Население района на 01.01.1977 года составляло 35,3 тыс. человек. В районе работали в полную мощь 15 промышленных предприятий, 3 совхоза, 4 крупных торговых организации, 3 строительных организации, 2 ДРСУ, 120 магазинов и ларьков, 34 предприятия общепита, 25 предприятий бытового обслуживания и бюджетные учреждения. Только школ было 32. В трудовых коллективах всех этих предприятий и учреждений трудились около 19 тысяч рабочих, ИТР и служащих.
Абазинский городской и сельские Советы депутатов не имели самостоятельного статуса и своего бюджета, по вертикали власти подчинялись райисполкому и потому проверялись его финансовым отделом как обычные бюджетные учреждения.
Доходная часть бюджета района слагалась из таких платежей как: плата за основные производственные фонды, отчисления от прибыли, налог с оборота в сфере торговли. Значительные суммы поступали от предприятий лесозаготовительного комплекса и подоходного налога (НДФЛ).
Штат райфинотдела, кстати, был такой же, как и сейчас. Но объём работы был гораздо больше, если сравнить виды платежей и количество предприятий с учётом Абазы. Кроме перечисленных видов платежей, проверялась правильность проведения уценки товаров, на которую из бюджета выделялись специальные средства.
К примеру, такой момент, над которым сейчас никто и не задумывается. Яйцо продавалось трёх категорий: диетическое, первой категории и столовое по разной цене. Причём, диетическое яйцо должно было по истечении семи дней уценено с 1 рубля 5 копеек до 1 рубля (до цены яйца первой категории). В настоящее же время и через месяц яйцо вам продадут по прежней цене.
Кроме основной работы, работники райфинотдела, как и все другие коллективы бюджетных и небюджетных учреждений, организаций и предприятий, принимали участие в заготовке сена для совхозов (косили, копнили и ставили зароды), выходили на демонстрации 1 мая и 7 ноября. При всей уродливости «обязаловки» таких мероприятий у людей всё равно было особое настроение в эти дни. Может ещё и потому, что эти демонстрации были своего рода прелюдией, моральной или идеологической подпиткой активных застолий по случаю этих праздничных дат.
Этот период характерен приходом к руководству рядом отделов и управлений райисполкома, предприятий, организаций и учреждений большого количества молодых кадров. Я был самым молодым заведующим райфо в Хакасии (Хакасской Автономной области в то время) и Красноярского края. Немногим старше были заведующий отделом культуры Ю.Е. Зубарев, главный врач ЦРБ Э.С. Кох, главный врач СЭС В.А. Тарасов. Молодыми были председатели исполкомом сельсоветов: Арбатского – А.Г. Коробко, Матурского – В.А. Тиспиреков, Анчульского – В.И. Тюмереков и другие.
Молодым был состав сотрудников прокуратуры района: А.В. Дубровин, Н.И. Тутатчикова (ныне Шейерман).
Можно по-разному относиться к партии коммунистов тех времён. Но одно могу с уверенностью сказать: кадровая политика была продуманная, целенаправленная и рассчитанная на перспективу. Молодых не боялись ставить на ответственные посты.
Причём, руководящие кадры готовились заранее, с ними велась постоянная работа. «Единой России» в этом направлении есть чему поучиться. Готовился резерв на замену действующим руководителям всех уровней. Со всеми руководителями, включая руководителей бюджетных учреждений, председателей исполкомов сельсоветов, ежеквартально проводилась учёба с приглашением работников правовых структур, ведомственных специалистов, лекторов по международным и экономическим вопросам.
Кадры подбирались не по родственным или каким-то другим отношениям, а, прежде всего, по деловым качествам.
У людей старшего поколения большое преимущество перед нынешней молодёжью, так как они могут сравнить разные периоды в истории района. Правда, это преимущество временное. По истечении 30-40 лет и современная молодёжь сможет сделать свое сравнение. Вот только очень хочется, чтобы это сравнение тоже оставило бы у неё самые приятные впечатления.
К печати подготовил Пётр Визул
Оставить сообщение: