Старший брат Сергея – Василий – рассказывал: «В детстве Серёжа был веселым, жизнерадостным мальчиком. Он любил рассказывать о своих приключениях, веселил родителей и нас. Хорошо учился в школе, увлекался спортом. Искусно катался на лыжах, на коньках, любил верховую езду на лошадях. Был среди сверстников смелым, ловким, отличался справедливостью. Родителей Серёжа уважал, просьбы и советы всегда выполнял. Он был трудолюбивым мальчиком, не отлынивал ни от какой работы, лентяев не любил. Труд он познал рано. Работал рядовым колхозником в колхозе им. Сталина.
Вступил ещё до войны в ряды Ленинского комсомола. Ушёл на фронт комсомольцем, вернулся коммунистом, с орденами и медалями. Работал в мирное время бригадиром полеводческой бригады, заведующим животноводческой фермы. И где бы ни трудился, с порученным делом всегда справлялся, его всегда ставили в пример другим. Брат пользовался большим авторитетом среди сельчан».
У него в семье были ещё четыре брата и две сестры. Все четверо братьев участвовали в Великой Отечественной войне, двое из них погибли за нашу Отчизну.
К сожалению, Сергей Николаевич, очень рано ушёл из жизни; «добили» солдата раны и контузии, полученные на войне. Не успел вырастить своих четверых сыновей.
В 1941 году С. Кунучаков добровольно вступил в ряды Красной армии и был направлен в 309-ю Пирятинскую стрелковую дивизию, в составе которой прошёл всю войну. Он был командиром отделения в сапёрном подразделении. Был награждён десятью боевыми наградами: орденами «Славы», «Боевое Красное знамя», медалью «За отвагу» и другими. Все награды не запомнили.
Инженерно-сапёрным батальоном, в составе которого воевал С. Кунучаков, продолжительное время командовал П.Е. Сливаев. Вот что он рассказывал: «Обычно героев принято представлять людьми богатырского телосложения, рослыми. Сергей роста небольшого, худощавый, скромный до застенчивости в общении с товарищами. Но характер у парня был. И это сочетание с незаурядным профессиональным мастерством позволяло ему успешно выполнять сложные боевые задачи. Свидетельством тому медаль «За отвагу», которой он удостоен первым из новичков, прибывших с ним в инженерно-саперную роту». Сергей Николаевич разминировал две тысячи фашистских мин, установил против немецких войск двенадцать тысяч своих мин, на которых подорвались семь немецких танков и самоходных орудий.
Вот как пишет о тех боях Е. Беломестнов в своей книге «Возвращение к жизни»: «...Под щучьим было. В те тяжелые августовские дни сорок второго. Немцы норовят спихнуть первый полк с правого берега, искупать в Дону. И тут приказ – наступать, расширить плацдарм. А враг успел огородиться минными полями, проволочными заплотами. Ясно – саперам работа: делать в них проходы. Разослали группы в стрелковые батальоны. Одну возглавил Кунучаков, тогда еще младший сержант. С наступлением темноты Сергей повел группу к окопам боевого охранения, уточнил там у лейтенанта примерную схему минных полей и проволочных заграждений противника. Они стали осторожно извлекать мины из гнезд, мысленно разделив десятиметровую полосу будущего прохода пополам. Ощупывали каждый сантиметр травянистой земли чутко и нежно». И ни одного резкого неловкого движения! Тут-только так, никакой оплошки, никакой торопливости. Сергей привстал, метнул в амбразуру гранату, упал. Взрыв пронёс над ним волну тугого воздуха. Пулемёт замолчал. Батальон поднялся, ринулся дальше, ко второй линии немецких траншей... За мужество и ловкость он был награждён орденом «Красная звезда».
Подполковник И. Гусев рассказывает: «От Дона отважный сапёр пошёл на запад. Ещё не раз смотрел он смерти в глаза, но всегда выходил победителем. Высокое мастерство, выдержка и хладнокровие помогали бойцу с честью выходить из самых критических ситуаций.
Однажды Кунучакову было поручено заминировать дорогу, по которой могли прорваться вражеские танки. Приказав подчиненным продолжать работу, Кунучаков короткими перебежками бросился к приближавшейся колонне. В правой руке была зажата противотанковая граната. С головного «тигра» заметили смельчака, воздух вспороли пулемётные очереди. Но Сергей успел метнуть гранату. Грохнул взрыв-танки остановились, загородив путь остальным. Пока гитлеровцы искали объезд, сапёры закончили минирование дороги. Ещё одной наградой на этот раз орденом Славы II степени, отметила Родина своего храброго сына».
В книге «На линии огня» С. Борзунов пишет: «...Батальон, в который мы прибыли, только что выбил гитлеровец из одного квартала. Дальше начиналась широкая улица. Штурмовые группы пытались перебежать в следующий квартал. Немцы открыли из окон подвала, первого и второго этажей дома сильный ружейно-пулемётный огонь. Только старшему сержанту Кунучакову и его бойцам удалось через пробитую в стене снарядом дыру ворваться в один из подъездов.
Три смельчака, на ходу стреляя из автоматов, вбежали по лестнице на второй этаж. Они остановились на площадке, дверь, ведущая в квартиру, была наглухо закрыта и забаррикадирована. Кунучаков заложил под дверь тол. Солдат поджёг шнур. Взрыв разнёс дверь в щепы. Сапёры ворвались в первую комнату. Там валялись три убитых взрывом немца.
Теперь Кунучаков решил пробиться в нижний этаж. Другой сапёр расковырял ножом паркетный пол, заложил в лунку десять килограммов тола и взорвал его. Немцы, находившиеся внизу, стали бить в образовавшееся отверстие из автоматов. Кунучаков метнул туда две гранаты и едва они разорвались, спрыгнул в пробоину. Рядом оказался немец. Гитлеровец вскинул было автомат, но Кунучаков оглушил его прикладом. Вскочив на ноги, он короткой очередью расстрелял ещё двух немцев. Когда сапёры спустились вслед за старшим сержантом, он уже ворвался в соседнюю комнату, расчищая себе путь гранатами и автоматными очередями. Он убил там четырёх гитлеровцев. Немцы, находившиеся в соседней комнате, в ужасе стали выпрыгивать через окна на улицу. Их расстреляли стрелки подбежавшие к дому. «Плацдарм» в квартале был завоёван».
Коммунист Сергей Кунучаков, ветеран соединения, сын хакасского народа, пришёл в Германию как суровый судья. Это он среди бела дня под носом у немцев сделал для пехоты и танков четыре прохода в минном поле и проволочных заграждениях. Это он, возглавляя группу товарищей, завязал бой с немецкой ротой, истребил полсотни гитлеровцев, взял в плен семерых.
В 1943 году в марте командование части написало ходатайство о присвоении Героя Советского Союза старшему сержанту Кунучакову С.Н. Но в той бумаге в Москве кто-то не успел подписаться. Так это ходатайство осталось в Министерстве обороны. Когда Сергея не стало, приезжал к ним из Москвы в Бутрахты полковник П.Р. Шарневский по поводу присвоения Героя Советского союза. Но не присвоили, так как его уже не стало.
И в мирное время Сергей Николаевич показывал добрый пример в труде. Его ровесник, друг, житель села Чиланы М.Е. Тороков рассказывал, что хорошо его знал, участвовал с ним во многих боях и после войны вместе трудился в сельском совете. Вот что он говорил: «В начале 1942 года мы восемнадцатилетними парнями стали проходить ускоренные курсы сапёров. А после – на фронт, на передовую линию. Около года мы с ним воевали плечом к плечу. Но 1943 году я был тяжело ранен и госпитализирован. Из-за ранения мне не пришлось больше воевать. С Кунучаковым я вновь встретился в 1946 году, когда он пришёл с войны. С первых дней он активно включился в работу. Несмотря на тяжелые ранения, контузию, он работал на совесть, возглавляя животноводческую бригаду в нашей деревне. За старания, добросовестное отношение к делу его вскоре выдвинули заместителем председателя колхоза, возглавлял он пятую ферму совхоза. Но с каждым годом следы ранения стали напоминать сильнее. Он был вынужден перейти на более легкий труд – ушёл в животноводство. Но недолго он занимался мирным трудом, на 39-ом году в 1962 году скоропостижно скончался. Мой земляк прожил короткую, но яркую жизнь. Он – пример для подрастающего поколения. Его имя не должно быть забыто».
В нашей деревне в честь Сергея Николаевича Кунучакова названа улица, где он жил.
Венера Кунучакова,
10 класс,
Бутрахтинская школа
Оставить сообщение: