Ноги корреспондента, как известно, его же и кормят. На этот раз они привели меня в Верхнесейскую школу. Это старенькое, деревянное здание возрастом более полувека, во дворе стоят кочегарка и еще какие-то темные старинные строения, не добавляющие пейзажу красоты. Само школьное строение выглядит вполне прилично, но кажется морально устаревшим. Ни тебе пластиковых окон, ни хорошей двери.
Внутри красиво. В коридоре на стенах много красочных плакатов, листовок, инструкций. Косметический ремонт виден невооруженным взглядом. Возле входа установлен обычный рукомойник, на столе стоит раритет советской еще школы – металлический колокольчик, своим звонком оповещающий о начале урока и его окончании.
Пока прислушивалась к звонкому голосу учителя за дверью, на душе становилось все тревожнее и тревожнее. Я учителей с детства боюсь, они кажутся такими строгими и недосягаемыми. Наконец-то закончился второй урок. Мои собеседницы – Надежда Константиновна Карушева и Татьяна Юрьевна Сизова, оказались вполне дружелюбными людьми. Они не стали вызывать меня к доске, а просто постарались искренне и открыто ответить на мои вопросы.
Один плюс один
Итак, специфика преподавания в начальной школе такова, что приходится совмещать уроки. Например, Татьяна Юрьевна учит первый и четвертый классы, а Надежда Константиновна – второй и третий. Бывает даже, что все четыре класса объединяются, такое происходит на уроках русской литературы. На нее дается лишь три часа. Чтобы успеть отработать эти три часа, приходится всех собирать в одном месте. Каждому классу по отдельности даются задания, параллельно идет вот такой сложный, учебный процесс. Удивляешься:
– Ребятишки не отвлекаются, если вы другому классу объясняете материал? В фоновом режиме что ли воспринимают?
– Они привыкли, куда деваться-то. 3, 4-ые классы более самостоятельные. Намного больше внимания требуется первоклашкам, второклашкам, ведь они толком ни писать, ни читать не умеют. Надо объяснять все на пальцах.
Еще в школе работают Галина Николаевна Демина, преподаватель английского языка (приезжает по вторникам), и Мария Сергеевна Сергеева, она ведет хакасский язык и ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики). ОРКСЭ – это относительно новый предмет в школьной программе, введен в 2012 году по всей стране.
В каждом классе по три ученика, функционирует еще подготовительный класс, в нем также три человека. Один ребенок с ограниченными возможностями здоровья учится по отдельной программе. Для того, чтобы иметь право обучать его, учителя прошли в августе курсы в Таштыпской первой школе. Приезжали преподаватели из Абакана. Кроме того, приходится посещать и другие курсы, и не все они бесплатные. Нужно постоянно повышать квалификацию, чтобы идти в ногу со временем.
– Многое изменилось за последние 20 лет в системе образования?
– Конечно, многое, – отвечает Татьяна Юрьевна, – изменения видны в лучшую сторону. У нас появились интерактивная доска, наборы по федеральному образовательному стандарту для начальных школ по русскому языку, по математике, по окружающему миру, английскому, раздаточный материал. Детям выдают бесплатные обеды. Огорчает лишь, что теперь зарплата учителя напрямую зависит от количества учеников. Теперь зная, сколько у нас ребят в школе, можете примерно представить, сколько мы получаем.
Надежда Константиновна делится радостью:
– Зато спонсоры помогают. В этом году бывший глава республики В.М. Зимин помог с деньгами на краску, чтобы смогли сделать косметический ремонт. А то обычно за свой счет, за счет спонсоров проводили работы. Еще нам в начале учебного года по акции «Дорога в школу» подарили тетради, карандаши, краски, альбомы, пластилин и т.д. На целый год хватит! Особенно для занятий по внеурочной деятельности, с родителей постоянно просить тоже не можем. Сами понимаете, какие тут доходы в деревне. Работы практически нет.
Сами родили, сами учат
– Есть ли в Верхней Сее семьи, которые целенаправленно рожают детей для улучшения демографической ситуации в селе?
– Ну да, можно нас взять, – улыбается Татьяна Юрьевна, – у нас в семье пятеро своих и восемь опекаемых детей. Мы с мужем являемся приемными родителями вот уже 15 лет.
– Сколько ваших ребят ходят в школу?
– Шестеро. То есть почти половина учеников школы – это мои дети! Самые младшие трех и четырех лет сидят дома с отцом.
Честно говоря, услышав про такое количество детей, я ахнула и про себя восхитилась смелостью семьи Сизовых. Просто в наших реалиях данный поступок тянет на подвиг. Потом еще оказалось, что и у Надежды Константиновны пятеро детей! Две дочери уже взрослые. А у Марии Сергеевны трое детей.
– Вы что, специально народили столько, чтобы себе учеников обеспечить? – смеюсь.
Женщины в ответ тоже смеются, не обижаясь на мой бестактный вопрос:
– Ну в какой-то мере так и получилось. Но когда мы рожали первых детей, материнского капитала еще не выдавали. Поэтому нельзя сказать, что новые члены семьи появлялись из-за меркантильных интересов.
Это уже потом по всей стране после введения маткапитала пошли «путинские» дети. Мы увидели, что государство наконец-то обратило внимание на многодетные семьи и перестали бояться пополнения в семействе. Появилась надежда, что будет хоть какая-то помощь.
Нет, все равно в голове не укладывается. Как они все успевают? Работать и выполнять дома кучу обязанностей? Столько сил вкладывать в учеников. Дома каждый член семьи тоже требует от мамы свою порцию внимания.
Татьяна Юрьевна приехала в Верхнюю Сею в 1994 году. Вышла замуж, семья выросла. Нынче строят новый дом, чтобы хватило места всем. Надежда Константиновна прибыла в село тремя годами позже и тоже приросла корнями. Опорой и поддержкой для мам являются, конечно же, папы. Что бы без них получилось?
Не все еще потеряно
Когда-то в деревне был леспромхоз, жизнь кипела. В перестроечные годы позакрывались предприятия, в том числе и девятилетняя школа, остались только начальные классы. После этого половина населения сразу же покинула некогда процветавшую территорию. Каждый год власти грозились закрыть начальную школу.
О былом изобилии учеников напоминает закрытое правое крыло здания. Кое-где выбиты стекла, по коридору гуляет ветер. В той же стороне крыла в бесхозном дворе – полусломанные деревянные качели, горка, песочница. Покосившиеся, с облупившейся краской предметы детской площадки навевают мрачное настроение. Как будто время остановилось тут и больше не двигается. Дай Бог, скоро появится новая площадка, а старую уберут с глаз долой.
Зато рядом с местным магазином «Орешек» гордо стоит новая телевизионная вышка. Значит, не все еще потеряно. Современные технологии и здесь нас догонят – в тайге. Можно смотреть десять бесплатных цифровых каналов, обещают еще десять добавить. С телевизором всегда жить веселее.
Работает клуб, по вечерам сюда приходят ребята поиграть в теннис, шахматы, шашки, позаниматься в вокальном кружке. Заведует домом культуры Татьяна Николаевна Колесникова.
Периодически приезжает «Почта России», есть свой почтальон, фельдшер бывает наездами. А рядом с Верхней Сеей неплохое шоссе, до Таштыпа можно за десять минут доехать. Ехать и высматривать из окна автобуса диковинных обитателей леса.
Тарина Бутонаева
Оставить сообщение: