Древнейшей формой судебной власти был суд общины, члены которой в равной степени обладали правами и обязанностями в судебных разбирательствах. Ведущую роль играли князь и его администрация: они возбуждали процесс, сами собирали сведения и выносили приговор, часто сопряженный со смертным исходом.
Формирование на Руси суда, как учреждения правосудия, по мнению историков происходило в первые годы XI века. К этому периоду относится наиболее древнее упоминание о судах – в Уставе князя Владимира Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных».
Становлению древнерусского права в этот период, несомненно, способствовало принятие христианства, вместе с которым были переняты нормы византийского права в виде церковных правил (канонов). В дальнейшем древнерусские князья начали создавать и собственные законы.
Так, появление первых письменных списков законов – уставов на славянском языке под общим названием Ярославова Правда связывают с именем князя Ярослава Мудрого. В этот период суд поручали вершить специально назначенным для этой цели княжеским судьям, церковным епископам, в том числе как совместно, так и раздельно в зависимости от категории дел.
К этому же периоду относится и появление одного из первых прообразов будущего суда присяжных – возможность разрешить тяжбу привлечением 12 граждан, которые разбирали дело, решали вопрос о виновности ответчика, оставляя за судьей право назначения наказания. В целом же процедура судопроизводства, как правило, сводилась к выслушиванию объяснений сторон, опросу свидетелей, по результатам которых разрешалась вся тяжба.
Также одним из наиболее ранних кодифицированных источников права считается Русская Правда, предположительно появившаяся в XI веке и представлявшая собой систематизацию обычаев, княжеских грамот, церковной судебной практики, договоров и прочих изъявлений княжеской воли.
В Русской Правде говорится о процессе судопроизводства, который именовался «тяжебным» и подразделялся на несколько этапов: «гонение следа» – преследование заподозренного или разыскиваемого злоумышленника, «заклич» – объявление в людном месте о совершенном преступлении, «свод» – нечто вроде перекрестного допроса и очной ставки, завершавшихся принятием решения об участи преступника. Человек, у которого обнаруживали пропавшую вещь, обязан был объяснить источник ее приобретения, в противном случае он объявлялся «татем». Ввиду отсутствия специальных мест для отбывания наказаний, по отношению к виновным чаще всего применяли меры имущественного воздействия, а за тяжкое преступление совершивший его мог поплатиться и жизнью.
К более позднему времени относятся еще два дошедших до нас памятника русского права периода феодальной раздробленности – Псковская и Новгородская судные грамоты. Более поздним, кодифицированным источником права Русского государства является Судебник Ивана III, или Великокняжеский судебник, утвержденный Великим князем всея Руси, а также Боярской думой в 1497 году. Этот документ содержал около 70 статей, большинство из которых были связаны с уголовно-правовой и гражданско-правовой регламентацией разбирательства различных конфликтов.
Значительное место в Судебнике отведено характеристике преступления, которое именовалось как «лихое дело», например крамола (государственная измена), убийство господина, разбой, повторная кража, поджог, ябедничество, растрата или потеря должником чужого имущества, денег. Среди наказаний, как и в прежние времена, широко применялись физические меры воздействия, в том числе публичная смертная казнь (лишение живота), битье кнутом на базарных площадях, конфискация имущества, штрафы. Примечательно, что в случае смерти лица, признанного виновным, имущественное взыскание обращалось на его наследников, а при отсутствии таковых – на лиц «ближнего от него рода».
К этому времени на Руси сложилась определенная судебная система по территориальному признаку. В Древнерусском государстве действовали боярские и городские суды, выступавшие в современном понимании как суды первой инстанции. Окончательно были разделены компетенции между церковными и светскими судами и образованы суды. Во все московские владения государь рассылал законы и судил в них через своих наместников и дворян.
В последующие годы суд все больше обособлялся, становясь самостоятельным государственным учреждением. Четче разграничивались как подсудность, так и компетенция судов. Судебная власть из рук отдельных феодалов все больше отходила к служивым людям из великокняжеской администрации, старостам, представителям имущих сословий («дворскими») и купечества – так называемым «лучшим людям». И если прежде вершители суда «кормились» за счет поборов, взимавшихся за разрешение судебных дел, то в дальнейшем был наложен прямой запрет «брать посулы». Устанавливался конкретный размер пошлины, зависевший не от усмотрения судьи, а от характера дела.
Очередным историческим источником права стал Судебник 1550 года, или Царский Судебник, который был составлен по приказу царя Ивана IV Грозного и утвержден Собором. Важные изменения коснулись розыскного начала уголовного процесса: прежде розыском, задержанием и охраной злоумышленника до суда занимались заинтересованные в этом потерпевшие и их родственники, теперь же эта функция возлагалась на служивых людей. Появилось такое понятие как сыск, повышалась активность суда в поисках и получении доказательств, расширялись основания применения пытки, а добытое при этом признание рассматривалось судом как решающее доказательство виновности лица в совершении преступления. Был создан Челобитный приказ – прообраз будущей кассационной судебной инстанции.
Следующие изменения произошли после возведения на российский престол Михаила Романова. Основной чертой судопроизводства в этот период стала тенденция к свертыванию гласности и состязательности процесса. Непосредственно в судебном разбирательстве стало преобладать предпочтение личному признанию заподозренного, которое прочно утверждалось в качестве «царицы доказательств». Насаждался тайный сыск, закон вменял в обязанность каждого доносить об известных ему государственных преступлениях, активно содействовать их расследованию.
В 1649 году принято Соборное уложение – систематизированный сборник законов Российского государства. Появился новый вид уголовного наказания – тюремное заключение. Как правило, его применение суды сопровождали назначением еще одного дополнительного наказания – битья кнутом, батогами, вырывания ноздрей либо нанесения иного увечья. Однако тюрьмы стали возводиться не сразу – первоначально заключение отбывалось в монастырях и специально приспособленных для этих целей помещениях.
Также появилось требование о привлечении понятых для удостоверения результатов обыска, оформления изъятия украденного имущества (поличного), повысилась доказательственная значимость свидетельских показаний. Однако подобные меры принципиальных основ судопроизводства все же не затрагивали, хотя и расширяли гарантии правосудия.
Очередное реформирование судебной сферы было предпринято Петром I, когда 22 февраля 1711 г. был издан Указ «О Правительствующем Сенате». Именно в Сенат стали направлять дела со всей России на окончательное разрешение. Несколько позже были учреждены коллегии (Юстиц-коллегия, Коммерц-коллегия), которые находились под началом этого органа и также осуществляли судебные функции.
Сенат, изначально учрежденный для выполнения функций по управлению делами государства, в том числе и в законотворческой сферах, со временем стал все больше внимания уделять судебным вопросам, выполнять функции высшей судебной инстанции. Впоследствии этот орган занимался и непосредственным судебным разбирательством по наиболее значимым делам.
Очередная попытка реформирования судебной системы была предпринята Екатериной II. В изданных ею в 1762 году Манифесте «О лихоимстве» и Законе 1775 года «Учреждения для управления губерний» провозглашалась борьба со взяточничеством в судах, планировалось децентрализовать судебное управление, отделить суды от административной власти. «Учреждения» содержали ряд норм процессуального права, предусматривали выборность судей местным населением, коллегиальность рассмотрения дел. Однако осуществить эти начинания в полной мере при жизни Екатерины не удалось.
Император Александр I в Указе от 8 сентября 1802 г. провозгласил, что «Сенат есть верховное место в Империи нашей; имея себе подчиненными все присутственные места, он, как хранитель законов, печется о повсеместном наблюдении правосудия». При Александре I была запрещена пытка, однако на протяжении первой половины XIX в. она продолжала применяться.
В 1855 году на престол вступил император Александр II. В его Манифесте в качестве одного из главных пожеланий было записано: «Да правда и милость царствуют в судах». Последовавшие далее реформы 1864 г. и 1917 г. внесли серьезнейшие коррективы в работу российских судов. Каждый из этих периодов становления судопроизводства, несомненно, заслуживает отдельного рассказа. И в наше время продолжают вноситься в работу судов коррективы, необходимые для наиболее эффективной реализации принципов судоустройства и судопроизводства, прокламированных в Конституции Российской Федерации.
Подготовлено сотрудниками Таштыпского районного суда
Оставить сообщение: