Тахпахи в жизни моей прабабушки

11:02 18.07.2024
Тахпахи в жизни моей прабабушки

В условиях современной глобализации, при утере родного языка становится актуальной темой – забота и сохранение национальных традиций и культур народов России. Каждый этнос, исторически проживающий на территории нашей страны, формировал свою поистине уникальную культуру на протяжении тысячелетий и многих столетий.

Многими учеными отмечается, что хакасский язык исчезает, на нем говорят все меньше. Вместе с ним исчезают традиции. Я считаю, что обучение языку в первую очередь идет в семье, а через язык идет передача знаний.

Испокон веков хакасы рассказывали детям сказки, загадывали загадки, вместе брали слушать героическое сказание ночью. Через эти же рассказы узнавали о былых временах, о знаменательных событиях в жизни народа, об известных людях своего рода. В наше время такая традиция утеряна. Я обратилась к своей прабабушке, записала ее рассказы и песни, попыталась через них восстановить утраченное и рассмотреть, насколько возможно в современной хакасской семье сохранить нашу культуру.

В своей работе я захотела рассказать об истории тихой, маленькой деревеньки: её обычаях, нравах, о людях, многих из которых, уже нет в живых. Они оставили свой след в жизни, как и многие другие, и пока мы помним о них – «они живы», когда память умрет – их не станет окончательно, мы потеряем часть своей истории, часть себя.

Хакасы – народ, издревле населяющий таежные территории Южной Сибири в долине Среднего Енисея близ городов: Абакан, Ачинск и Минусинск. В царской России, как и ряд других тюркских народов, именовались «минусинскими», «ачинскими» и «абаканскими» татарами. Они восходят в своем происхождении к жителям Киргизского государства, которое просуществовало в долине Енисея более семи столетий и пало в XIII в. под ударами монгольских завоевателей.

Л.В. Анжиганова отмечает, что фундаментальной ценностью для хакасов являлась «семья», наряду с ценностью «единства мира». Это подтверждает легенда, записанная Н.Ф. Катановым, в которой две березы олицетворяют мужское и женское начало, слитые воедино, они образуют семью. Высокое место в ценностной иерархии хакасского этноса занимает такая ценность, как «дети».

У каждого народа есть что хранить, любить. Древо олицетворяет историю рода, его труд и борьбу, высшие достижения его талантливых представителей, вчерашние свершения и сегодняшние устремления.

Более 260 лет существует род Сазанаковых. Генеалогическое древо представлено до десятого колена. Фамилия Сазанаков в 50% случаев имеет русское происхождение, в 5% – украинское, в 10% – белорусское, в 30% – приходит из языков народов России (татарского, мордовского, башкирского, бурятского и т. д.), в 5% случаев – из болгарского или сербского. В любом случае она образована от имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего предка человека по мужской линии.

Фамилия Сазанаков является довольно необычной на пространстве России. В некоторых исторических расписках люди с этого рода были важными персонами из русского киевского купечества в XVI–XVII веках, имеющих в своем распоряжении хорошую власть и почести. Упоминание можно обнаружить в книге переписи населения Древней Руси в период Ивана Грозного. У государя существовал особенный список княжеских и приятнозвучащих фамилий, которые даровались близким, в случае особого расположения или поощрения. Вследствие чего она сохранила личное первичное значение и является исключительной.

Наступил момент восстановить связь времен и вернуть утраченные ценности. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, открываем новое для себя и переоцениваем. Это относится и к прошлому Сазанаковых.

Представители нашей семьи во все времена славились трудом, дети с малых лет помогали взрослым. У них не спрашивали возраст. Они помогали на коне возить копна, умели запрягать коней. Уводили на поле пастись, поить и приводили в нужный момент. И не имели понятия, что они в чем-то могут отказать в помощи взрослым.

Моя прабабушка рассказала, что в ее семье было семеро детей, она самая младшая. Самым старшим брат – Байкал. С малых лет работал в колхозе. В 1935–1947 годах был бригадиром, от него много зависело. Человеком был спокойным, умным. Ранней весной 1947 года Байкал со своей бригадой посеяли пшеницу. После посева выпал сильный снег с дождем, настали морозы. Тогда его обвинили «врагом народа» и посадили в тюрьму. За холодом последовала жара. Те, кто занимались посевными работами позже, потеряли весь урожай из-за аномально высоких температур. А посевы бригады Байкала очень хорошо взошли. Когда увидели результаты, его выпустили из заключения и он продолжил работу в колхозе. За большие достижения был направлен в Москву на ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства), в то время это было самой высокой наградой.

Брат Айдок в 1941 году работал в Трудовой армии на заводе, где выпускали танки. Еще один брат Пасутка (1918) был участником Великой Отечественной войны. Был ранен в ногу, целый месяц находился в госпитале в городе Свердловске. В 1943 году вернулся домой по инвалидности. В 1965 году был награжден медалью.

Любимым племянником был Показов (Николай) Байкалович (1937). С 6 лет начал работать: сначала пас овец, косил сено, убирал наравне со взрослыми, которые подбадривали и говорили: «мужика видно с малых лет».

В 1958 году был направлен учиться на комбайнера в Усть-Абакан. 47 лет проработал трактористом-комбайнером в совхозе.

Был награжден медалями: «За доблестный труд» в 1970 году, «Знак почета» – 1974 год, «Ударник коммунистического труда» – 1980 год, «Ветеран труда» – 1991 год; значки «Ударник 9-летки» в 1976 году, «Победитель социалистического соревнования» – 1977 и 1979 годы, орден «Трудовая слава» 3 степени в 1977 году.

Когда вышел на пенсию, ему подарили трактор, на котором он работал. За свои заслуги занесен в книгу «Таштыпский район: история и современность» Абакан. 2008 г., стр. 55. Вырастил 5 детей и увидел 12 внуков.

Показов Байкалович был творческим, музыкальным человеком, самостоятельно научился играть на балалайке и гармони. Ни один праздник без него не проходил. Моя прабабушка – Мария Васильевна была самой младшей из шестерых детей. Она родилась 12 сентября 1930 года.

Вспоминала свою молодость, как она работала в колхозе дояркой, доила вручную 20 коров. Время шло, она вышла замуж, подрастали дети. Прадеду было 36 лет, когда он заболел и его парализовало. Бабушка рассказывала, что ее муж пролежал больным 35 лет. Позже выяснилось, что его укусил энцефалитный клещ, а врачи лечили от разных других болезней. Тяжело приходилось ей одной с семерыми детьми. Надо было и на работу бежать и свое хозяйство обихаживать, варить, стирать на большую семью имея грудного ребенка на руках.

Но как бы трудно не было физически, отдушиной была меткая народная частушка (тахпах). Их она сочиняла на ходу, сама пела в горе и радости. После долгого трудового дня прабабушка садилась к постели прадеда, рассказывала о дневных делах, кормила его, убирала из-под него и, конечно, чувствуя его моральную поддержку, делилась с ним удачами и неудачами. В одном из тахпахов прабабушки поется про мужа, который является для нее яркой звездой, дающей надежду и смысл жизни:

«Хайран минін чарых чылтызым,
Хайди чуртазым чарыт пирдін.
Кулуктчоннын хайран чуртазы,
Куулеп, чыллар алтапча».

История возникновения тахпахов

Тахпах – лирическая песня, выражавшая в течение столетий заветные думы, чувства, чаяния и ожидания народа. Он является одним из направлений народного фольклора. Локализирован, то есть, связан с традицией.

Задача потомков – преумножать и беречь скопленные предками богатства, будь то природные сокровища или мудрость. Эти песни рождены из жизненного опыта, наблюдения за природой и человеческих отношений.

Художественная форма традиционного дореволюционного тахпаха имеет совершенно определенные черты, охарактеризованные в работах ученых. Он нередко создается, как стихотворный, песенный ответ на песню-вопрос. Тахпах-вопрос и тахпах-ответ складываются мгновенно вступившими в песенное соревнование. Сформировался со всеми его особенностями в новое время, в 17-18 веках. Наукой установлено, что лирические песни всех национальностей могли сложиться в тот период, когда человек осознал себя отдельной личностью, возникла потребность певцов рассказать о жизни через свои впечатления, опираясь на вековой опыт своего народа.

Трудовая деятельность пастухов, рыбаков, охотников находит отражение в тахпахах, так же как и любовь, сватовство, брак в различных формах, архаистических и более новых, а также отражаются социальные мотивы – ненависти к богачам-баям, решимости бороться против них. Все эти темы могли возникнуть начиная с 18, а большинство – 19 и начало 20 вв.

Импровизационный характер сохранился и в наши дни. При этом певец, моментально создавая песню, должен соблюдать строгие правила его построения, которые сводятся к следующим:

Создание строф – вариантов исключительно важную роль играет аллитерация – подбор одинаковых согласных звуков. Она соединяется с ассонансом – составление ряда повторяющихся гласных звуков. Кроме того, аллитерация, как подбор одинаковых начальных звуков, в одном четверостишии и появление иных звуков во втором, заставляет взглянуть на изображаемое явление с одной стороны. При смене начальных слов во втором четверостишии вновь увидеть то же самое, но в каком-то новом освещении.

Многолетние наблюдения над построением тахпахов привели к выводу, что внимание к аллитерации и ассонансу не ослабевает. У современных исполнителей один из показателей совершенства певческого мастерства – умение соблюдать аллитерацию, в то время как значение конечной рифмы заметно ослабевает.

Стих свободный, строчки неравносложны, количество слогов в строчке колеблется от 7 до 10-12, но ударения выдерживаются – чаще всего по три в каждой строке, реже – по четыре.

Многолетние исследования тахпаха в сопоставлении с другими жанрами хакасского фольклора позволили прийти к определенным выводам об истоках этого жанра. Один из них – древние песенки животного эпоса, впервые открытые в алтайском фольклоре В. В. Радловым. У телеутов Радлов нашел очень интересные, незнакомые тюркам собственно Алтая, поэтические явления, произведения в форме дистихических строф с рефренами. Таким образом, произведения животного эпоса, вложенные в уста зверям, например: песнь ежа, выражающего любовь к собственному потомству, самохвальство зайчонка, горести сороки и т. п. Происхождение этих стихов относится, возможно, к далекому прошлому.

Главное в жизни его труд, причем, как и в лирических песнях других народов, труд, изображаемый конкретно, обрисованный сочными и яркими красками, передающими национальный колорит. Также тахпахи тесно связаны с повседневным бытом, им совершенно чуждо все фантастическое, сверхъестественное, что остается достоянием сказки всех видов. Он реалистичен и направлен на открытие поэзии в трудовой жизни.

В центре внимания – образ трудящегося человека, чаще всего земледельца, выращивающего урожай. Он получает эпитет любимый, выражающий бережное, любовное отношение к земледельческому труду.

Лирическая песня – отражает вечные темы любви, брака, семейной жизни. Импровизирование песни-тахпаха – творческий процесс, требующий большой собранности, вдохновения, напряжения всех творческих сил, обширного репертуара, который не просто повторяется, но и обновляется в процессе исполнения.

В современной ситуации роста национального самосознания каждого народа России особенно значимым становится возрождение. В сохранении и развитии традиционного мировоззрения хакасского фольклора, заключаются основы духовной культуры, нравственности, гражданственности, здорового образа жизни и бережного отношения.

Тахпах является демонстрацией музыкального искусства своего народа, несет в себе символическую информацию о прошлом, раскрывает традиции и обычаи, неувядающие в своей мудрости. Семейная жизнь утверждается, как союз верных друг другу супругов. Придает силы и настрой.

Образ всей родни – могучая сила, сравнивалась с большой рекой, высокими горами. Вода быстрой речки родина отца (Ада чир). Чистoй – матери.

Исследователь Е.А. Каминская отмечает, что в любой период, с чем бы он не ассоциировался, со становлением государства, реформами, войнами, революциями и т.д. Обращение к культурному наследию выступало одним из универсальных средств обретения самодостаточности, а идеи, сохраненные в традиционном фольклоре способствовали выживанию нации, народа, этноса. Тахпах – это чрезвычайно популярная в хакасском народе лирическая песня, древней по происхождению, имеющей определенное построение, строго выработанную поэтическую форму.

Тематика этих стихов очень обширна. Их посредством прабабушка передавала любовь к своим близким, воспитывала бережное отношение к природе, традициям, передавала опыт, знания о жизни и отношениях между людьми, о прожитой жизни. О труде, о семье, о родине.

Следуя девизу: «Мой род и я; чем больше узнаю, тем больше берегу» я решила, что на изучении тахпахов не остановлюсь, возьмусь за исследование следующей ветви моего родословного древа.

Инна Сазанакова, 
ученица Малоарбатской школы, учитель С.С. Сазанакова

Материал обработала Дарья Охотникова

Фото из открытых источников сети Интернет

71616

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы