Один шаг к возрождению деревни Сигиртуп

06:46 09.06.2015
Один шаг к возрождению деревни Сигиртуп

И собрались на юбилей, по скромным подсчетам, 160 человек. Тех, кто жил тут когда-то, у кого-то тут жили родители и деды. 160 человек, а, думается, 160 надежд маленькой деревни.

Отмечали деревенский праздник на участке, принадлежащем ныне фермеру Валентину Горючкину, а организовали праздник бывшие жители. В числе главных активистов Валентина Константиновна Чернова, Нина Константиновна Бурнакова. Как принято говорить, инициатива снизу. Самая ценная из инициатив, уже потому, что любое строительство начинается с фундамента. Очень хочется верить, что этот праздник – начало возрождения Сигиртупа.

И пока звенел он, очень мирный, домашний, теплый праздник, всё не оставляла душу это чувство возрождающейся надежды. Поздравляющих в этот день было едва ли не по числу приехавших: стихи, песни, тёплые слова!

Вера Дмитриевна Сазанакова, председатель Совета депутатов Таштыпского района, сказала, наверное, главное:

– Мой отец был родом из Сигиртупа, у меня перед этой деревней свои обязательства. Вопрос с восстановлением статуса деревни решается, и решается успешно, сейчас, когда вступили в силу поправки к республиканскому закону, мы можем смело надеяться, что деревне, как административной единице, быть. Но помните, что главное зависит от вас, от тех, кто жил тут, от вашей активности, возвращайтесь на родину, пусть приезжают сюда ваши дети и внуки. Ведь по нашим обычаям человек должен хотя бы раз в год приехать на землю, где остались его корни. Я желаю, чтобы Сигиртуп жил и процветал!

И в самом деле,  еще в 2014 году Совет депутатов Таштыпского района вышел в Верховный Совет Республики Хакасия с инициативой, которая так и называется «Об образовании нового населенного пункта на территории Большесейского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия, присвоении ему категории – деревня и наименования «Сигиртуп».

Как сказал в своем поздравлении Иннокентий Федорович Куюков, глава Большесейского сельсовета, некогда в деревне проживало более ста жителей, сорок человек ушли на фронты Великой Отечественной войны.

– Такая большая! – удивилась вслух.

– Семь улиц было, – шепчет кто-то за спиной.

Да, сейчас одна – в несколько домиков. И памятника погибшим нет. А надо, надо. Ведь сигиртупцы народ – памятливый.

Пока народ наслаждался концертной программой, направилась к импровизированной выставке, прямо на ветвях ивы закреплены фотографии, лица тех, кто тут жил.

– Я свои привезла, а не решилась выставить, – слышу разговор.

Миловидная женщина держит в руках старые фото, знакомимся, причем, сначала с её родными, улыбающимися с черно-белых снимков.

– Мама моя, Мария Григорьевна Карамашева, она медсестрой прошла всю войну. А это папа Еремей Ильич, он тоже фронтовик. Вот мой дядя – Амвросий Ильич.

И вдруг со снимка очень молодое, но знакомое лицо.

– Амвросий Ильич? Карамашев? А он в Таштыпе не жил после? На улице Суворова? – не выдерживаю.

– Жил!

– Сосед мой, такой мудрый человек, спокойный очень, выдержанный.

– Так он учителем работал! Дядя мой, тоже воевал.

Перед глазами блеск медалей и седовласый мужчина до последних лет сохранивший выправку, точеные черты лица и особое сдержанное достоинство.

– Мы вон там жили, – моя собеседница указывает куда-то, где теперь буйно зеленеет ивняк.

– А как вас зовут?

– Надежда Еремеевна. Давайте я вам напишу, у меня сложная фамилия, сейчас…

И печатными буквами выводит в блокноте «Лукошевичене».

– Муж – латыш?

– Литовец. Мы в Черногорске живем.

И будто спохватившись, вдруг показывает копию свидетельства о рождении:

– А девичья фамилия Карамашева, вот, смотрите, я родилась тут.

Так трогательно, документально доказать родство с этой землёй, будто высшую честь.

Мы еще долго говорим, о том, где стоял клуб, как бегали девчонки ловить рыбу в банку на местную речку, где были замечательные маслята, как лазили на старую берёзу, которой уж нет нынче. И неожиданно Надежда Еремеевна выдыхает:

– Так обидно, что уходит хакасский язык. Так хочется, чтоб внуки его знали, но в городах почти не говорят на родном языке. Вот в деревнях ещё помнят. А не станет языка, не станет и народа.

Да, основа основ – язык, культура, знания, память предков и родная земля, которая манит и зовет…

Об этом же вспоминал и Юрий Алексеевич Карамашев – человек, прошедший Афганистан, многолетний передовик, механизатор ООО «Нива». И вновь показывал, где был клуб, где стояли дома, где были поля, которые пахал его отец. Жест, неизменно указывающий куда-то вдаль, где только им, помнящим деревню живой и многолюдной, виделись крыши родных домов, клуба, и где теперь лишь зелень деревьев и остовы былых строений, заставлял болезненно сжиматься сердце. Череда бесконечных «было»… А хочется чтобы звучало: «есть».

А на поляне шло своим чередом празднование. Выступали артисты РДК. Звенели песни хора ветеранов, мощно плыл голос Дмитрия Сафьянова, единились  в одно две культуры – хакасская и русская. Это единение было настолько естественным, настолько живым, что никто особо его не замечал, так и должно было быть. Народы-то братские. Три главных чувства, что пронизывали этот праздник: единение, тоска по былому и надежда. И какое было сильнее не скажу. Но праздник сигиртупцев невольно подталкивал к действию и других.

В зрительных рядах под открытым небом обсуждали другой будущий день села – деревни Иничул (Красного Труда).

– Сигиртуп же смог, что мы не сможем! Соберем своих, – шумно предлагают иничулцы.

Их поддерживают, праздник – это мощный заряд на будущее.

– Вы знаете, мы раньше регулярно селом на Троицу собирались. Всем селом. Потом как-то прекратились эти встречи, – рассказывает организатор праздника Валентина Константиновна Чернова. – И почему еще решились нынче провести на Троицу, чтобы вернуть традицию. Очень хочется, чтобы люди приезжали сюда не только хоронить своих родных.

– А что хоронят тут? – изумляюсь удивительной верности я.

– Да,  на кладбище до сих пор везут сигиртупцев, не хотят в другой земле лежать. Надо чтобы люди приезжали сюда жить и праздновать.

Да, жить и праздновать, и работать! И пусть не станет Сигиртуп прежним, но он вполне может быть новым, фермерским, скажем. Земли вокруг деревни плодородные. А такая земля не должна пустовать. Есть что-то очень неправильное, даже страшное, когда пустует земля и умирают деревни, когда чаще приезжают на родину, чтобы лечь в родную землю, а не для того, чтобы пахать её. Ведь само слово «деревня» так созвучно со словом «древо». Древо рода, древо жизни, живое, растущее, постоянно дающее новые побеги.

Вот сегодня сигиртупцы посадили росток от некогда мощного четырехсотлетнего древа своей деревни. И, дай Бог, приживется росток, и стоять тогда Сигиртупу еще ни одну сотню лет.  По-другому быть не должно!

Наталья Ковалева

На снимках:Хлеб и соль Сигиртупа подает В.К. Чернова; «Я – Карамашева, я тут родилась»; Юрий Карамашев: «Вот земля твоих предков, внучка»

90103

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы