Двумя месяцами раньше за «круглым столом» почти в том же составе обсуждался вопрос по снижению уровня безработицы, во время которого высветилась проблема подготовки квалифицированных кадров ведущих технических рабочих профессий, конкретнее, приближение мест подготовки к месту жительства и месту работы, участие работодателей в практическом обучении своих будущих работников.
Насколько серьёзна обсуждаемая проблема? Цифры, приведённые в сообщениях начальника отдела кадровой политики, госслужбы и профобразования Министерства образования и науки Республики Хакасия Н.В. Кеберле, заместителя руководителя МКУ «Управление образования Таштыпского района» В.А. Поповой, других участников «круглого стола», свидетельствуют о том, что эта проблема не только имеет место быть, но и требует незамедлительного решения, более того, грозит кадровым «голодом» ведущих технических рабочих профессий.
Судите сами. На конец марта, начало апреля из 199-ти стоящих на учёте безработных 71 являются неквалифицированными рабочими, то есть, это или молодёжь после школы, или люди в возрасте, уволенные по тем или причинам с рабочих мест, не требующих специальной подготовки, в большинстве – это бывшие работники сельского хозяйства. Ищут работу 22 специалиста высшей квалификации и 7 – средней, а также более 90 квалифицированных работников различных сфер деятельности.
Но весь вопрос в том, что они или не востребованы, или место работы отдалено от места жительства, а условий для работы вахтовым методом или же переезда к месту работы на жительство нет. Иначе говоря, прервана цепочка связи квалифицированного работника и места работы. Причины различные, но основная – ликвидация хозяйствующих субъектов.
Особо обсуждалась тема недостаточного взаимодействия по кадровому сопровождению образовательных учреждений и хозяйствующих субъектов (далее – работодатели). Наглядный пример в цифрах: на начало апреля работодателями в районе заявлено 23 вакансии, в том числе: 13 медицинских работников высшей и средней квалификации с зарплатой от 12,5 до 42-х тысяч рублей; 6 дорожников (из них 3 узкоспециализированных, 2 по энергоснабжению и 1 инженер на транспорте, связи и МТС); 2 бухгалтерских работника, 1 специалист спорта в администрацию района; 1 инженер по лесовосстановлению в АУ РХ «Таштыплес». Но таких специалистов, особенно по узкой высшей и средней специализации, в базе ищущих работу Центра занятости нет, нет и квалифицированных работников такой специфической профессии как машинист автогрейдера.
Если все наши выпускники школ, обучающиеся в высших и средних медицинских учебных заведениях, вернутся в район, то проблема с медработниками будет решена в течение одного, двух лет. И то при условии, если они будут иметь требующуюся специализацию. И если работодатель обеспечит им достойные условия для проживания и работы.
А вот по рабочим специальностям возникнут проблемы. К примеру, в 2014 году поступили учиться на тракториста-машиниста – 18 человек, слесаря, токаря – 4, автомеханика – 4, автослесаря – 2, слесаря – 2, строительные специальности – 16 человек. И на другие, не особо массовые профессии типа повара, массажиста и т.п. поступили учиться от 1 до 5-7 человек.
Однако и здесь возникают проблемы, которые касаются специализации в зависимости от характера работы. К примеру, тракториста-машиниста даже широкого профиля с ходу не посадишь на грейдер, бульдозер, экскаватор, трелёвочник, то есть, на специальную технику. Уже само это наводит на мысль, что необходима тесная связь учреждений профессионального обучения и работодателей. Об этом за «круглым столом» не единожды говорил глава района.
И не только в связи с профессиональной подготовкой.
– Многое, – отметил глава, – зависит от демографической ситуации, условий труда, быта, социальной инфраструктуры. Наши выпускники обязаны ехать работать на свою малую родину, а для этого им надо создавать благоприятные и привлекательные условия. Но самым надёжным средством готовить специалистов рабочих профессий для себя будет их подготовка непосредственно в районе на базе того же ПУ-16.
Это верно, ведь не только отдалённость и малочисленность баз обучения тормозит подготовку кадров, но и нежелание некоторых даже молодых людей бросать семью, дом, хозяйство на долгое время. Да ещё без гарантированного трудоустройства. Здесь надо вспомнить хорошо забытое старое, когда предприятия, организации обучали для себя рабочих и специалистов за свой счёт, выплачивая не только повышенную стипендию, но и оплачивая проживание. Уже не говоря о том, что производственную практику обучающиеся проходили на месте своей будущей работы.
Может ли наше ПУ-16 готовить квалифицированных рабочих? Положительно на этот вопрос можно ответить только при материально-техническом обеспечении на современном уровне и достаточном финансировании процесса обучения. Ведь даже сейчас трактористов-машинистов, водителей готовят на материально и, что особенно вредно, на морально устаревшей технике. Новую же технику курсанты видят только на плакатах. Потому и трудоустроиться им без переподготовки трудно. А работодателю часто не хватает, особенно при сезонном характере работ, времени и средств на переучивание. Вот здесь и надо укреплять связь обучающего учреждения и работодателя.
Кое-что для этого уже делается. Центр занятости проводит мониторинг потребности в работниках хозяйствующих субъектов. Но этого мало. Если не в идеале, то в приемлемом варианте, следует «плясать» от работодателя не только при учёте и подготовке кадров, но и при проведении в школе профориентационной работы. А то часто учреждения профессиональной подготовки работают не по потребностям района, а по своим возможностям. Лучше было бы иметь чёткую картину развития хозяйствующих субъектов с определёнными по специальностям и времени потребностями в кадрах, и уж на этих данных строить и профориентацию, и профессиональную подготовку с обязательным производственно-практическим и финансовым участием работодателей.
Об этом и многом другом шёл разговор за «круглым столом», но цель была одна: как можно эффективнее обеспечить кадровое сопровождение экономического и социального развития района, выполнение отдельных программ, создание оптимально достойных условий труда и быта квалифицированных кадров.
Пётр Визул
Оставить сообщение: