Шахматный снегопад (продолжение)

03:12 15.01.2021

Владел короной дольше всех – 27 лет, и вряд ли этот рекорд будет когда-либо превзойден. Это был широко образованный человек, доктор философии и математики, автор научных работ и книг, в том числе знаменитого «Учебника шахматной игры» и даже историко-философской драмы.

Эмануил Ласкер родился в крошечном городке Берлинхен неподалеку от тогдашней прусско-русской границы (ныне Берлинск в Польше) в бедной семье. В двенадцать лет мальчика, выказавшего необычайные способности к математике, отправили на учебу в Берлин под опеку старшего брата Бертольда – студента медицинского факультета Берлинского университета. Он и познакомил Эмануила с шахматами, подарил ему первую шахматную книгу. Мальчик так увлекся шахматами, что родители попросили Бертольда перевести его в другую гимназию.

По счастью, его директором и преподавателем математики был чемпион местного шахматного клуба! И шахматы шли рука об руку с математикой до самого окончания гимназии в 1888 году.

Затем Э. Ласкер поступил на математический факультет Берлинского университета. Свой первый турнир он закончил со 100-процентным результатом, а вскоре выиграл и побочный турнир 6-го Конгресса Германского шахматного союза (Бреславль, 1889 г.). Завоевав первый приз и звание мастера, двадцатилетний Эмануил получил первое приглашение на международный турнир в Амстердаме, прошедший в 1889 году:

1. Берн – 7 из 8;

2. Ласкер – 6;

3. Мэзон – 5,5;

4. Ван Флит – 5;

5. Гунсберг – 4;

6. Бауэр – 3.5 и т.д.

Успехи у набирающего силу Ласкера еще скромны, но стабильны: уверенные победы в двух английских турнирах 1892 года, матчевые разгромы Блэкберна (+6=4) и Берда (+5=0).

Понимая, что для борьбы за мировую корону этого недостаточно, Ласкер в конце 1892 года отправился на длительные гастроли в Америку, где выиграл матч у Шовальтера (+6-2=2) и других американских и кубинских мастеров. А осенью 1893 года взял 1-й приз на турнире в Нью-Йорке, набрав 13 из 13 (на 4,5 очка отстал от Альбин и на 6 – юный Пильсберн). Это уже впечатляло.

Ласкер послал вызов Стейницу. И чемпион мира принял вызов. Матч Стейниц – Ласкер проходил с 15 марта по 26 мая 1894 года в Нью-Йорке, Филадельфии и Монреале.

Играли до 10 побед с контролем времени по два часа на первые 30 ходов и дальше по часу на 15. Начало матча было интригующим и кровопролитным. После первых двух партий счет был равный: один – один. Затем соперники вновь обменялись тяжелыми ударами и сделали две боевые ничьи. После шести встреч счет был равным, и переломной стала потрясающая по своему драматизму 7-ая партия. В этой партии, балансируя на краю пропасти, молодой Ласкер проявил те качества, которые позволили ему потом так долго удерживать корону чемпиона мира. В трудной позиции он сумел поставить перед соперником сложнейшие проблемы, характерные для уровня шахмат второй половины 20 века.

Ласкер намного опередил свое время, и трудно винить Стейница за ошибки: он боролся что есть сил, находясь под непрерывной страшной атакой. Необычайно напряженная партия опередила свое время, ушла в тень, осталась недооцененной: современность попросту не смогла понять, что же в ней произошло. Седьмая партия стала решающей во всем матче, надломив Стейница. Судьба матча была предрешена, и его канадская часть лишь установила окончательный счет: +10–5=4 в пользу Ласкера.

Проиграв последнюю, 19-ю партию, Стейниц поднялся с кресла, провозгласив троекратное: «Ура» за нового всемирного шахматного короля!

На втором Московском международном турнире, прошедшем в 1935 году, Ласкер добился своего последнего триумфа:

1-2 Ботвинник и Флор – по 13 из 19;

3. Ласкер – 12,5 (без поражений);

4. Капабланка – 12 и т.д.

«Ласкер – моральный победитель Московского турнира – писал Н. Зубарев. – Содержание творчества Ласкера так же глубоко и насыщенно, как и в годы полного расцвета его феноменального дарования». Его результаты в очень сильных турнирах «Москва – 1936» и «Нотингем – 1936» были уже более скромными, но вот что сказал о нем после Нотингема Алехин: «Я считаю для себя почти невозможным критиковать Ласкера – так велико мое восхищение им как личностью, художником и шахматным писателем. В свои 67 лет, благодаря своей молодой энергии, воле к победе и невероятно глубокой трактовке шахматной борьбы, он оставался все тем же Ласкером, если не как практический игрок, то как шахматный мыслитель».

Семья Ласкера в это было время переносила лишения и скитания, бегство из гитлеровской Германии, полтора года в СССР, отъезд в США. А осенью зловещего 1937 года – хроническое безденежье и изнурительная работа…

Эмануил Ласкер умер 11 января 1941 года, вскоре после своего 72-летия, в день, когда у него гостили гроссмейстер Файн с супругой. Ласкер уже не мог говорить. В предсмертный миг его жена Марта услышала, как Эмануил прошептал: «König des Schachs…» («Король шахмат»).

Несколько высказываний чемпионов мира.

Капабланка: «Ласкер – прирожденный гений, развивавшийся благодаря упорнейшему труду в ранний период своей карьеры. Никогда не придерживался типа игры, который можно было бы классифицировать как определенный стиль.

Никто из великих шахматистов не был настолько непонятен для подавляющего большинства любителей и даже мастеров, как Эманауил Ласкер».

Алехин: «Ласкер был моим учителем. Без него я не смог бы стать тем, кем стал. Идея шахматного искусства немыслима без Эмануила Ласкера».

Таль: «Величайшим из чемпионов был, конечно, Эмануил Ласкер. На шахматной доске он совершал невозможное! Он был изумительным тактиком, выигрывал, казалось бы, совсем безнадежные партии».

С. Мажаев,
с. Таштып

(Продолжение следует)

69739

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы