Агния Львовна родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачёты приехал нарком просвещения СССР Анатолий Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать.
Возможно, своим литературным даром Агния Барто обязана отцу, Льву Николаевичу Волову. Он любил читать стихи, знал наизусть почти все басни Крылова и постоянно дарил дочери книги.
С 1925 года Агния Барто уже начала печатать свои стихотворения для детей. Сначала вышли «Девочка-рёвушка» и «Девочка чумазая», за ними появились «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». Её стихи были посвящены детям 4 – 8 лет, которые с удовольствием слушали их, потому что узнавали в этих стихах себя и свои проделки.
Главным для поэтессы всегда оставалось познание мира ребёнка, особенностей его воображения и мышления. Она внимательно изучала, что он делает, как и о чём говорит. Правда, Барто полагала, что не только пишет для детей, но и одновременно обращается к взрослым.
На первых порах большую помощь Агнии Барто оказывали Корней Чуковский и Самуил Маршак. Они отвечали на её письма, давали советы, а в 1933 году Чуковский напечатал небольшой отклик об «Игрушках».
Критики считали рифму Барто слишком трудной для детского восприятия. Но поэтесса отстаивала своё видение детской темы и писала стихи так, как представляла их сама, используя игровую форму.
В 1930-е годы в жизнь Барто неожиданно вошло кино. Она написала несколько сценариев к фильмам: «Подкидыш» (1939), «Слон и верёвочка» (1946), «Алёша Птицын вырабатывает характер» и «Десять тысяч мальчиков».
С началом Великой Отечественной войны А. Барто пыталась попасть на фронт, но должна была уехать в глубокий тыл, поскольку её муж, инженер-энергетик, получил назначение в Свердловск. Там она прожила до 1942 года и всё это время продолжала работать. Агния Львовна начинает выступать на радио, в детских домах, печатает военные стихи, статьи, очерки в газетах. На фронт она всё-таки попала: после возвращения в Москву весной 1942 года поэтесса была направлена на Западный фронт в качестве корреспондента «Комсомольской правды».
В 1940-1950-е годы вышли новые сборники стихов: «Первоклассница», «Звенигород», «Весёлые стихи», «Стихи детям». В 1958 году Агния Барто написала большой цикл сатирических стихов для детей «Лёшенька, Лёшенька», «Дедушкина внучка» и другие.
1960-е годы занимают особое место не только в биографии Барто, но и в истории всей страны. Поэтесса начинает вести радиопередачу «Найти человека» и помогает многим людям найти своих родственников, потерявшихся во время войны. На основе рассказов о поисках детей, потерявшихся во время Великой Отечественной войны, она написала книгу «Найти человека» (1968). А в 1972 году за свою многогранную деятельность Барто стала лауреатом Ленинской премии.
В то же время Агния Львовна активно занималась общественной деятельностью. Она была членом Международной ассоциации детских писателей и лауреатом Медали Г.Х. Андерсена, много ездила по разным странам, проводила конкурс детского рисунка.
Агния Львовна Барто сама определила и секрет своего творческого долголетия, который заключается в её словах: «Стихи, написанные для детей, должны быть неистощимо молоды».
А. Маслова,
зам. директора по работе с детьми МБУК «ТМБС»
Оставить сообщение: