Немного истории. В февральских номерах районной газеты печатались исторические выдержки из возникновения шорских населённых пунктов на нынешней территории Таштыпского района. Это Шобот, Балахташ, Тамалык, Тлачик, Анчул, Матур. Большинство их прекратило существование, а жители расселились по территории района, Хакасии и даже за её пределами.
Напомню только, что триста лет тому назад несколько шорских семей из Горной Шории переселились в свои охотничьи угодья и основали постоянные родовые поселения на территориях нынешних Матурского и Анчулского сельсоветов. Приглянулась им природа, которая позволяла не только охотничать в богатых дичью лесах, но и заниматься земледелием и животноводством, что на исторической Родине было затруднительно по природно-климатическим условиям.
Двести лет жили новосёлы своим родовым укладом, своей культурой, не допуская ассимиляции даже с коренными жителями. И те не особо стремились родниться с пришельцами. Но вот пришла цивилизация и в те тихие уголки. Уже в 1910 году появляются первые переселенцы других национальностей, а затем, с развитием дорог, промыслов, разработки природных ресурсов местной тайги, жизнь закрутилась в полной мере со всеми своими плюсами и минусами.
А с истощением природных богатств, проведением непродуманных реформ сверху постепенно разъехались местные жители по другим, более крупным и перспективным населённым пунктам, прервав родовые, культурные, другие этнические связи. Да и власть не особо стремилась выделять и поощрять национальные связи, видя в родовых общинах угрозу идеологическому единству искусственно созданного наднационального сообщества под названием «советский народ». Жизнь же показала, что родовые связи не только не разъединяют национальные общины, но объединяют и взаимно обогащают их. Пример тому – проведение подобных смотров-конкурсов, где в творческих коллективах поют, танцуют все, кому дорога земля, на которой они живут.
А дальше пойдёт речь о собственно смотре-конкурсе, который, по замыслу организаторов, должен был стать действительно смотром этнической культуры шорского народа в Таштыпском районе, откуда и повелись шорцы в Хакасии. Но что-то было упущено в самой организации, главное – создалось мнение, что это культурно-массовое мероприятие готовилось в глубокой тайне. Не было проведено рекламной, как сейчас принято говорить, кампании ни по территориям, ни в печатных и электронных СМИ. Итоги сказались воочию – пустой зал и минимум участников. Выручили мероприятие трудолюбие и талант мастериц по национальным поделкам и пошиву одежды, а на сцене главенствовали молодость и задор юных участников творческих коллективов гостей из Аскизского района.
В фойе были оформлены выставки поделок, одежды, литературы, фотографий, отражающих прошлое и настоящее шорского народа, проживающего в родовых и территориально-соседских общинах Таштыпского и Аскизского районов. Следует отметить, что хозяева отличились, оформив богатые выставки поделок, посуды, одежды в национальном стиле, а соседи больше внимания уделили фотографиям, специальной литературе об именитых личностях и в целом об истории шорского народа. Ни одна из них не была бедной, а гармонично дополняли, обогащали друг друга.
В этом году исполняется 100 лет со дня смерти видного учёного, просветителя, писателя, уроженца Матура Ивана Матвеевича Штыгашева, которому и посвящались выставки литературы. С рассказа о нём и началось всё действо. Особенно красочно и волнительно выглядела сценка рассказа старца (Г.А. Тартыгашев из Имека) детям о великом сыне малочисленного народа и его просветительском подвиге. Трёх-, пятилетние мальчики и девочки в национальных одеждах с серьёзным видом сидели вокруг импровизированного костра и внимали рассказу старца без единой улыбки. А ведь многие из них были впервые на сцене.
Ведущая предоставляет слово для открытия мероприятия председателю Совета депутатов Таштыпского района В.Д. Сазанаковой.
– Надо неустанно помнить, – сказала Вера Дмитриевна, – об истории своего народа, пополнять её всё новыми открытиями. Наше богатство в наших людях, о чём свидетельствует просветительский подвиг гордости Таштыпской земли, Хакасии и Алтая Ивана Матвеевича Штыгашева. Встречаясь на таких смотрах, надо не только соревноваться в мастерстве танца, песни, художественного слова, но и крепить дружбу, творческое сотрудничество, дополнять друг друга. В этом наша сила, в этом наш долг перед памятью предков и будущими поколениями.
Компетентное и строгое жюри занимает свои места. В его состав вошли: советник министерства национальной и территориальной политики РХ Людмила Михайловна Патачакова, советник отдела современного искусства министерства культуры РХ Анна Николаевна Шаламова, заведующая сектором межнационального культурного содружества центра культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева, заслуженный работник культуры РХ Серафима Николаевна Угдыжекова, руководитель ворганного семейного дуэта «Камчадалы в Сибири» Екатерина Викторовна Спешнева, председатель Совета депутатов Таштыпского района Вера Дмитриевна Сазанакова.
Народом гордись, Шория, Хакасия, Россия,
Пусть праздник летит высоко,
Пусть голоса раздаются,
Пусть ноги пляшут легко!
Открыла концертно-конкурсную программу территориально-соседская община коренного малочисленного народа шорцев села Анчул «Тамыр». Её название переводится как «корень» или «исток». Председатель общины Борис Григорьевич Шулбаев. В отличие от подготовленной ими выставки в фойе, программа на сцене была очень скромная и содержала только небольшой рассказ о жизни общины и тахпах о родном селе.
Родовая община шорцев из Матура под названием «Мустаг», что в переводе означает «Ледяная гора», под руководством доброй, душевно тёплой Надежды Ефимовны Карамышевой выступила лучше, представив стихи и две песни соло и дуэтом.
И хотя немногочисленные зрители поддерживали выступавших аплодисментами и одобрительными возгласами, связи зала с выступающими не ощущалось. Иначе говоря, зал не «зажигался».
Вот выступают представители Хакасской республиканской общественной организации – общество «Шория». Литературная выставка у них очень богатая и интересная, привлекла внимание многих представленными книгами, журналами, брошюрами, альбомами, а вот на сцене они ещё опыта не набрались. Небольшая и не очень выразительная сценка из жизни шорской семьи и песня не впечатляли. И выступление руководителя Натальи Николаевны Федотовой не спасло положения.
Ведущая сообщает о прибытии творческого коллектива территориально-соседской общины из посёлка Бискамжа Аскизского района «Алтын кун» («Золотое солнце») под руководством председателя общины Светланы Анатольевны Торчаковой.
Пока они готовятся к выступлению, танцевальный коллектив РДК «Сибирячка», творческие работники заполняют паузу танцем и песней.
А потом сцена будто взорвалась. Это под грохот шаманского бубна и подвижной ритмичной музыки буквально ворвались на сцену и начали своё выступление бискамжинцы. Молодые, совсем ещё подростки, весело, очень быстро, но в то же время пластично и выразительно показали в быстром танце и таинство повязывания чалама, и праздник после этого обряда. Это был даже не танец, а рассказ в танце, танцевально-музыкальная композиция.
Зал был поражён и очарован. Не думаю, что это было результатом резкого контраста с предыдущими выступлениями. Девушки, действительно, выступали зажигательно, от души и талантливо. Они были, и это просматривалось, на взлёте своего творческого роста. В общем, они по достоинству и заслуженно сорвали бурные аплодисменты и восторженные крики: «Молодцы!».
Вновь возникшую паузу заполнил семейный дуэт «Камчадалы в Сибири» под руководством Е.В. Спешневой. Они представляли культуру коренных малочисленных народов Камчатки – камчадалов и тельменов. Дуэт выступал вне конкурса.
И вновь на сцене танцы. Это выступает творческий коллектив одной из первых шорских общин в Республике Хакасия из муниципального образования Балыксинский поссовет под руководством Марины Азатовны Яниной. Наиболее оригинально выглядела демонстрация одежды танцем. По общему мнению, это выглядело намного выразительнее прохода по подиуму походкой «от бедра».
Но вот выступления закончились, и жюри удалилось для подведения итогов. Участники смотра заняли время перерыва осмотром выставок, фотографированием на фоне коллекции национальной одежды, обсуждением хода смотра.
И вот итоги. Жюри первым делом отметило, что от смотра ожидали большего, поблагодарило активных участников и пожурило тех, «кто отнёсся к этому важному мероприятию с прохладцей». И это не удивительно, ведь в жюри были специалисты (читай, начальники) из двух профильных министерств, которые сами должны были повлиять на организационную сторону смотра.
А вот и награды. Матурцы и общество «Шория» получили дипломы за участие. Анчулцы и балыксинцы за третье и второе места получили дипломы и сертификаты на получение музыкальных центров. А вот победители, творческий коллектив из Бискамжи, восторженными криками встретили сообщение о присуждении им первого места и вручении сертификата на телевизор. Организаторы особо отметили, что все призы должны работать в очагах культуры, а не в чьих-то офисах.
Закончилось мероприятие общим фотографированием на сцене, групповыми фотоснимками, благо, почти у каждого была фотокамера в телефоне.
Автор понимает, что его рассказ о смотре получился не совсем праздничным. Но посудите сами, ведь обидно, что родина расселения шорского народа по Хакасии, родина великого просветителя и учёного И.М. Штыгашева так бледно выглядела на этом мероприятии. А ведь могли быть первыми. Но ничего, это наука на будущее.
Пётр Визул
На фото: общий снимок на память; победители смотра – творческий коллектив из п. Бискамжа; участники смотра возле выставки национальной одежды
Оставить сообщение: