Сто раз известный факт, затертый до дыр по хрестоматиям, – первую прививку в России себе поставила Екатерина Великая. Привилась царица от оспы, от которой в то время умирало до двухсот тысяч жителей в год. Каждый седьмой ребенок. С начала прививочной кампании середины 18 века болезнь свои рубежи сдала, но не пропала. Почему? А потому что указа об обязательной вакцинации вплоть до 1919 года никто из высочеств так и не издал. Его Владимир Ильич издал в 1919 году. К 1937 году с оспой было покончено.
К чему это я? А к тому, что не издали указа еще и потому, что дюже боялись непредсказуемой реакции жителей. Старообрядцы, к примеру, наотрез от прививок отказывались, почитая оную печатью дьявола, о том писала газета «Русское слово» уже в 1909 году, указывая на полную возможность гарей, то есть самосожжения. Да что там Россия, полная суеверий и дремучести. В 1904 году в Рио-де-Жанейро вспыхнул бунт, который войдет в историю, как оспенный, – жители с оружием в руках встречали врачей, проводивших вакцинацию. Нет, правда, мужчины-то были готовы привиться, а вот женам сие запрещали. Будет еще супруга перед кем-то заголяться. На этой волне дремучей нравственности и вспыхнул бунт.
Хотите еще историй? Их много. Любой процесс вакцинации – это всегда сражение между средневековой дремучестью и прогрессом. Ковид – не исключение. Про печать дьявола, правда, уже не говорят, а вот про чипирование – сколько угодно. И черт чипа не слаще. Та же средневековая дремучесть.
* * *
В Большую Сею «поликлиника на колесах» прибыла к 8 утра в сопровождении и.о. заместителя главы района по социальным вопросам Елены Александровны Цыганковой.
Дорогой успеваю узнать, что вот так «лаборатория на колесах» курсирует по деревням строго по графику. Согласитесь, удобно – не ехать в райцентр, а привиться в родном селе. Вот недавно были в Сирах, от желающих привиться отбоя не было. Более 30 человек. Чего-то подобного ждем и в Большой Сее.
Но, сурово поджав губы, местный фельдшер сообщает:
– Двое придут привиться.
– Как двое, – вырывается враз и у Елены Александровны и у меня.
Фельдшер пожимает плечами:
– Так, двое.
– Вы считаете это нормально?
Опять пожатие плечами.
Какое-то странное безразличие для человека, избравшего себе в качестве служения медицину.
Огромный автобус, врач-терапевт, медсестра, водитель и всего два человека придут?
– Вы предупреждали, что автобус придёт?
– Я не должна этого делать.
– Но вы же врач! – вырывается у меня. – Вы должны быть заинтересованы.
– Я не врач.
– Хорошо, фельдшер. Вы отвечаете за здоровье людей!
– Ни за что я не отвечаю.
У меня полный разрыв шаблона. Ау, как вы там, английский врач Уайт, первым прививший себе чуму? Умерший на передовом крае борьбы с, казалось бы, неизлечимой болезнью. А вы, Илья Мечников и Николай Гамалея, вы, прививавшие себе холеру и тиф, в поисках вакцины, вы слышите? Оказывается можно, прикрывшись белым халатом, ни за что не отвечать.
Впрочем, халата на фельдшере нет. Маски тоже.
Я бы еще долго кипела, но вопреки всем печальным прогнозам фельдшера прививаться пришли отнюдь не двое.
Первыми дружно отметились культработники – завклуб, худрук, библиотекарь.
Пытаю Елену Болонину, мать уже взрослых детей, бессменного библиотекаря.
– Страха не было?
– Как не было? Был. Но и за родных страшно. Еще подцеплю заразу, – улыбается чуть смущенно.
В воздухе четко витает ощущение тревоги или страха. Люди подходят, стоят на крыльце сельсовета, общаются. И не сразу решаются поставить вакцину. Страхи, страхи, страхи.
С ними «в войну» вступает Елена Александровна и терапевт Таштыпской больницы Руслан Дмитриевич Алагашев.
Слышу, как Елена Александровна отвечает кому-то на вопрос:
– Любая вакцинация – всегда может дать различную реакцию. Я это знаю по себе. Вы проанализируйте свое здоровье, свои болезни. И пощадите их после прививки. Болят почки – будьте внимательны к почкам. Сердце – следите за сердцем…
Здесь же стоит парень, пожалуй про таких говорят – кровь с молоком. Крепкий, рослый, но прививаться боится. Впрочем, у него есть причина – ровно полгода назад коронавирус он уже перенес. И сейчас просто опасается перебрать с антителами. Но опасается очень шумно и громко.
– Мне кто-нибудь гарантию даст, что я привьюсь, и никаких последствий не будет?
– Нет.
– А тогда почему меня заставляют прививаться?
– А вас заставляют? Кто?
– Ну, что вы сюда приехали. Всех уговариваете.
– Кого всех, если мы от сельсовета не отходим.
– А кто мне скажет, что в этой вакцине в составе?
– Терапевт.
И парень следует к терапевту.
Вопросы сыплются, и правильно делают, что сыплются. Если страшно – спроси у специалиста.
– Вы какой вакциной прививаете?
– Спутник.
– Её состав?
– Вот, – парню пододвигают согласие на прививку, где прописано всё, в том числе и состав вакцины.
– Вы вот это согласие с людей берёте, чтобы потом ни за что не отвечать? Помрет человек, не помрет – вы будете ни при чём.
– Случаев смерти от вакцины еще не зарегистрировано. А вот от заболевания регистрируют каждый день, – устало вздыхает молодой врач, похоже он уже привык отвечать на такие вопросы.
– А почему говорят, что прививка ничего толком не дает, вон люди ставят и болеют.
– Да, прививка не дает стопроцентной гарантии, что вы не заболеете, но она дает гарантию, что вы болезнь перенесете в легкой форме. Без ИВЛ и реанимаций.
– Я полгода назад перенес ковид, а вы мне готовы поставить прививку и даже тест на антитела не делаете? А если я умру?
– Пожалуйста, Вы можете обратиться в поликлинику и пройти тест на антитела.
– Но вы же хотели мне поставить прививку без теста. И что бы было?
– У вас было бы больше антител и только-то.
Слушаю всё это и вспоминаю про развившийся на волне прививочной кампании вакцинный туризм. К нам едут за вакциной из сытой Европы. А тут вакцина едет в село и…
Впрочем, право на страх у людей есть, страх – это такой своеобразный защитный механизм перед всем новым, неизведанным.
В этот день к автобусу пришел 21 человек. В 10 раз больше, чем прогнозировала фельдшер, которая не врач.
Троим в прививке отказали, порекомендовав пройти обследование. 18 человек привились.
И были еще те, кого про себя назвала наблюдателями. Они просто стояли, смотрели, вели разговоры.
– Вы чего боитесь? – подступаю к женщине средних лет.
– Ничего, нет, но как-то быстро разработали эту вакцину. Кому-то это выгодно… И еще насильно сгоняют прививаться…
– В смысле сгоняют?
– Говорят, что непривитых не допустят к работе. Ведь такое может быть?
– Если работаете с людьми. Вы не должны быть для них опасны.
– А зачем всеобщую-то вакцинацию делать, никогда такого не было.
Было. В том самом 1919 году, Ленин был первым, кто из российских правителей объявил всеобщую вакцинацию против оспы. Той самой, с которой боролись на протяжении двух веков до того, применяя частичную вакцинацию.
Через восемнадцать лет оспа была побеждена.
В Советском Союзе, к счастью, не особо миндальничали с «антиваксерами». У каждого советского ребенка в карте стояло – привит по возрасту. Без прививок не принял бы ни один садик. Передовое было государство по части прививок и вакцин.
– Тогда скажите, почему сами медики не прививаются, а?
Потому что медики разные бывают. Есть те, кто отвечает за все. И те, кто ни за что не отвечает. Узнала вот, что и такие есть в самой благородной профессии. Отвечаю так:
– За всех не скажу, но Геннадий Онищенко (главный санитарный врач России) привился еще в конце прошлого года, причем вакциной, которая тогда даже зарегистрирована не была. Проверил на себе, в лучших традициях российской медицины.
Женщина вздыхает:
– А я досконально проверюсь, почитаю, что в интернете пишут, и привьюсь. Надо прививаться, все равно надо.
Уже перед отъездом говорю Тамаре Владимировне Сазанаковой, главе Большесейского сельсовета:
– Хоть 18 человек. Боялась, что придут двое. И как бы я писала о Большой Сее? Что вы тут струсили все, работа не ведется, глава и фельдшер спят?
– Это в Большой Сее туговато. А Малая Сея и Верхняя – чуть ли не в полном составе. Там фельдшеры молодцы, – возражает Тамара Владимировна, и спешит встретить у дверей «амбулатории на колесах» отца. Он только что получил первую дозу вакцины.
– Девятнадцатый, – ставлю мысленно галочку.
– Этого мало, очень мало, в районе привито 40% населения. Чтобы побороть эпидемию, надо чтобы было привито не менее 70% населения, – поясняет Елена Александровна. – У нас у каждого должна быть своя мера ответственности перед страной, собой, родными. А её пока нет у многих.
Интересно, сколько процентов населения у нас заражено средневековой тьмой и страхом? Сколько еще считают прививку печатью дьявола и готовы сгореть в огне коронавируса, но не подпустить к себе врача?
* * *
Екатерина Великая писала в 1768 году: «Среди простолюдинов страх прививания особенно велик, говорят, что у многих англичан, коим учинено оспенное привитие, выросли коровьи рога».
На дворе двадцать первый век. Двадцать первый! Но ох, сколько еще людей видят на лбу привитых рога…
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: