Свое имя село получило от названия реки. Река Матур (Мадыр) переводится как Геройская.
Первые письменные упоминания о людях, кочующих по реке Матур, относятся к 1616 – 1617 годам. Это были кочевники из Табанского аймака Алтырского улуса.
Но официально годом основания села считается 1825.
К концу 19 века переехали в Матур Тартыгашевы вместе со Штыгашевыми, они жили на левой стороне Матура. А на правой стороне реки поселились: Кызынгашевы, Шултрековы, Кужаковы, Токпешевы, Якушевы. Приехавшие шорцы жили охотой, рыбалкой, собирали ягоды и кедровые орехи. Держали крупнорогатый скот, лошадей, возделывали зерновые. Период просвещения и культурного развития села связан с именем Ивана Матвеевича Штыгашева (1861 – 1915), священника-просветителя, первого учителя. Родился в улусе Матур и в 16 лет ушел учиться в ближайшую (300 км) миссионерскую школу Кузедеева. Закончив её, был направлен для продолжения учебы в Улалу, в училище Алтайской духовой миссии. А впоследствии – в Казанскую учительскую семинарию. Именно И.М. Штыгашев основал школу в Матуре, построил на частные пожертвования сначала часовню, а впоследствии и храм.
Выпускники Матурской церковно-приходской школы Петр Иванович Штыгашев и Ананий Тимофеевич Казанаков вошли в число первых авторов учебников для национальных школ советской Хакасии, Петр Тарасович Штыгашев стал одним из основателей национальной поэзии Хакасии и Горной Шории.
1905 год. Матур становится центром образованного Матурского церковного прихода Алтайской духовной миссии.
Согласно данным 1911 года, в улусе Матурском, Кийской кочевой инородной волости, Кузнецкого уезда, Томской губернии зарегистрировано 12 дворов.
В 1911 году в Матурском церковном приходе основана Иверская женская община, освящена в 1913 году Мефодием, епископом Томским и Алтайским. Община арендовала 32 десятины земли под выпас скота, покосы и пашню. Здания в общине были деревянные: монастырский храм, келейный корпус, трапезная, дом для школы, помещение для священника, два хлебных амбара, баня, изба для рабочих на скотном дворе. В 1916 году монастырская община достигла своего расцвета, она состояла из 27 сестер обители и монахини.
По данным переписи 1917 года количество хозяйств в селе увеличилось до 45, из них 5 были русскими.
Среди первых русских семей, приехавших в Матур, были: Шаховы, Летягины, Крупкины, Башкирцевы.
К началу советской власти население села составляло 217 человек, число хозяйств – 51, крупнорогатого скота содержалось 211 голов.
Созданный в 1924 году Матурский сельсовет вошел в состав Таштыпского района.
Школы алтайской духовной миссии были закрыты. Создавались новые советские школы: «1925 год. Население Матура – 524, количество педагогов – 1, количество учащихся – 45, класс-комплект – 1». В 1925 году в Матуре открылись лесозаготовки. В 1928 начал работу лесозаготовительный пункт от Таштыпского леспромхоза. В село на заработки стали приезжать рабочие с семьями со всей страны. В 1933 году приехала семья Савелия Федоровича Казанцева, один из старших сыновей которого, Иван Савельевич, участник первой мировой войны, старший унтер-офицер, полный Георгиевский кавалер. Работал на лесозаготовках, затем в лесничестве, похоронен в Матуре.
Из материалов газеты «Таштыпский колхозник» за 1938 год список передовиков-стахановцев Матурского лесозаготовительного участка: Горбунов Василий, Неверов Григорий, Кабоскин Егор, Токмашов Тимофей, Боярский Михаил, Боярский Матвей, Дьяченко Захар, Неудашев Иван, Зорин М., Мелехин.
Как по всей стране, так и в Матуре начались гонения за веру православную. На основе обширного реквизированного хозяйства Иверской женской общины была создана коммуна «Красная речка», но хозяйство не «клеилось», не хватало продуктов питания, был продан лучший скот, задолженность сельхозбанку росла. В итоге трудовая коммуна распалась.
В 1926 году закрыта Иверская женская община. Монахини вместе со священником отцом Амфилохием (Скворцовым) арестованы в 1931 году. Монахини высланы на 5 лет, священник приговорен к тюремному заключению за создание нелегального монастыря. И без предъявления доказательств вины священник был расстрелян в 1937 году. Был разрушен и Матурский храм.
Старожилы вспоминали: «Службы в Матурском Троицком храме велись до 1935 года. Когда стали разрушать церковь не могли найти желающих сбросить купола с крестами. Нашелся молодой парень по имени Петр. После разрушения храма, на следующий день, он заболел. Через три дня умер в районной больнице».
Колокола с разрушенного храма было решено переплавить в Абазе. Малые колокола отправили по таштыпской дороге. А большой колокол решили сплавить по реке. Но в устье реки Матур колокол попал в воронку и затонул. Находящееся на территории церкви место захоронения И.М. Штыгашева сравняли с землей, предав забвению.
По неподтвержденным данным, в 1935 году в здании храма стал работать клуб. Первая изба-читальня открыта в Матуре в 1928 году.
29 марта 1930 года был образован колхоз в селе Верхний Матур «Шаг тайги». Председателем колхоза избран Болотов Савелий, название впоследствии изменили на «Шаг пятилетки».
На территории Матурского сельсовета были организованы колхозы: «Хызыл Тайга» (Председатель Шулбаев И.П., счетовод Сагалаков И.Н.) «Хызыл Абакан» (председатель Кызынгашев Ф.З.) «Хызыл Аал».
Сельскохозяйственные артели: «7 съезд Советов», «1 шаг пятилетки», «Лесохимик».
В насильно созданных колхозах все было непросто: имели место неорганизованность и бесхозяйственность. Из названий статей районной газеты о работе колхозов Матурского сельсовета: «Вместо руководства колхозом пьянствуют», «Нарушают сельхоз устав», «Бездушное отношение к животноводству», «Плохо поставлен учет труда». Провалы, просчеты и неудачи новой власти расценивались как прямой результат деятельности вредителей, которых нужно было в максимально короткие сроки обезвредить. Из письма Д. Барчинского, арестованного работника Матурского леспромхоза: «ГПУ заставляют подписывать показания ими же самими написанные с невероятной настойчивостью. Изводят до того, что мне приходят мысли лишить себя жизни, ибо показания составлены так, что приходится напрасно оговаривать себя и людей, про которых я лично не знаю и видел их всего два раза в жизни. Я уже один протокол подписал, …что контрреволюционная организация существует и что я, по указанию её, занимался вредительством на сплаве».
За годы массовых репрессий 1930-1950 годов раскулачено, замучено и расстреляно более 40 матурцев.
На территории Матурского сельсовета в военные и послевоенные годы располагалась Матурская спецкомендатура Министерства государственной безопасности. По данным 1952 года в Матурском сельсовете проживало 195 семей выселенных литовцев, в количестве 768 человек, из них 208 детей.
В годы Великой Отечественной войны с территории Матурского сельсовета призвано более 240 человек. Погибли и пропали без вести 187 человек. Орденами Отечественной Воины и Красной Звезды награждены 44 участника войны. Звание Героя Советского Союза удостоен Георгий Трофимович Зорин.
После войны в селе проживало более сотни вернувшихся с войны солдат Победы.
В 1941 году впервые упоминается о работе Матурского почтового отделения и сберегательной кассы.
В 1942 году на базе лесозаготовительного участка открыт Матурский леспромхоз, первым директором которого был Шарапов Николай Никитович. Все лесозаготовительные работы велись вручную, вывозили лес на лошадях и по реке Матур сплавляли до города Абакана. В заготовке леса в зимний период участвовали все колхозы Таштыпского района и Аскизского района.
В военные годы на территории сельсовета работала хлебопекарня, убойная площадка, водяная мельница. Матурцы показывали чудеса трудового героизма, перевыполняя плановые показатели до 618%! Например, в артели «Лесохимик» (председатель И. Алтынцев) ударно работали: Шултреков Гавриил, Токмашов Алексей, Шултрекова Марфа, Якушев Василий. Лучшие работники промысловой артели «Первый шаг второй пятилетки»: Петр Мельников, Василий Никоненко, Васса Королева, Анастасия Южакова, Наталья Шултрекова, Маруся Нагайцева.
Домохозяйки, жёны фронтовиков, имевшие малолетних детей, вышли на уборку сена и показали стахановские результаты работы, помогая фронту: Воробьева З., Захарова Ф., Юшкова А., Хрущева Н., Боярская А., Кривощекова М., Ушакова М.
Для фронта постоянно шёл сбор теплых вещей, цветного лома, продуктов, денег. Посылали все, от носков и портянок, до папирос и мыла. Для детей из детского дома из Смоленска, прибывших в Таштыпский район, работники школы, сельсовета и колхоза «Шаг пятилетки» собрали 2 центнера огурцов и моркови, центнер брюквы, масло, мёд, яйца.
Постоянно шли компании по сбору денег на военную технику. На строительство танковой колонны «Советская Хакасия» артели «7 съезд Советов» и «Лесохимик» перечислили 810 рублей, леспромхоз – 1060 рублей. Коллектив учителей и учащихся Матурской школы на строительство самолета «Красноярский школьник» перечислил 20 тысяч рублей (!), получив в ответ телеграмму с благодарностью от Сталина.
В 1947 году в леспромхоз стали поступать электропилы, газогенераторные тракторы КТ-12, появилась узкоколейная железная дорога, в 1954 – первые лесовозные машины. Объем лесозаготовок увеличился. Если в 1942 году было заготовлено 39,5 тыс.куб. древесины, а в 1945 году – 60 тысяч, то в 1965 году – 320 тыс. кубометров. Леспромхоз занимался добычей живицы, из которой заводы вырабатывали скипидар, канифоль и другие химические продукты. Добывалось пихтовое масло. Открыты лесозаготовительные участки в Верх-Таштыпе, Усть-Матуре, Балахташе.
В 1957 году трелевщику Матурского леспромхоза Шуверову Георгию Ильичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда «За выдающиеся успехи в деле развития лесной промышленности».
В 1952 году Матурская семилетняя школа преобразована в среднюю. Построен интернат, в котором проживало более ста учащихся. В средней школе обучалось более 900 человек. Занятия велись в трех зданиях в три смены. В 1965 году леспромхозом была построена новая школа. В 1959-1960 учебном году выпущено 113 учеников, из них 13 медалистов!
В 1953 году Матурский колхоз объединили с Бутрахтинским и Н-Имекским. В 1957 году колхоз реорганизован в ферму №3 «Абазинского» совхоза. Ферма проработала до перестройки и была закрыта в 1995 году. Рабочие остались без работы, скот, сельскохозяйственный инвентарь, даже постройки вывезены.
В 1953 году встречаются данные об первом участковом. Им был Могильников Родион Фокеевич, 1914 года рождения.
1965 год стал годом открытия шоссейной дороги до Таштыпа. В 1978 году Матурский сельсовет подключен к центральной электросети. В 1979 году в Матуре установлен телевизионный транслятор.
В 1980 – Матурскому леспромхозу (снимок:У конторы Матурского леспромхоза) вручено Переходящее Красное Знамя победителя Всесоюзного социалистического соревнования.
Население Матура перевалило за 2 тысячи. Стали постоянно курсировать автобусы до Абакана. В средней школе учеников более 300. Участковая больница со стационаром на 30 коек. Построены новые магазины, детский сад. Комбинат бытового обслуживания (швейный цех, парикмахерская и библиотека), столовая, кондитерский цех, пекарня, бетонное овощехранилище. Строились целые улицы, только в 1982 году 20 семей справили новоселье, сельский совет переехал в новое здание. Квартиры газифицированы, бытовая техника, телевизоры, мотоциклы, машины – уже не редкость.
Перестройка 1985 года превратила передовой леспромхоз в убыточное предприятие. Оставшись без государственных дотаций, ЛПХ перешел на хозрасчет и самофинансирование. Только в 1987 году из леспромхоза уволились 232 человека.
В 1996 году в акционерном обществе «Матурский леспромхоз» из 800 осталось 160 человек. К концу девяностых от Матурского ЛПХ остались долги по зарплате, густые заросли крапивы и груды ржавого металлолома.
Население Матурского сельсовета сократилось до 1500 человек на Матур и Нижний Матур, в рост шли только точки по продаже алкоголя.
Появились индивидуальные предприниматели в сфере торговли. Первыми организовали свои торговые точки и зарегистрировали свою деятельность: Кызынгашев Виктор Михайлович – 1996 год, Рулькова Вера Николаевна – 1997 год, Мячина Людмила Алексеевна – 2004 год, Яновцев Леонид Дмитриевич.
В начале двухтысячных стали активизироваться предприниматели по заготовке и переработке леса: Карамышева Галина Ивановна, Илясова Ольга Валерьевна, Чебодаев Евгений Степанович, Федоскин Антон Павлович.
В 2010 году после долгого перерыва прошел праздник села Матур, посвященный 185-летию со дня основания. Год запомнился и первым грантом на развитие проекта «Историю пишем сами» полученным Матурской сельской библиотекой от Министерства культуры Республики Хакасия.
В конце 2010 года установлена вышка сотовой связи Мегафон.
В 2011 году начато строительство нового здания Матурской средней школы. В 2011 году село Матур отмечает 150-летие Ивана Матвеевича Штыгашева, вступив на путь возвращения памяти о великом земляке.
В 2012 году община коренных малочисленных народов – шорцев «Мыстаг» получает два гранта. От министерства спорта, туризма и молодежной политики республики на реализацию проекта «Чаянар» (Творцы) и от Министерства культуры Хакасии на реализацию проекта «Матур собирает друзей». Община организованна Надеждой Ефимовной Карамышевой в 2008 году.
2013 стал годом реализации проекта «Культуры шорской древний луч» для Матурского СДК (директор Позднякова Галина Владимировна). Грант получен от Министерства культуры Хакасии.
2 сентября 2013 года новоселье отметили МБОУ Матурская СОШ им. Героя Советского Союза Зорина Г.Т. и МКУК «Матурский СДК». В здание нового Дома культуры переехала и сельская библиотека (филиал №23 МБУК «Таштыпской межпоселенческой библиотечной системы»).
2013 год стал годом международных побед Анжелики Федоровой (1997 года рождения), уроженки села Матур, в соревнованиях по вольной борьбе. Первый тренер Анжелики Юрий Никитович Кусургашев.
В 2014 году при средней школе открылась группа дошкольного образования (детский сад).
В июле 2014 года в Матуре работала экспедиция учеников и преподавателей Православной гимназии имени святителя Иннокентия Московского из Абакана. Целью экспедиции стал сбор информации о старейшем в республике Троицком храме, о женском монастыре, о судьбе людей, внесших большой вклад в духовное развитие народов Хакасии.
К 70-летию Победы была закончена реконструкция обелиска павшим землякам в годы Великой Отечественной войны. Ветхие стелы заменены на две кирпичные стены, облицованные плиткой с фамилиями павших. На стенах помещены две мемориальные доски с портретами Героя Советского Союза Зорина Г.Т. и Героя Социалистического Труда Шуверова Г.И., участника ВОВ. Дорожка аллеи вымощена плиткой.
В июле 2015 года на территории села работали участники исследовательской поездки по местам жизни священномученика Амфилохия. Были найдены крест, место захоронения монахинь и, предположительно, келья святого. В декабре 2015, в Москве, 18 летний Александр Костарев награжден медалью «Спешите делать добро» за спасение 2-х детей и пожилых хозяев из горящего дома.
2016 год был объявлен в Хакасии Годом Ивана Матвеевича Штыгашева, просветителя и миссионера Русской православной церкви. В селе прошло множество юбилейных мероприятий. На месте упокоения И.М. Штыгашева построена часовня и освящена во имя Николая Угодника.
Предпринимателями Илясовой Ольгой Валерьевной и Федоскиным Антоном Павловичем начато строительство храма.
Шорской общиной «Мустаг» для средней школы были приобретены и переданы инструменты для работы по дереву (станок токарный, набор фрез, электрический лобзик, электрический рубанок, шлифовочная машина, прибор для выжигания).
В 2017 году Шорская община «Мустаг» (председатель общины Карамышева Надежда Ефимовна) стала участником Межрегионального смотра этнокультурных центров в Томске.
Индивидуальным предпринимателем Федоскиным Антоном Павловичем для общины «Талай Суг» (председатель Чебодаева Светлана Ивановна) приобретены национальные музыкальные инструменты (хомыс, чатхан, туур, ыых, тимир, хомыс, хобырах). Инструменты переданы в Матурский Дом культуры.
В 2018 году общинами «Мустаг» и «Талай Суг» приобретены для школы лыжи в количестве 30 комплектов.
Материал предоставлен Евгенией Ивановой – заведующей Матурской сельской библиотекой
Оставить сообщение: