– Мы будем ходить на борьбу.
Энтузиазма это у меня не вызвало. Ну, что такое борец? Сломанные уши, травмы и никакого изящества. Вот, то ли дело – музыкальная школа, хореографический кружок, ну театральный, в конце концов. Но… мальчишек неудержимо влекла вольная борьба. И я сдалась, сказав: «Не можете развивать мозги – развивайте мускулатуру».
Страхов всегда масса. Я боялась травм. Элементарно того, что не дай Бог моему ребенку будет больно, что он будет чувствовать себя неудачником, проигрывая… Если уж совсем откровенно, то до сих пор на соревнованиях зажмуриваю глаза – страшно. Но все же, все же, если бы вновь встал вопрос – отправлять ребёнка в секцию или нет – я бы уже не сомневалась. А теперь о тех переменах, что тренер не замечает, но очень четко можно проследить дома. Нарочно не скажу, у кого тренируются сыновья, история эта общая, многим семьям, где подрастают спортсмены, знакомая. Хотя тренеру нашему я благодарна безумно! За что? Да есть за что!
Спорт воспитывает из мальчиков настоящих мужчин. Аксиома избитая, но это так. Меняются они на глазах, во-первых, привычка к четкому распорядку дня, к режиму тренировок – подтягивает мальчишек внутренне. И на место разболтанности приходит ответственность. Даже домашние дела вдруг начинают выполнять без особого нытья – надо, значит, надо. Считаю, это вот понятие «надо» и дал спорт. Во-вторых, – умение не пасовать перед трудностями. Даже если эти трудности касаются учебы. Да, да! Когда перед ГИА мой старший уверенно взялся зубрить и гонять вечерами тесты, я слегка ошалела, ведь до этого была война длиной в 7 лет:
– Учи! Учи!
– Сейчас, ой забыл, ой некогда.
Теперь на вопрос:
– Не устал?
Зазвучало вдруг:
– Чего уставать-то? Это что, двести отжиманий?
В-третьих, сама собой отпала и вечная проблема, как оторвать сына от компьютерных игрушек и увлечь хотя бы рыбалкой.
Ежедневные тренировки свели общение с монитористым недругом семьи к тем самым двум часам, что и советуют врачи. И еще, очень важное, исчезли из круга общения нежелательные личности, упорно тянувшие ребенка на опасные приключения. У них просто перестали совпадать интересы. Почему? Да потому что сын понял, что сила должна иметь подтверждение, а «дружок», сходив несколько раз на тренировки, по словам сына «сдулся». Наверное, и приятель понял, что уже не имеет такого влияния и просто исчез.
Зато появилась уверенность в себе. Для меня – это загадка. Ведь не было еще пока у мальчишек громких побед. И борьба, скорее всего, останется для нас увлечением, не став делом всей жизни. Но, возможно ощущение того, что они занимаются серьезным делом, что их есть за что уважать, это и дает им сейчас веру в себя? И, конечно же, внешность! Вот уж, что в безусловном плюсе. Дети на глазах раздаются в плечах, идут в рост, а фигуры приобретают вместо юношеской сутулости очертания заветного треугольника. Может быть, все это наши маленькие внутренние семейные победы и достижения, но мне они куда важнее всех чемпионских титулов вместе взятых. Не знаю, имею ли я право раздавать советы, но все же посоветую тем, кто еще раздумывает, стоит ли отдавать ребенка в секцию. Отдавайте!
Что требуется от родителя? Поддержка. Хотя бы элементарно поговорить, услышать какой прием освоили, кому уступили и кого «сделали» на тренировках. Пусть из захватывающего рассказа о бросках через бедро, проходах в ноги и «мельницах» вы не поймете ничего – слушайте. Им это важно!
И конечно, немаловажна материальная подпитка, скажем, в покупке экипировки. Уж как-то так вышло, что помимо борьбы ребята шли и на тренировки по боксу, сейчас бокс – этап пройденный, ребята сосредоточились на борьбе. Как раз это увлечение и показало, не спешите брать сыну сразу дорогое «обмундирование». Вкусы у них меняются. В любом спортивном магазине вам предложат на выбор те же ножные борцовки – всех видов и мастей, стоимостью от 900 рублей и до 5000 тысяч.
В среднем затраты на начинающего спортсмена таковы: борцовки на ноги – 1600 рублей, борцовское трико – 1200 рублей. Плюс обязательная страховка, мы «хитрим» страхуем детей на месяц, ведь страховка нужна только на соревнования. Конечно, нужны и экспандеры и гантели. Стоимость экспандеров различна, мы нашли бюджетный вариант, кистевой экспандер – 110 рублей, пружинный – 600 рублей. А гантели (отчего-то именно они стоят ну уж очень дорого!), заменили железяки из папиного гаража. Главное, подобрать железяки по весу.
Но, скажем, гантели на полтора кило могут заменить и наполненные водой пластиковые бутылки. Еще, обязательно купите весы, за весом борцы следят не меньше, чем фотомодели. Смешно, я сейчас не могу точно сказать, каков рост мальчишек, но без труда назову вес.
Питание, вот зачем надо следить. Ребенок пришел с тренировки и сообщил, что едва не упал в обморок. Паника. Я, вообще, мастер паники. И мысли ползут чуть ли не к раку крови. Папа выясняет, что ел ребенок. Оказалось – весь день провел на чае с булочкой, тяжелые физические нагрузки, и вот итог. Так что пришлось приучить и себя, к тому, чтобы еда у детей была полноценной: с мясом, творогом, молоком и яйцами. Вычитала на мудром сайте, что это необходимо, равно и как витамины для полноценного развития, ведь нагрузки, плюс, переходный возраст – это такая смесь, что недолго вместо пьедестала попасть в больницу. И еще, надо уметь зажимать в кулак женскую жалость. Мальчишки, ведь дети, иногда им очень хочется пропустить тренировку. Не позволяйте! Даже если очень жаль. Особенно на первых порах. Потом уже их самих будет пугать мысль, что они останутся без заветной секции. Мне сложнее всего далось умение спокойно переживать их поражения. Не впадать в транс, не жалеть, а просто понять – все приходит с опытом. А не придет? Что ж, есть внутренние победы… впрочем, о них я уже говорила. Но именно эти победы, незначительные, маленькие, незаметные, наверное, даже для тренера и есть самое важное. Мальчики становятся мужчинами, что может быть важнее?
Наталья Михайлова
Оставить сообщение: