Детства яркие краски
Родился Иван в Бутрахтах, потом родители переехали в Имек. Семья была большая, шестеро детей. Детство вспоминается, как яркая, счастливая пора: школа, домашние дела, походы с друзьями на природу, речку, – все, как у всех деревенских мальчишек…
Прозвенел последний школьный звонок, не успел почувствовать себя взрослым, пришла повестка, надо идти в армию.
Долг Родине – долг чести.
Проводили Ваню всей большой роднёй.
В одночасье повзрослел
Два года служил в ракетных войсках Забайкальского военного округа.
В один из солдатских дней в часть пришла телеграмма – умер отец…
Добирался до дома на попутках, тяжело вспоминать, как зашел в отчий дом, в котором потеряли кормильца. В одночасье повзрослел, почувствовал себя не беззаботным юнцом, а взрослым мужчиной.
П
осле армии мама сказала, как отрезала: «Учись, Ваня, чтобы жизнь сложилась нормально, а мы в деревне – проживем».
Поехал в Красноярск, тогда он был нашей краевой столицей, закончил рабфак, поступил в сельхоз-институт на инженера-механика.
После окончания вернулся домой, и начались рабочие будни рядового Кактоякова в милиции. Назначили его помощником оперативного дежурного.
Личного состава в РОВД не хватало. Постоянно приходилось выезжать по вызову на семейные скандалы, «горячими» были выходные и праздничные дни.
По ходу беседы задаю вопрос:
– Не было мысли, все бросить и уйти на более спокойную, например, по специальности, работу?
Ни минуты не раздумывая, Иван Тохтанович ответил:
– Нет! Я искренне помогал людям, боролся с нарушениями закона. Да и коллектив тогда подобрался очень дружный, сплоченный. Начальник РОВД Юрий Александрович Зарубин был прекрасным человеком, сильным, опытным руководителем, сумевшим объединить все службы в единый монолит.
Отработав около года, получил офицерское звание – лейтенанта и был направлен на один из сложных участков – анчулский. В него входили три населенных пункта: Анчул, Верх-Таштып и Кызылсук. В то время там постоянно происходили мелкие и крупные кражи, пьянки, драки, изнасилования.
Работа участкового требовала огромного напряжения, сил, нервов. Не единожды попадал под прицел ружья в руках пьяного охотника.
Никогда не забудется страшная история, произошедшая в Верх-Таштыпе, в 90-е годы прошлого столетия. Наглые молодые люди ворвались в дом пожилого старика-старовера и стали требовать деньги. А какие деньги в деревне? Его пытали раскалённым утюгом.
Вместе с оперативными службами удалось поймать извергов. Они понесли заслуженное наказание.
Большую помощь молодому участковому оказывал председатель сельсовета Иван Кириллович Акулов (земля ему пухом) и Анатолий Быков, работавший тогда начальником Верхташтыпского ЛЗП (лесозаготовительный пункт).
Милиция – эта сфера деятельности, где нельзя долго просидеть на одном месте, где сложнее, туда и направляют.
Через два, года учитывая опыт и добросовестный труд, Ивана Тохтановича назначают начальником отдела участковых инспекторов. Снова нужно было учиться самому и учить других.
Время шло, семья Кактояковых увеличилась, родился третий ребенок, а жилья не было и тогда он пошел участковым в Имек, где вырос, где жили друзья и знакомые.
– Наверное, многие обрадовались, пришел свой участковый, в обиду не даст? – задаю вопрос Ивану Тохтановичу.
– Не знаю, может быть, но кто различает нарушителей на своих и чужих, тот долго не работает, – дал мне он лаконичный ответ.
В детстве, когда рос Иван, он не припомнит, что в деревне были кражи, а в «лихие 90-е» начались у сельчан кражи скота: Печегол страдал от воров соседнего района, в Харое были случаи краж животных устьчульцами, да и в самом Имеке было небезопасно.
Пришлось очень тяжело, но такая ситуация была прекращена. Патрулировали поля и перелески, особенно осенью, днем и ночью.
Хороший тандем сложился у имекского участкового с нижнесирским – Михаилом Петровичем Стариковым.
У них была одна машина на двоих, оба охраняли порядок на территории Таштыпского совхоза, оба болели душой за свою работу.
Это и помогло им поймать преступников, оставляющих сельчан без коров-кормилиц.
В районе Верхнего Имека накрыли банду из 4 человек, которые разделывали тушу животного. На их счету было около 10 голов крупного рогатого скота.
Десять лет, из-зо дня в день ездил Иван Тохтанович из Нижней Теи в Таштып и Имек на работу на попутных машинах, в жару и мороз, в дождь и ветер, но мысли бросить и уйти из милиции не было, прикипел душой к тяжелой, но нужной людям профессии.
Надежный тыл – ценнее орденов
Со своей женой Светой Иван познакомился еще учась на рабфаке. Скромная, с нежной улыбкой и голосом, похожим на майский колокольчик, она околдовала, вскружила голову парню.
После первого курса ярким июльским днем сыграли свадьбу, потом родился первенец Дима.
Рассказывая о семье, он с огромной благодарностью говорит о второй маме – теще Зое Ананьевне Субраковой. Тогда она учила детей в Нижнетейской начальной школе и помогала растить внуков.
Пока учились в институте, родилась и Людочка, которую бабушка тоже помогала поднять на ноги. Кстати, сегодня внучка живет с ней и заботится о бабуле, как когда-то она заботилась о Люде.
Третий сын Сема родился уже в Верх-Таштыпе.
С
таршие дети получили высшее образование, младший сегодня заочно учиться в ХГУ и преподает физкультуру в Таштыпской школе №1.
Повезло Ивану Тохтановичу с женой, она у него прекрасная хозяйка, за порядком в доме следит – все накормлены, обстираны, заботой окружены, – летом столько заготовок солений и варений делает, что родня без гостинцев из их дома не уезжает!
Более 30 лет она своей женской мудростью и умом держит тыл мужа.
Ходили в походы и… спасали белок
Лучшие годы отданы милиции и он никогда не пожалеет об этом, если бы начать все сначала, не задумываясь повторил пройденный путь.
Время неумолимо бежит вперед. По выслуги лет, в звании майора, вышел Иван Тохтанович на заслуженный милицейский отдых.
После такого темпа работы, домашние дела занимали очень малую часть суток. Энергия просила выхода, хотелось трудиться, быть полезным обществу.
В управление социальной поддержки населения требовался специалист по работе с многодетными, малообеспеченными и неблагополучными семьями, детьми с ограниченными возможностями. Кактояков подал документы на конкурс и был принят.
Окунулся с головой в работу. Одно перечисление обязанностей говорит об огромном объеме дел: оказание специальной помощи всем вышеперечисленным категориям людей, проверки неблагополучных семей, проведение праздников, организация летнего отдыха детей, сопровождение их в реабилитационные дома отдыха: Черногорска, Саяногорска, Майна, оборонно-спортивный лагерь.
Об одном, уникальном в своем роде, опыте остановимся поподробней.
По инициативе Анны Арсентьевны Топоевой, руководившей тогда управлением, был создан летний палаточный лагерь для детей из неблагополучных семей у озера Маранкуль, в котором в течение 2 лет отдыхали и набирались сил за лето 50 детей.
Все для отдыха было продумано взрослыми до мелочей: утром зарядка, завтрак готовили повара турбазы «Снежный барс», затем походы в горы, на озера.
Иван Тохтанович рассказывал о сибирской тайге, учил разводить костры, бережному обращению к фауне и флоре. Несколько раз находили капканы на белок, осторожно их убирали. Сколько счастья в детских глазах видел их руководитель.
Вечером – ужин, долгие разговоры обо всем, море вопросов, на которые надо было обязательно ответить.
На их участке шелестят березки
Тогда, наверное, открыл мой герой, немного дикую, но неповторимую красоту Онской тайги. Как только наступает летний сезон он едет на встречу с горами, приезжает уставший, но с огоньком счастья в глазах.
Уже не один год знаю Ивана Тохтановича и жену Свету.
Труженники, старающиеся вместе по жизни поддерживать друг друга, понимать, сопереживать, помогать всем, кто в этом нуждается.
Только люди с доброй и открытой душой сажают у себя не только картошку, но и березы. Они у них на участке, посаженные совсем крошечными, летом шелестят зеленью листочков и тянутся к солнцу, поднимаясь все выше и выше!
Любовь Казакова
Оставить сообщение: