Родилась она 9 августа 1924 года, в селе Карагай и выросла там же. Мать звали Анна Яковлевна, отца – Таскараков Иван Дмитриевич. Не успела начаться война, отец погиб на войне, 6 августа 1941 года. Матери пришлось одной воспитывать и поднимать семерых детей. Старшей была Аня, далее – Иван, потом – Екатерина, затем – Костя, Лена, Ира и Юра. До третьего класса она училась в с. Карагай, затем окончила 7 классов в с. Чыланы. Дальше не пришлось учиться, так как пошла работать, чтобы помогать матери кормить семью. Трудилась в колхозе «Хызыл чазы» и в Матуре в леспромхозе.
Конечно, в столь юном возрасте работать было очень тяжело и вот, что она вспоминает:
– Работала я секретарем. Как это получилось? Председатель сельсовета – Карагашев Семен – вызвал в сельсовет и попросил написать под диктовку. Затем, прочитав мои записи на листочке, сказал, что теперь я с этого дня буду секретарем, так как писала я грамотно и образование было у меня, хотя и всего семь классов. Работала, как говорится в песне, со слезами на глазах. Очень тяжело было. Когда приходили телеграммы, за мной приезжали домой даже глубокой ночью. Мне приходилось писать повестки призывникам в армию. Многие не хотели уезжать, женились, чтобы девушка оставалась у их родителей. И, конечно, им хотелось, чтобы после них остался ребенок, так как уходя, они понимали, что могут не вернуться живыми, и может уже им больше не суждено будет увидеть глаза любимой девушки. Один раз мне пришлось относить повестку в другую деревню. Парни там пили, гуляли, отказывались ехать, я плакала оттого, что не могла отправить их в военкомат. Один парень, пришедший раненым с войны, пристыдил их: «Ребята, что вы делаете? Война же идет! Езжайте!» Они послушались, пришлось им ехать, и я их проводила. Просила председателя, чтобы меня уволили, так как тяжело было. Не могла справиться с призывниками, они не хотели меня слушаться, потому что сильно молодая была. Во время войны очень тяжело было, голодали. Паек давали мне и брату, Юре, так как мы работали. Но делить то его на всех приходилось…
Через полтора года после начала войны она вышла замуж за Сыргашева Василия Алексеевича.
Она вспоминает, как они встретились:
– Мой брат работал учителем в Кызылсуке, у него родилась дочь и он попросил проведать супругу Тамару. Когда я приехала к ним, на двери дома висел замок. Пришлось идти к соседям. У соседа всю ночь просидела за столом, а напротив меня сидел парень, и мы всю ночь проговорили. У них с братом, оказывается, уже договоренность была. Утром меня женщины повели к нему в дом, заплели косы. Он был очень хорошим человеком. Работал шахтером. Мы три года прожили в Черногорске. За хорошую работу ему дали премировку – книжечку и значок.
Она так и говорит, с точки зрения нашего века неправильно «премировка», «книжечка», «значок»… Наверное все же вернее сказать «удостоверение» «премия», «знак»… Но за этой неправильностью встает само время. Нелегкое и неправильное, тяжелое. Время светлых душ и терпеливых людей. И не будь их, не было бы нас, а может быть и страны бы не было… Вот о чем думаю, пока слушаю неторопливую речь Екатерины Ивановны.
Её супруга не стало в 58 лет. «От давления умер», – говорит она.
У моей героини сын – Сыргашев Александр Васильевич, невестка – Валентина Васильевна. У них уже двое взрослых детей: дочь – Анна работает в Службе судебных приставов, у нее один сын, зовут Пашей, ему два года. И сын – Сергей, у него двое детей. Они учатся в школе.
Такой вот счет ветвям на древе жизни. Сын, двое внуков и три правнука…
Но живет Екатерина Ивановна совсем одна в небольшом домике. Когда мы подъехали, чтобы взять интервью, она стояла возле дома с бадожком. Гостям, появившимся так внезапно – обрадовалась. Улыбнулась приветливо и сразу согласилась побеседовать, пригласила зайти в дом. Несмотря на преклонный возраст хозяйки, порядок царил и дома, и в ограде, и даже перед домом, на улице. А когда я попросила сделать снимок для статьи, она сразу решила переодеться. Ведь возраст возрастом, а женщина всегда остается женщиной. Даже если судьба ей выпадает не женская….
Ведь мы созданы для того, чтобы воспитывать детей и следить за семейным очагом, заботиться обо всех. Вот истинное предназначение женщины. А Екатерине Ивановне пришлось быть совсем другой. Ей пришлось выполнять мужскую роль – быть кормильцем семьи наравне с братом, справляться с призывниками, уговаривать и убеждать, окунаясь в чужую боль и общее горе.
Она награждена медалями: «50, 60, 65 лет Победы в Великой Отечественной войне». Ей постоянно отправляют поздравительные письма и открытки, нет, о ней не забывают ни власти, ни дети. И хочется, чтоб она жила как можно дольше! И как можно больше слышала добрых слов.
Низкий поклон вам, уважаемая Екатерина Ивановна! Когда-то вы были молодой, полной сил, но отдали их во имя победы, страны, семьи. Отдали не задумываясь. 9 августа Вам, как и Таштыпскому району, исполнится 90 лет. И от души желаю Вам здоровья, заботы со стороны близких, родных и еще долгих, безоблачных дней в вашей жизни. Спасибо Вам за мирное небо над нашими головами!
Елена Тюльберова
Оставить сообщение: