Разговор о жизни, о войне и мире

10:42 15.02.2024
Разговор о жизни, о войне и мире

В конце января этого года Юрию Анатольевичу Лифанскому исполнилось 60 лет. Много это или мало, судить не будем – у каждого свои критерии отсчета. И все же есть повод, оглянувшись назад, поговорить о жизни.

Говорят, что история человечества – это история войн. В судьбе Юрия Анатольевича война была – два года срочной службы в Советской армии. Местом службы стал Афганистан. И это были не учебные тревоги и марш-броски. Это было время, разделившее жизнь на до и после.

Жизнь до войны

Почти вся его жизнь прошла в Таштыпе. Вне Таштыпа – первые три года жизни (родился Юрий в 1964 году в селе Кагаево Орджоникидзевского района, а в 1967-м семья переехала в Таштып) да служба в армии. Отец Юрия, Анатолий Петрович Лифанский, всю жизнь проработал трактористом, а мама – Тамара Васильевна, работала в Таштыпском ЖКХ кассиром.

Вообще-то, откровенничать Юрию Анатольевичу не по характеру. Да и о чем особенном говорить? Все обыкновенно, как у многих. Поскольку мы с ним ровесники, я его понимаю.

У тех, кто родился в 60-е, жизнь начиналась под девизом: «За детство счастливое наше спасибо, родная страна». В детском саду выучили «что такое хорошо и что такое плохо»; в первом классе на груди, как награда, октябрятская звёздочка; в третьем – первая клятва, торжественное обещание пионера «горячо любить и беречь свою Родину»; с 14-ти лет вступление в комсомол… Все просто и ясно: учись, получай профессию, любой труд достоин уважения, все мечты могут сбыться. Впереди светлое будущее.

И вроде так оно и было. Окончил Таштыпскую школу №1, поступил учиться в Шушенский совхоз-техникум на специальность «Агроном». В то время этот техникум был одним из лучших в Сибирском регионе. Студенты, познавая профессию, имели возможность вести научно-экспериментальную практическую деятельность. Результаты опытных работ в 70-е годы были даже представлены на ВДНХ (Всесоюзной выставке народного хозяйства).

Но получить диплом о среднем профессиональном образовании тогда не пришлось. С третьего курса призвали в армию. Отсрочек студентам техникумов тогда не полагалось.

Его война

Забрали без повестки и даже до приказа об очередном призыве на службу подходящих возрастов. Был март 1982 года – третий год Советско-афганской войны – локального военного конфликта, в ходе которого «ограниченный контингент советских войск исполнял интернациональный долг». Так звучало в официальных СМИ, коротко, без подробностей. Теперешней гласности тогда не было. Военных контрактников – тоже. Боевые задачи под командованием офицеров выполняли солдаты-срочники, прошедшие учебные курсы в первые 3-6 месяцев службы в армии. И было тем солдатам по 18-20 лет.

– Сначала нас привезли в Красноярск, потом в Бийск, потом – в северный Казахстан, в учебку. Учился я там, кроме всего прочего, на водителя тяжелых военных машин, получил права. Но когда попал уже на постоянное место службы, права мои где-то потеряли. Поэтому пришлось служить в пехоте.

В Афганистан попал в июне (т.е. через 3 месяца после призыва!). Нас через Алма-Ату на самолете забросили сначала в город Шиндан на юге Афганистана. Там распределили в часть – в реактивную батарею, на установку «Град». Но снова ненадолго. Где-то через неделю нас, молодых, на АН-12 перебросили в Баграм, в отдельный батальон обороны Баграмского аэродрома. А потом перевезли нашу роту в горы. И начались боевые будни: мы ходили на караваны, сопровождали наши колонны, прочесывали кишлаки от боевиков. Основная военная должность моя – наводчик пулемета Калашникова.

Сейчас по открытым данным можно выяснить, что в Ограниченном контингенте служили около 2% численности Советских вооруженных сил того времени. И многие из «наводчиков ПК», проходивших службу на территории СССР в те годы, с улыбкой вспоминают, что пулемет в руках держали пару раз за всю службу. А тех, кому выпал Афган, военная должность вела по острию между жизнью и смертью. И не всем получилось вернуться. И жизнь, и кровь, и смерть – все было рядом, проще и страшнее, чем в кино.

Много лет спустя, рассказывая сыну-подростку о своей службе, Юрий Анатольевич вспоминал, что родители его долгое время не знали, где он служит, тогда ведь на военных конвертах в адресной строке стоял только номер военной части. Написал об этом только старшему брату, и то просил, чтобы тот родителей не расстраивал. Там, в Афганистане, он понял ценность и счастье простой обыденной жизни, которая так легко может прерваться в любой момент. Там же он познал настоящую мужскую дружбу, крепче и честнее которой нет.

Демобилизовался Юрий Анатольевич 31 июля 1984 года, то есть с тех пор прошло уже 40 лет. Но в памяти события каждого дня живут до сих пор.

«Слава Богу!» – было первой мыслью, когда он вернулся в Союз после демобилизации. Та же мысль была первой, когда через пять лет советские войска были выведены из Афганистана. О честно выполненном воинском долге напоминают последствия контузии, полученной там, и свидетельствуют медали «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа» и «70 лет Вооруженных сил СССР».

Мир после войны

В начале нулевых, когда встречи воинов-интернационалистов стали уже традиционными, на одном из таких мероприятий кто-то из них сказал:

– Война не проходит бесследно, и в мирную жизнь 20-летним парням вернуться непросто. Повезло тем, у кого сложились крепкие семьи. Семья – это и та ценность, ради которой стоит жить, и крепкий тыл, дающий поддержку во время неудач.

Скорее всего, это верно для любого человека, но, видимо, люди, опаленные войной, чувствуют это ярче, понимают лучше.

Семья Лифанских – подтверждение этой истины. С женой Еленой Васильевной Юрий Анатольевич идет рука об руку уже четвертый десяток лет, а кажется, что встретились совсем недавно.

Вернувшись из армии, Юрий восстановился в техникуме и после получения диплома 2 года отработал агрономом в совхозе «Абазинский». Тогда он и встретил свою Алену. Вспоминая то время, супруги смеются, что любовь у них была не с первого взгляда и не со второго. Они встречались в разных компаниях, их знакомили, но продолжение общения получилось только после третьего знакомства. Видимо, судьба не оставила им шанса пройти мимо друг друга. Зато и долгих сомнений после того, как они обратили друг на друга свое внимание, тоже не было. Поженились они в 1987 году. Сначала жили с родителями Юрия, а через два года он, как молодой специалист и воин-интернационалист, получил квартиру, где семья живет и поныне.

Много всего произошло за эти годы. Развалилось государство, появилось новое, предприятия и организации реформировались, банкротились, закрывались и вновь начинали работу. Пропадали товары, взлетали цены… А для Юрия и Алены главной ценностью была их семья.

В 1990-м родилась дочь Анечка, через восемь лет – сын Сергей. Алене пришлось оставить работу из-за проблем с Сережиным здоровьем. Но Юрий всегда был главой и добытчиком. Несколько лет после совхоза он работал учителем труда в школе №2. Потом перешел в Таштыпское ДРСУ, где освоив трактор, бульдозер, грейдер и другую тяжелую технику, отработал два десятка лет. Теперь вот уже одиннадцатый год он трудится водителем в Таштыпском РЭС.

Дети выросли. Аня после окончания филологического факультета ХГУ живет и работает учителем русского языка и литературы в Красноярске. Сергей окончил музыкальный колледж в Абакане, сейчас преподает в детской музыкальной школе и продолжает учиться, получая заочно высшее профессиональное образование.

В праздники и на каникулах семья собирается вместе, и родной дом, тот, который «не стены и окно, и даже не стулья за столом», обнимает и согревает, радует, ободряет и наполняет сердца счастьем. Обыкновенным, простым человеческим счастьем.

Ирина Кабанова

Снимок: семья Лифанских в сборе

72927

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы