Развитие сельской школы в современных условиях

06:11 04.11.2016
Развитие сельской школы в современных условиях

На территории Таштыпского района состоялась научно-практическая конференция «Обеспечение качества реализации ФГОС общего образования в условиях сельской школы». Около 160 преподавателей из сельских школ всех муниципалитетов нашей республики собрались на конференцию поделиться опытом и самим научиться применять полученные знания на практике. На конференции были представлены малокомплектные и крупные районные школы нашей республики.

Торжественная часть проходила в районном Доме культуры. С приветственным словом к гостям и участникам обратилась Г.А. Салата, министр образования и науки РХ:

– Проблема качества образования является чрезвычайно острой. Будущее всего государства зависит оттого насколько наша с вами деятельность будет качественной. На сельскую школу ложится отдельная нагрузка. Мы уже говорим не заезженные фразы, а то, что проверено жизнью. Есть школа – есть село! И если на селе предоставляется качественное образование, то оттока жителей из села не будет, люди останутся жить там, где они выросли, потому что они уверены в качестве образования своих детей.

В своем обращении В.И. Шулбаев, Глава Таштыпского района, отметил:

– Главной задачей реализации ФГОС является формирование конкурентоспособной личности. Главная задача всех образовательных процессов – создать условия. Ребенок не сосуд, который надо наполнять знаниями и навыками, ребенок должен сам гореть, как факел, и тянуться к новому. И это задача – общегосударственная.

До 2020 года согласно указу президента необходимо создать не менее 20 миллионов высококвалифицированных рабочих мест. И главным инструментом здесь является образование.

Нельзя не согласиться со словами министра образования Российской Федерации: Образование – это не услуга, это сложный воспитательный процесс.

Я надеюсь, что на сегодняшних площадках мы вместе найдем необходимые инструментарии, каждый педагог должен понимать, пропускать через себя и влиять на все учебно-воспитательные процессы.

Сегодня в Республике Хакасия 74 процента школ – сельские. В них обучаются 21 198 детей. Они показывают высокий процент на уровне Российской Федерации, завоевывают призовые места в различных конкурсах. Сегодня сельская школа идет в ногу со временем. И также реализует федеральные государственные образовательные стандарты.

Ирина Владимировна Борисова, заведующая лабораторией проектов ХакИРаО и ПК, рассказала о современных принципах и подходах к проектированию образовательного процесса в условиях сельской школы, а Н.А. Строгова, доцент ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет» – о возможностях реализации ФГОС для детей с ОВЗ в новых образовательных условиях.

После небольшого перерыва на обед конференция продолжилась. Все присутствующие распределились по секциям первой и второй Таштыпских школ.

На базе Таштыпской школы №1 проходили семинары, работало  несколько секций. Вот некоторые из них:  «Технология создания социальной среды развития обучающихся», «Вариативность моделей профориентационной работы в сельской школе», «Технология системно-деятельностного подхода на уроке и во внеурочной деятельности», «Организационно-правовые аспекты кадровой политики образовательной организации», «Эффективное взаимодействие территориальных психолого-медико-педагогических комиссий с консилиумами ОО в условиях реализации ФГОС ОВЗ», «Междисциплинарная программа как условие качества образования», «Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса средствами УМК объединённой издательской группы».

Педагоги обсуждали практически все направления реализации стандарта, а также проблему реализации стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, обсуждали направления, собственные подходы, то, что наработано, использование новых технологий, организацию урочной и внеурочной деятельности. Педагоги говорили о том, как лучше обеспечить систему воспитательной работы.

Отдельным мастер-классом осветили тему, которая совершенно непонятна городским школам, как работать с детьми в малокомплектной школе, как обучать детей 2 и 3 класса одновременно в одном кабинете, и при этом задача создать равные условия и не потерять качество.

С какой целью проходила конференция  рассказала Людмила Михайловна Вилисова, заведующая лабораторией инноваций в образовании:

– Идея проведения  конференции родилась еще в прошлом году. Именно конференции среди сельских школ. Основной задачей было связать это с проведением реализации стандарта. В прошлом году руководство школы пригласило нас на межмуниципальный педсовет. Мы посмотрели насколько глубоко и интересно работает школа. Они нашли те пути реализации стандарта, которые еще не все увидели, и тем более не стали осваивать на практике. И тогда родилась идея, что надо собраться именно сельским школам, учитывая специфику условий, требования родителей, отдаленность от методических центров, не всегда у сельских педагогов есть возможность, чтобы выехать в город и ознакомиться с опытом лучших городских школ. Поэтому мы решили собраться в селе, в Таштыпе, в школе, которой есть чем поделиться, показать свой опыт и привлечь педагогов, которые о себе тоже могут рассказать.

Проблем, даже на уровне подготовки конференции, при обсуждении тезисов, в выступлениях, увидели много.

Есть ресурсы в сельских школах, есть интересные находки и педагоги, большое желание переломить ситуацию и у них это получается. Все выявленные проблемы для института – это импульс для того, чтобы находить пути совместного решения. Уже родилась идея сделать такую конференцию ежегодной, возможно на территории других школ и районов. В любом случае потребность есть, интерес есть, я считаю, что это то, чем можно заниматься.

В рамках конференции состоялся республиканский конкурс на лучший кабинет родного языка и литературы в образовательных организациях Республики Хакасия. Конкурс стал традиционным мероприятием для республики, основная цель которого – повышение качества обучения родным языкам и литературе.

В конкурсе приняли участие пять команд: детский сад «Рябинушка» (Таштыпский район, Аршановская школа (Алтайский район),  школы Аскизского района – Лесоперевалочная, Калининская и Казановская.

Участники конкурса представили кабинет, рассказали о своей работе различными творческими представлениями, сценками, песнями и танцами.

Также презентовали конкурсному жюри программу развития кабинета родного языка, поделились опытом. Ранее конкурсанты подготовили презентации и видеоролики деятельности кабинета.

Члены жюри в составе: Анны Антоновны Танбаевой, председателя жюри и представителя Министерства образования Республики Хакасия, Надежды Ананьевны Мамышевой, Надежды Яковлевны и Людмилы Ананьевны Толмачевых, представителей ХАКИРа, Валентины Николаевны Антоновой, учителя родного языка Малоарбатской школы и Радиона Дмитриевича Сунчугашева, главного редактора газеты «Хабар», рассмотрев все материалы, представленные образовательными учреждениями, выбрали лучших.

Первое место заняла Лесоперевалочная школа, на втором месте Аршановская, на третьем – Калининская, на четвертом – Казановская, на пятом – детский сад «Рябинушка».

Праздничную атмосферу на конкурсе создали оркестр музыкальных инструментов Таштыпской музыкальной школы, ученики и родители исполнили песни на шорском и хакасском языках.

Мероприятие прошло в дружной, веселой и творческой обстановке, все были одеты в национальные костюмы и говорили только на хакасском языке. Такие конкурсы объединяют коллективы школ, ведь нечасто можно вот так собраться, свободно говорить на родном языке и знать, что тебя поймут, да и к тому же это опыт, который участники перенимают друг у друга. Во время конференции прошло большое родительское собрание.

Во второй день конференции работало 6 проблемных групп, на которых участники определяли оптимальные пути решения актуальных проблем реализации ФГОС в условиях сельских школ.

Предметом обсуждения стали следующие направления реализации ФГОС: доступность и качество образования сельских школьников как условие реализации ФГОС; особенности государственно-общественного управления в сельской школе  научно-методическое сопровождение педагогических работников сельских школ как приоритетный ресурс реализации ФГОС; профессиональная компетентность педагогических работников сельских школ; педагогическая поддержка, сопровождение одаренных и способных детей, детей с ОВЗ в сельском социуме.

Участники конференции отмечают, что с введением ФГОС в сельских школах РХ созданы достаточные возможности для реализации национального, регионального и этнокультурного содержания образования: в содержание учебных предметов и курсов внеурочной деятельности внесены соответствующие изменения. Сложилась практика разработки и реализации междисциплинарных программ, изменилась структура урока в соответствии с требованиями ФГОС.

В то же время участники конференции отмечают актуальные проблемы, определившиеся в ходе введения ФГОС общего образования в общеобразовательных организациях РХ, работающих в условиях села:

  • на федеральном и региональном уровне недостаточно проработаны механизмы межведомственного финансирования сетевой формы реализации образовательных программ;
  • материально-техническая база образовательных организаций не соответствует требованиям стандарта;
  • реализация системно-деятельностного подхода как методологической основы стандарта не получила абсолютного распространения в образовательной деятельности педагогов.

В резолюции по итогам конференции были сформулированы рекомендации, направленные на развитие сельской школы в современных условиях.

Алена Генке,
Любовь Астанина

83219

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы