статья расходов – это бензин. Необходимо было заправить транспорт, чтобы привезти и увезти шорские общины, артистов, все столы, стулья, баннеры, музыкальную аппаратуру, профинансировать приобретение дезинфицирующих средств, масок, перчаток, дабы обеспечить полную безопасность медицинским работникам, которые обрабатывали каждого приехавшего, и каждому были выданы маски.
Затрат было очень и очень много. Это то, что касается средств, выделенных республикой, не считая того, что финансировал район. Работники администрации дважды выезжали в Тлачек на субботник. Работники районного Дома культуры два дня наводили порядок после строительных работ: убирали мусор, мыли и чистили, наряжали и украшали.
А до этого на протяжении месяца шла творческая подготовка к мероприятию, репетиции театрализованной легенды, которая открывала мероприятие. Необходимо было найти старинные снимки, архивные данные, все распечатать, оформить, чтобы показать людям историю шорцев.
Строительство центра началось в 2015 году. Средства на строительство и благоустройство территории, приобретение оборудования и инвентаря, а это около 9 млн рублей, были направлены из федерального, республиканского и районного бюджетов. Реализация проекта стала возможна благодаря соглашению между Правительством Республики Хакасия и Федеральным агентством по делам национальностей о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Хакасии на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Вот такая глобальная работа стоит за строительством центра, его открытием и проведением республиканского праздника «Айланыс» – «Возвращение к истокам». Все это делалось и делается для дальнейшего сохранения и развития национальной самобытности шорцев.
Слушая Елену Александровну, в который раз убеждалась, как много сил тратится для сохранения нашего культурного наследия, какой огромный труд стоит за проведением любого праздника, а отношение к нему зависит от нашего мировосприятия. Кто-то при слове «собака» представит в своей голове злого, грозного пса, а кто-то милого пуделя. Так и с проводимыми праздниками. Кто-то с удовольствием слушает национальные песни, рассматривает выставку декоративно-прикладного творчества, а кто-то сетует на отсутствие хорошей погоды, но это, как говорится, уже совсем другая история.
Зоя Лукашевская
Оставить сообщение: