Надежда Алексеевна Цируль, работает в культуре 45 лет. В далеком 1972 году была принята на работу в РДК после окончания Минусинского культпросветучилища, где закончила театральный факультет.
– Стипендия у меня была 8 рублей всего, из них три рубля платили за квартиру. Остальные деньги надо было сэкономить, чтобы сходить на вещевой рынок, купить себе что-нибудь «красивенькое» из одежды, – вспоминает Надежда Алексеевна.
Закончила училище, приехала работать в таштыпский Дом культуры. Начинала с самой первой ступени, работала массовиком-затейником, затем методистом. Затем поступила в институт культуры в г. Улан-Удэ, где получила высшее образование и специальность «Режиссёр театрального коллектива». После окончания института стала работать в РДК режиссером народного театра. Вела две театральных студии: детскую «Росток» и взрослую «Надежда». С детьми они поставили немало спектаклей. Сами шили костюмы, делали декорации, оформляли сцену.
– Помню, туфли хрустальные к спектаклю «Золушка» делали. Дети слюду мяли. Потом наклеивали на туфельки. И когда свет подавали, загоралась рампа, они сверкали как настоящие.
Со спектаклем «Два братца из ларца, одинаковы с лица» объездили все близлежащие села, заработали денег и купили магнитофон.
Теперь Надежда Алексеевна Цируль ведущий специалист управления культуры. Работа, может, и не творческая, но очень ответственная. Доклады, информации, муниципальные программы, отчеты – вот то, чем она занимается. Но душа все равно рвется на сцену.
Когда-то, в 80-х годах агитбригада «Огонек» под ее руководством становилась лучшей не просто по всей республике, она была лучшей в крае. Агитбригада не раз становилась лауреатами, дипломантами областных и краевых смотров. Высшей наградой коллектива стала медаль лауреата Всероссийского смотра художественной самодеятельности среди агитбригад.
Первыми зрителями были трактористы и доярки.
– Они были благодарными зрителями?
– Минуты отдыха у тружеников полей были предельно коротки, поэтому мы должны были уложиться в течение 15 минут, чтобы не нарушить их график. А как только в деревню заезжали, включали рупор, вся деревня сбегалась, и кино покажем, и песню споем, и станцуем. Время было интересное…
Перебирая старинные фотографии тех времен, кажется, что там было лучше. Хочется хоть глазком заглянуть в то время. Там все такие юные, полны творческих идей и задора. Вот фото, где агитбригада выступает на сцене, а это в красном уголке на ферме, а вот процесс репетиции…
– Уже полдвенадцатого ночи, мы репетируем, вот дочка моя маленькая еще, Женя…
– Не страдала семья от такого графика?
– Куда-бы мы ни ездили, Женя везде со мной. Поэтому ее сейчас сложно на концерты вытащить, в детстве хватило.
Надежда Алексеевна многогранный человек. Ей доводилось работать и в библиотеке, и в музее. В течение 10 лет работала в краеведческом музее и здесь деятельный характер привел её к неординарным находкам, способствующим к изменению взгляда на музейное дело. Это: создание экскурсии по селу и снятый телевидением г. Абазы по материалам Н.А. Цируль и сотрудников архива (1998 г.) телевизионный фильм «230 лет селу Таштып». Бесценным для истории района стали фильмы о ветеранах Великой Отечественной войны, снятые Надеждой Алексеевной к 50-летию и 60-летию Победы.
У Надежды Алексеевны множество поощрений, благодарностей, и почетных грамот от Министерства культуры Российской Федерации, правительства РХ и администрации Таштыпского района. Имеет нагрудный знак «Почетный работник Таштыпского района» и звание «Заслуженный работник культуры Республики Хакасия».
Надежда Алексеевна в свои годы выглядит очень молодо. Такой результат дают не только ежедневные процедуры красоты, но и любовь близких. У нее две внучки Алина и Влада. А также 18 племянников, и все ее называют ласково – Лёля.
– Что для вас культура?
– Это моя жизнь, это воздух, которым я дышу… Без культуры не мыслю себя. Слово «КУЛЬТУРА» с греческого переводится как «Возделывание». Если пахарь возделывает землю, то работник культуры возделывает души человеческие.
Алёна Генке
Оставить сообщение: