– В ОПТР состоят 15 человек. Это люди, к мнению которых прислушиваются в обществе, которые при необходимости это мнение всегда могут высказать и отстоять.
Когда мы только приступили к работе, перед нами встали главные вопросы:
1. Кому и зачем нужна эта организация, каковы наши полномочия?
2. Как на законных основаниях проводить работу, чтобы защищая права одних, не нарушать прав других?
3. Как создать систему в работе нашей Общественной палаты, как самостоятельного субъекта?
Вот по этим трём направлениям мы и начали свою работу в составе трех комиссий. И в первую очередь основательно изучили Федеральные законы «Об Общественной палате Российской Федерации» и «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», а также одноимённые законы Республики Хакасия. Уже с первых статей они чётко устанавливают правовые основы наших полномочий.
Поэтому свою деятельность мы и начали с выстраивания своего правового поля, создания собственной нормативной базы, отражающей ОПТР, как самостоятельный субъект общественного контроля.
Нами также разработано положение «Об организации приёма членами ОПТР в общественных приёмных», т.к. мы посчитали необходимым начать работу с определения объектов контроля через выявление проблем населения путём создания общественных приёмных по 1-2 часа в неделю в шести населённых пунктах: Таштып (здание музея) – Н.Д. Проскурнина, Арбаты – В.С. Медведев, Матур – П.Г. Дубровина, Имек – С.В. Карамашев, Бутрахты – П.Г. Чебочакова, Большая Сея – Г.Р. Канзычакова. Нашей центральной базой определено место в кабинете районного музея, а местом проведения заседаний – актовый зал районной администрации.
За прошедшее время было около 50 обращений граждан и организаций, которые были разрешены, за исключением четырех, оставленных на контроле.
– Как наша палата осуществляет свою деятельность в плане работы с населением и выявления проблем?
– Так как вся работа по контролю за работой власти, другими организациями должна проходить через призму защиты прав и интересов граждан, то мы определили пересечение этих интересов на собраниях (сходах) жителей нашего района, на других общественных встречах представителей власти и народа, в том числе на собрании Совета старейшин и представителей родов хакасского народа, а также на встречах нашей районной власти с представителями вышестоящих органов власти.
Параллельно с созданием нормативной базы мы начали посещать эти мероприятия и старательно анализировать увиденное и услышанное, определяя проблемные места.
В результате проблемы жителей были сформированы в один документ – это Мониторинг проблем, которые расположили по направлениям: здравоохранение, образование, культура, экономика и предпринимательство, общество. Результаты этого мониторинга были представлены руководителям всех рангов как материал для информации и принятия необходимых мер. Более всего эти выводы были нужны нам для определения дальнейшего плана работы. Из этого мониторинга были выбраны наиболее значимые проблемы для рассмотрения на заседании всей ОПТР, на заседаниях комиссий, а также за каждым членом ОПТР был закреплён вопрос для индивидуальной проработки.
– Выявили проблемы. И что дальше?
– Совет ОПТР принял решение о проведении большой общественной проверки сельсоветов. Необходимо было проверить факты и обстоятельства, касающиеся общественно значимой деятельности органов местного самоуправления, затрагивающей права человека в части качества и своевременности исполнения наказов и предложений населения, высказанных на сходах, собраниях, встречах с руководством местной и районной властей, а также в приёмных Общественной палаты Таштыпского района. В соответствии с законодательством нами был разработан Порядок проведения проверки, не ограничивающий жизнедеятельность сельсоветов. Все главы сельсоветов согласились на сотрудничество с нами и предоставили необходимую информацию и документы для проверки. Одновременно с этим нами проводился опрос населения, изучалось фактическое состояние дел, были изучены сайты администраций сельсоветов.
При выработке решений по итогам проверки проводились дополнительные встречи с проверяемыми, с главами сельсоветов. Итогом этой почти годовой работы стал Акт на восьми листах, где наряду с достижениями отражены наиболее острые для населения длительно нерешаемые проблемы, общие по району и индивидуально по каждому поселению, влияющие на обострение социальной напряжённости в обществе, требующие согласованных действий разных уровней власти и населения. В том числе изучена причина нежелания граждан участвовать в собраниях (сходах) и отсутствие обратной связи с населением через сайты.
– Что стало главной целью проделанной работы?
– Конечно, выявление проблемы, всесторонняя проработка её – большое дело. Главная же цель – это выполнение рекомендаций нашего заседания.
Поэтому для стимулирования этого процесса недостатки в докладе не просто констатировались, а доказывались фактами и примерами из жизни поселений, выкладками из законов, цитированием заявлений граждан.
Хотя Общественная палата не получила в положенный Законом срок отчёт от проверяемых о проделанной ими работе по выполнению рекомендаций, однако фактически в недельный срок через районную и местную газеты мы и всё население района начали получать информацию о проделываемой работе в поселениях по устранению указанных проблем.
Вот некоторые из них. Постоянно очищается территория свалки. Прочищено дно реки Шама, из-за которой было многолетнее подтопление улиц. Теперь не только население ездит за консультацией в администрацию района по поводу создания КФХ, предпринимательства, открытию рабочих мест, участию в программах, грантах, получению субсидий и т.д., а создана команда экономическим отделом, которая проезжает все сельсоветы с консультативной помощью. Решён вопрос с проездом жителей по улице Горького и близлежащих к ней, которые проживают на них или работают. Активизировалась работа по борьбе с «черными лесорубами» и т.д.
Однако до сего времени не разработан документ на уровне районной администрации совместно с главами сельсоветов «Мониторинг эффективности деятельности сельсоветов Таштыпского района», итоги анализа которого должны стать основой для определения фонда поощрения как глав сельсоветов, так и работников администраций и предоставляться вниманию населения района.
– По заявлению районной администрации палата начала изучение мнения населения по качеству услуг, оказываемых учреждениями культуры. Как прошла проверка?
– Следуя своему принципу выслушивать мнение всех сторон, мы на совете ОПТР пришли к решению, что картина станет прозрачнее, если совместно с общественным советом при управлении культуры изучим мнение как населения, так и самих работников культуры об условиях, созданных для качественного оказания этих услуг, и рассмотрим два встречных мнения на одни проблемы.
Подвели итоги отдельно по библиотекам, музею, музыкальной школе, домам культуры. Людям понравились эти встречи, они были откровенны не только по поводу проблем, но и предложили различные выходы из них. Весь этот обобщённый материал с конкретными предложениями в адрес управления культуры, районной администрации, общественного совета мы представили для обсуждения на расширенной коллегии работников культуры всего района. Эффект был положительным. После этого была встреча с заместителем главы района, где вёлся разговор о мероприятиях по исполнению этих рекомендаций.
Далее эту работу планируем продолжить в отношении других учреждений.
– На что еще распространяются полномочия палаты?
– Наряду с общественным контролем мы осуществляли свои полномочия по экспертизе разрабатываемых и принятых районной администрацией нормативно-правовых актов.
Документы были приняты с предложением: отдельные виды товаров, работ и услуг, превышающие миллион рублей, размещать в местной газете, на сайте администрации района.
В связи с неоднократными обращениями граждан на качество сдаваемых объектов строительства, мы внесли изменение в структуру ОПТР – создали комиссию по контролю за ремонтом и строительством зданий, сооружений, в том числе и дорог, а председатель А.М. Рабиханукаев включён в районную комиссию по их приёмке. По инициативе Алексея Михайловича и его активном участии стала функционировать дорога Таштып – Верхний Курлугаш.
Одно из главных направлений в работе палаты является защита прав людей и НКО. Этому и было посвящено первое заседание, которое подготовили и провели по обращению директоров четырех школ по поводу неисполнения ими решения суда в определённый для них срок 6 лет по созданию в школах медицинских кабинетов. Несмотря на то, что уже дважды по этому вопросу были внесены изменения в СанПиНы, а у этих юридических лиц (школ) нет ни средств, ни возможностей для создания и оборудования таких кабинетов в соответствии с требованиями, но решение суда выполнять должны, т.к. в основной закон «Об образовании» изменения по этому поводу не вносились. А неисполнение решения суда влечёт ответственность 50 тыс. руб., затем 150 тыс. руб., затем уголовную до 2 лет. Для решения вопроса на заседание ОПТР были приглашены и присутствовали заместитель прокурора района, начальник районного отдела службы судебных приставов, представители администрации района, управления образования. В нашем докладе мы опирались на документы суда по этой проблеме, изменения в законодательстве, ответ на наш запрос в министерство образования и здравоохранения по этой проблеме.
Принятое решение было исполнено.
Для информации: в июле 2016 г. принято изменение уже в основной «Закон об Образовании», что решение по медицинским кабинетам переходит в ведение регионов, а регион на основании СанПиНов определил, что стационарные кабинеты возможны в учреждениях, где они заложены проектом здания. А остальные дети обслуживаются местными ФАПами на основе договора со школами, детсадами.
– Можно ли говорить уже о какой-то системе в вашей работе?
– Это одна из основных наших целей – создание определенного алгоритма. И мы определили его так: выявление проблемы; изучение её сути и соответствующего законодательства; определение круга заинтересованных лиц и доведение до них фактов по сути проблемы; предложение путей решения проблемы в соответствии с законодательством; закрепление решения в форме рекомендаций со сроками исполнения и доведение этого решения до всех заинтересованных сторон; проведение мероприятия в дискуссионной форме и отслеживание результатов.
Конечно, как начинающая организация, мы видим проблемы при организации работы. Вот некоторые из них: много времени уходит на обработку информации, анкет, т.к. нет возможности использовать оператора для их обработки. Не все проверяемые организации предоставляют своевременно информацию по исправлению недостатков (которые затем вновь поднимаются населением), поэтому в будущем возникает необходимость повторных проверок или необходимость передачи материалов в вышестоящие органы либо прокуратуру. Мы не принимали участия в региональных, президентских грантах, что могло помочь в решении социальных проблем поселений и т.д.
– Планы палаты на 2018 год?
– Это и общественный контроль за проведением президентских выборов 18 марта 2018 г. (ответственный К.Ю. Боргояков). И мониторинг эффективности работы общественных советов при администрациях сельсоветов, управлениях образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения населения. Также планируется организация районного форума некоммерческих (НКО) по вопросам народосбережения, другим общественно значимым темам. Несомненно, это работа по анализу информации, представленной районной администрацией Таштыпского района, главами сельсоветов, управлением культуры по итогам Актов общественного контроля ОПТР за 2017 год. Общественная экспертиза Положений о собраниях (сходах) граждан и оценке эффективности деятельности сельсоветов, и, само собой, продолжение работы общественных приёмных для населения.
В октябре прошлого года на IX республиканском форуме, организованном Общественной палатой Республики Хакасия, Общественная палата Таштыпского района поделились опытом организации работы и была отмечена благодарственным письмом за оперативность и объективность материалов.
Оставить сообщение: