Точные данные о годе основания села отсутствуют. В отчете председателя исполкома Таштыпского района о количестве населения района в населенных пунктах на 1 января 1972 года указана дата образования села Большая Сея – 1600 год. Откуда взята эта дата, люди, составлявшие этот отчет, не помнят, некоторых из них уже нет в живых.
В отчете Аскизской степной думы за 1870 год отмечалось, что местное население занималось земледелием. В книге А.Н. Гладышевского «К истории христианства в Хакасии» говорится, что в 1872 году в селении Сея насчитывалось 25 подворий с населением 45 душ мужского пола и 51 женского. В 1897 г. числилось 71 хозяйство.
Интересный материал о происхождении сеока Хобый и возникновении нашего села дал нам Виктор Яковлевич Бутанаев, ученый, доктор исторических наук. Его дед – Бутанаев Николай Андреевич и отец Бутанаев Яков Николаевич, родом из нашего села.
«В пещере горы Кёль-тайга сотворилась бронзовая колыбель, где вырос рожденный в ней Хобый – Адас. На бронзовой колыбели имелась надпись, в которой говорилось, что здесь качается ребенок, будущий прародитель сеока хобый. Глава бельтыров Хан – Чуле обнаружил ребенка и забрал с собой в родовое урочище Хооргыс – тасхыл. Он выкормил Хобый – Адаса, которого поселил рядом с собой по Матуру у подножия Хооргас-тасхыла. Когда Хобый – Адас достиг мужского возраста, то Хан – Чуле женил его на девушке из бельтырского племени. У Хобый – Адаса родилось девять сыновей, которые стали основателями девяти фамилий сеока хобый. Со временем он переселился от Хооргыс-тасхыла в долину Таштыпа. В верховьях Таштыпа остались жить два его старших сына Шулбай и Токмаш, основатели фамилий Шулбаевых и Токмашевых. По реке Сея остался сын Хобый – Адаса по имени Бутанай, основавший там фамилию Бутанаевых и улус назывался улус Бутанаев».
Позднее этот улус богач Кузнецов подарил очень богатому хакасу Четыкову Марку, и улус стал называться Марковым улусом. Видимо, позднее сюда и перебралась обрусевшая группа населения, и селение стало называться Сейское, затем Больше-Сейское, а затем и Большая Сея.
Большая Сея – центр района?
В 1913 году селение Сейское стало центром волости, волостным старшиной был Четыков Марк. В Минусинском архиве (фонд 25, опись 1, дело 124) хранится Перепись Уисполкома с Сейским волисполкомом по вопросам кадров. Там есть повестка от 20 декабря 1915 года, подписанная волостным старшиной Четыковым Марком. На штампе и печати написано: Сейское инородческое Волостное правление Минусинского уезда Енисейской губернии.
Из «Списков населенных пунктов по данным Всероссийской сельскохозяйственной и городской переписи 1917 года и по другим исследованиям 1916 – 1919 гг. Красноярск, 1921 г.» в селе Большая Сея была церковь, школа, общество потребителей.
После Октябрьской революции 1917 года началась административно-территориальная реформа. В 1923 году образовался Хакасский уезд, в который в составе семи волостей была включена и Сейская волость. В Сейский волисполком входило 11 сельсоветов, насчитывающих 27 селений с населением 6636 человек. Центр находился в Большой Сее. В 1922 году образовался и Сейский сельсовет, в его состав входило два селения: Большая Сея и Малая Сея.
В 1922 году в Сейской волости уже были сельские Советы: Сейский, Сыгыртупский, Сирский, Борский, Анжульский, Матурский, Чиланский, Подкарагайский, это подтверждает «Характеристика секретарей сельских Советов Сейской волости от 21 ноября 1922 года (Минусинский архив, фонд 25, опись 1).
Сейский волисполком 1922 – 1923 г.г. |
|
Сельсоветы |
Селения |
Анжульский |
Анжуль, Кызыл-Сук, Шобот |
Борский |
Б-Бор, В-Бор, М-Бор, Сарыхкол |
В-Матурский |
Балыхташ, В-Матур, Комчек, Кулган |
Н-Матурский |
Н-Матур, Мизюгол, У-Матур |
Подкарагайский |
Подкарагай, Печинов |
Сейский |
Сейское, М-Сея |
Сирский |
Сиры |
Сыгыртупский |
Сыгыртуп, Танжуль |
Тлаченский |
Танмалых, Тлачик |
Чиланский |
Тарбаган, Чиланы |
Шепчульский |
Анжаев, Шепчуль |
В 1924 году в Енисейской губернии введено районно-волостное деление, в результате чего Таштыпская и Сейская волости были объединены в Таштыпский район Хакасии. К концу 1930 года в колхозе «III Интернационал» было 122 хозяйства.
В 1933 году в Сейском сельсовете было 9 населенных пунктов: село Большая Сея, улусы Малая Сея и Шепчул, поселки Иничул, Таргажуль, Тюстип, заимки Анжай, Пчельник, Старкова с населением 1820 человек, в 1936 году – 10 населенных пунктов с населением 1625 человек. На 1.01.1957 года население сельсовета составляло 2430 человек. В 2015 году население Большесейского сельсовета – 1045 человек.
Из истории колхоза и фермы №2 совхоза «Абазинский»
В 1930 году внизу села Б-Сея был образован колхоз «III Интернационал». Первым председателем был Ткаченко Антон Трофимович, партизан, старожилы говорили, что он из 25-тысячников. Многие не хотели идти в колхоз, особенно женщины, жалели своих лошадей и коров. Но когда единоличные хозяйства стали облагаться большими налогами, весной почти все вошли в колхоз.
К концу 1930 года в колхозе «III Интернационал» было 122 хозяйства.
Появление трактора в деревне стало целым событием. В то время на сенокос выезжали бригады и жили в поле, далеко от дома. Накануне всем бригадам сообщили, что завтра в деревню прибудет трактор, и все должны собраться и встречать его. Никто никогда не видел трактор, думали, что это что-то огромное. Ребятишки забрались на забор, чтобы их не зацепило трактором. Девушки принарядились. Все собрались на окраине села и ждут.
И вот на Малосейской горке появился маленький трактор «Фордзон». За рулем первый тракторист села Чирков Александр Васильевич (его отправляли учиться), а председатель колхоза Ткаченко Антон Трофимович стоит за ним и машет рукой.
Потом был митинг. Ткаченко звали оратором, он любил выступать. Каждый праздник собирались, около сельского Совета стояла трибуна, после выступлений шли с флагами, песнями по деревне. Первую борозду проложили в этот же день на Тунчике. После этого все девушки и парни старались заслужить расположение Чиркова А., чтобы он прокатил их на тракторе. От Чиркова А.В. не осталось ни одной фотографии, есть только Почетная грамота…
Чем занимались в колхозе? Сеяли пшеницу, ячмень, овес, рожь, просо, лен, коноплю. Зерно сдавали государству, а оставшееся ссыпали в амбары. Коноплю «драли», и из нее руками сучили веревки, из семян получали конопляное масло. Из льна ткали холсты, лен вымачивали в воде, били его, получали волокно, из которого ткали холсты. стирали их в реке Большая Сея и на полянах здесь же у реки раскладывали, сушили и отбеливали.
Комбайна сначала не было, косили хлеб самосбросками. Много жали серпом, потом вязали снопы, ставили их в суслоны. Затем суслоны свозили на зерноток и там обмолачивали, сортировали, сушили и большую часть сдавали государству, часть засыпали на семена, остальное раздавали колхозникам на трудодни.
Занимались животноводством. Первые доярки: Чиркова Парасковья, Илюшева Полина, Чиркова Екатерина, Сазанакова Мария, Чиколаева Софья, Илюшева Мария. Молоко не сдавали, был свой сепаратор и маслобойка. Сметану отобьют на масло, а обрат ведрами давали колхозникам. В конце сороковых годов заведующей молочно-товарной фермой была Илюшева Анисья Сергеевна, также заведующим фермой был Будотов Савелий Васильевич.
В колхозе было много лошадей, их сгоняли из Матура, Анчуля, Кызылсука от раскулаченных. Были в колхозе и свинарник, и птичник. Завели пасеку, мед сдавали в заготконтору на деньги, а их выдавали колхозникам на трудодни. На колхоз давался план лесозаготовок, по очереди мужчины и женщины ездили заготавливать лес за поселок Инищуль (сейчас Иничул) и за Матур. Надо было вручную подпилить дерево, свалить, обрубить сучки и доставить его на берег речки Сея. Чтобы легче было катить дорогу, по которой спускали бревна, поливали водой, чтобы образовался каток. Валили лес часто по пояс в снегу, мокрые, замерзшие. Работа была очень трудная, особенно в войну, когда ни еды, ни одежды нормальной не было.
В колхозе была мельница, мельником работал Горючкин Адам Иванович. Сначала несколько женщин выпекали хлеб для колхозников у себя дома, потом оборудовали пекарню.
Было овощехранилище. Еще в колхозе был детский сад.
19 марта 1954 года на общем объединенном колхозном собрании было принято решение об объединении колхозов «III Интернационал» (Б-Сея) и «Хызыл Челтыс» (М-Сея) в колхоз им Маленкова. 6 марта 1957 года колхоз им. Маленкова был переведен в совхоз, т.е. была образована ферма №2 совхоза «Абазинский».
Основного успеха ферма добилась в конце семидесятых годов.
В основном за достижения в сельском хозяйстве Большесейский сельсовет в 1980 году был награжден переходящим Красным Знаменем Совета министров РСФСР, знамя вручал первый заместитель председателя облисполкома Геннадий Петрович Казьмин.
О первой школе
Когда же открылась школа в селе? 1900 год. Начало 20 века. По решению Минусинского уезда в 1900 году и в улусе Больше-Сейском было открыто одноклассное инородческое училище с тремя отделениями. Первая школа находилась в старом крестовом купеческом доме. В одной комнате жил учитель с семьей, а в другой проводились занятия.
Первым учителем был Шулбаев Кирилл Ильич. По воспоминаниям старожилов ученики в классе были разных возрастов, в основном мальчики, многие родители считали, что девочек необязательно учить. Дети приносили с собой запас, так как находились в школе почти целый день, поучатся, поиграют во дворе школы и опять учатся. Преподавались такие предметы, как русский язык, математика, история, физкультура и закон Божий. Учителю платили натуральными продуктами.
Из воспоминаний Кузьминой Варвары Андреевны (в девичестве Бутонаевой), она была нянькой у учителя школы: «Примерно в 1908 году собрались сельчане на сход и решили, что надо в селе построить церковь и новую школу. Начали готовить строительный лес. Привозили лиственные бревна, мочили их и сушили до звона. Строили ссыльные под руководством Шулбаева Кирилла Ильича, после того, как школа была построена, Шулбаев К.И. был переведен в Аскиз».
По архивным данным годом постройки нового здания школы является 1910 год.
После революции 1917 года школа стала называться школой 1 ступени, в школе работало два учителя, при школе имелся пришкольный участок, библиотека, в которой было 115 книг, велась работа 4 кружков: театрального, спортивного, хорового, был струнный оркестр.
Построенное в 1910 году здание прослужило до 2007 года. Наконец в 2007 году построено новое современное светлое здание, в котором созданы все условия для учебы и развития школьников.
В годы войны
Началась война, и она не обошла стороной ни одну семью. В первый же год войны из нашего села на фронт было мобилизовано 67 человек, 39 из них не вернулись, большинство пропали без вести. А всего на фронт из села ушли 133 человека, 72 из них не вернулись. В школьном музее хранятся списки сельчан, ушедших на фронт, есть воспоминания фронтовиков, тружеников тыла, детей войны, фотографии, четыре похоронки.
Первая похоронка пришла на Тупикова Трофима Степановича, он умер от ран в сентябре 1941 года, похоронен на Пискаревском кладбище в Ленинграде, последняя – на Сазанакова Терентия Алексеевича, пропавшего без вести в марте 1945 года под Кенигсбергом.
Храбро сражались наши земляки на фронтах ВОВ, многие из них удостоены правительственных наград.
История разрушенной церкви
По воспоминаниям старожилов, церковь строили на средства, собранные народом. На самом деле церковь была не каменная, а деревянная, но на хорошем каменном фундаменте, скрепленном таким составом, что его с трудом разобрали, а некоторые камни до сих пор лежат на территории бывшей церкви. Лес мочили, сушили до звона, и только потом складывали. Возможно, лес был куплен на средства графини С.С. Игнатьевой. Церковь была высокая, красивая, обшита снаружи досками, типа «вагонки», только широкой, имела три купола, на них были три креста. В солнечный день кресты блестели на солнце золотом, было очень красиво. Была колокольня, на ней три колокола.
После революции церковь закрыли, более ценные иконы, наверное, вывезли, а остальные разобрали старушки. В здании церкви хранили зерно, кукурузу. Когда кукуруза высохнет, отшелушивали зерно, а пустыми початками топили печки-буржуйки, которые были почти в каждом доме.
Из воспоминаний Горбуновой (Сирбигешевой) Клавдии Федоровны: «Колокола сняли примерно в 1934 году, а один, самый маленький, оставили, чтобы отбивать время. Церковный двор был засажен коноплей, из нее делали конопляное масло и веревки. Мальчишки спрячутся в зарослях конопли и, когда никого из взрослых рядом нет, дергают за веревку, колокол звонит не вовремя. С этой затеей ничего не вышло, и последний колокол тоже сняли».
Колокольня оставалась ещё долго, пока не стали сносить купола, ребятня забиралась на нее, гоняли там голубей. Хотя церковь уже использовали не по назначению, но снаружи она еще долго стояла красивая, с куполами и крестами, кресты и купола снесли примерно в 1957-58 годах.
Когда сносили купола, вокруг собрались жители села, старушки проклинали рабочих, крестились, плакали. Председателем сельсовета работал Сазанаков Ананий Терентьевич, он привез откуда-то четверых чужих рабочих. Они длинными веревками обматывали купол и тянули его вниз. Последний купол никак не поддавался. В это время мимо проезжал на тракторе Карагусов Петр Павлович (по его воспоминаниям), его и попросили стянуть последний купол. Колокольню подрубили и тоже стянули вниз. Через несколько лет у Анания Терентьевича заболела рука и отсохла, старушки говорили, что это его Бог наказал.
Кресты разобрали кто хотел. Самый маленький крест с Большесейской церкви сохранился на чердаке дома Горючкина Адама Ивановича и Анисьи Сергеевны Илюшевой, его передала в музей Зинаида Петровна Какаева.
Через несколько лет церковь переоборудовали в клуб и библиотеку. И в 1970 году церковь разрушили с большим трудом, а на ее месте построили пришкольный интернат.
Оставить сообщение: