«Стокубовый» беспредел поредел? Или о том, как получить лес на строительство и закон не нарушить

06:24 20.12.2019
«Стокубовый» беспредел поредел? Или о том, как получить лес на строительство и закон не нарушить

В 2016 году в закон, что давал нам право на льготный лес – «Об установлении порядка по некоторым вопросам использования лесов на территории Республики Хакасия» №68-ЗРХ от 01.11.2007 года – были внесены изменения. Эти изменения должны были если не прекратить вольную торговлю справками на лес, то весьма сильно сократить её объемы. Почти с гордостью скажу, поправки к законодательству введены во многом с легкой руки депутатов прошлого созыва Совета депутатов Таштыпского района, именно они в свое время вышли с законодательной инициативой в Верховный Совет Республики Хакасия. А тот в свою очередь необходимые поправки ввел в закон о лесе. Сегодня уже можно подводить кое-какие итоги. Сделаем мы это с лесничим Таштыпского лесничества Иваном Михайловичем Сысуевым.

– Иван Михайлович, в 2016 году введены поправки, запрещающие продажу так называемых справок. Почему об итогах этого введения мы можем говорить только сейчас?

– В законе о лесе четко оговорены сроки, в которые льготник, заключивший договор с лесхозом, должен предоставить отчет – три года. Скажем, в 2016 году ему отвели лесосеку, он начал её разрабатывать, и только в 2019 году он предоставляет отчет о том, что лес использован по назначению.

– И как, первые ласточки с отчетами уже полетели?

– Да, на сегодняшний день подано порядка 70 отчетов. Сейчас мы проверяем достоверность сведений.

– А каким образом проверяете?

– Приезжаем на участок, смотрим, идет строительство или нет. Если строительство не идет, то есть пиломатериал или отсутствует. Чаще всего, если стройка по каким-то причинам отложена, пиломатериал складируют возле дома, где живет застройщик. Едем туда, фиксируем наличие или отсутствие пиломатериалов.

– И если ни леса, ни дома, ни отчета…

– Административная ответственность. Наказание за не сданный отчет о целевом использовании леса уже предполагает штраф, согласно Закону РХ об административных правонарушениях – 5 тысяч рублей. Затем, когда административное правонарушение установлено, факты «нецелёвки» подтверждены, придется заплатить штраф и за ущерб, нанесенный природе. Он рассчитывается исходя из стоимости леса в десятикратном размере, а это может быть и 50 тысяч рублей, и 70 тысяч, и 90 тысяч.

– Да, жестко…

– Но по закону. А законодательство запрещает любые сделки с древесиной, предназначенной для собственных нужд граждан.

– Ответственность несет только человек, заключивший договор? Или же она распространяется и на того, кому человек уступил права на заготовку, как в народе говорят, «продал справку»?

– Если договор заключен с Ивановым, то и платить будет Иванов, а не Петров, который этот лес за бесценок купил, «наварился» и исчез. Я больше скажу, что уже были случаи, когда граждане через суд пытались доказать факты мошенничества заготовителя. Они передали свое право частному лицу, ожидая получить пиломатериал, а тот просто их, грубо говоря, кинул. И доказательств, что договор такой был, никаких. Они пообщались между собой, выписали доверенность, но самого договора между застройщиком и нанятым частником не заключали. Получается, что виноват в нецелевом использовании леса тот, кому этот лес предназначался.

– И как быть льготникам? Не у каждого во дворе трелёвочный трактор стоит. Ножовкой лес пилить и на горбу таскать?

– Прежде всего, проконсультироваться у нас, мы расскажем, как, не нарушая закон, вывезти свой лес.

– Как?

– Вы можете нанять любое частное лицо, у которого «трелёвочник» стоит и пилорама есть. Однако обязательно наличие заключенного договора, пусть не нотариально заверенного, но хотя бы подписанного обеими сторонами, с указанием реквизитов, паспортных данных, с четко прописанными условиями найма и найма только за деньги. Расчёт: я тебе лес на корню – ты мне пиломатериал – невозможен. По закону перепродажа права заготовки или заготовленной древесины, предназначенной для частных нужд, запрещена. И в любом случае – сначала проконсультируйтесь в лесничестве, чтобы не нести ответственность, как вам кажется, за другого.

– Факты нецелевого использования уже фиксировались?

– Да, но скажу, что их не такое огромное количество, как предполагалась. Поправки работают. Причем это стало ясно уже в 2016 году, число идущих за льготным лесом стало гораздо меньше.

– А если конкретно?

– В полтора-два раза, если сравнивать начало 2016 года и 2019 год. Отсеиваются те, кто хотел на льготном лесе деньги сделать. Сократилось и число тех, что скупали эти справки. Сейчас, по так называемым справкам, работают пять-шесть человек. Но в основном лесозаготовители – это официально зарегистрированные предприниматели. Все их сделки по лесу проходят через систему ЕГАИС.

– Вернемся к контролю над нашими «стокубовиками», его меры достаточны?

– Начнем с того, что гражданин с момента выделения лесосеки обязан за год её использовать и очистить от порубочных остатков. Проверить ведение работ мы имеем полное право. По окончании разработки лесосеки предоставляется отчет с фотофиксацией. Вновь проводим проверку. У гражданина до отчета по целевому использованию есть еще два года.

– Зная нелюбовь нашего народа к разного вида отчетам, сложностей не боитесь?

– Сложности всегда были и будут, но так скажу, когда впервые ввели отчет с фотофиксацией, возмущений было масса, и, конечно, находились те, кто пытался открутиться, не предоставив отчет. Но это же тоже все наказуемо. И в составлении отчётов мы помогали, объясняли, это не так сложно, как кажется. Сегодня уже по этому виду отчетности проблем не возникает. Думаю, что и с отчетами по целевому использованию их тоже не возникнет. Если есть необходимость – обращайтесь, мы поможем и все объясним.

– Скажите, а льготнику, заготавливающему лес для личных нужд, также необходимо вносить сведения в систему учета ЕГАИС?

– В этом случае нет. Все необходимые данные вносит лесничество.

– И вопрос от читателя: «Договор с лесхозом заключен год назад, а лесосеку выделили только сейчас, когда предоставлять отчет о целевом использовании: через три года с момента выделения лесосеки или со дня заключения договора»?

– Ваш читатель что-то путает, скорее всего, он подал заявление в лесничество год назад, его приняли, а договор с ним заключается только при выделении лесосеки. Есть лесосека – есть договор. Нет лесосеки – нет договора. И чтобы не опоздать с отчетом, пусть смотрит на дату заключения. Стоит декабрь 2019 года, значит, отчет должен подать в декабре 2022 года.

– А почему наш читатель год ждал с момента подачи заявления?

– Желающих получить льготный лес по-прежнему хватает, а штат лесничества невелик, выделение лесосек происходит в порядке очередности.

– М-да, половина наших читателей скажет: «Да кому такой льготный лес, с такими мучениями и строгостями нужен?»

– Раз идут за ним – значит нужен. Для кого-то это шанс начать строительство своего жилья. Другое дело, что все эти законодательные меры остановят тех, кто строиться и не собирался. Кстати, действие закона можете сами понаблюдать – сейчас так, как раньше, лес через район уже не везут. Меры контроля работают. И, думаю, это только начало.

Наталья Ковалева

83243

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы