«Нас убивали, но мы выживали…»

08:36 05.05.2015
«Нас убивали, но мы выживали…»

Этот год для нашей семьи дважды, а для меня лично трижды юбилейный: нашему отцу, Илье Андреевичу Тюмерекову, в этом году исполнилось бы 100 лет; празднуется главный праздник нашего отца-фронтовика – 70-летие Великой Победы; мне, родившейся в победный год, исполняется 70 лет. Вот такой славный год.

Наш отец родился в с. Анжуль в 1915 году в большой, бедняцкой крестьянской семье. Босоногое детство, ранний труд в поле и на покосе, 4-х классное образование – всё, как у всех мальчишек того времени в сельской глубинке.

На действительной службе отец был до 1939 года в кавалерии погранвойск на Дальнем Востоке, который нет-нет да и вспыхивал военными конфликтами то с белокитайцами, то с японскими самураями. А отец служил под Халхин-голом на китайской границе. Так что он ещё в те годы вдосталь понюхал пороха.

Но мирной жизнью ему не довелось долго насладиться, так как вскоре началась самая страшная в истории война, названная в нашей стране Великой Отечественной. Такой она и была, ведь Отечество ушли защищать лучшие отцы, сыны, дочери многонациональной страны – СССР.

Отца призвали вместе с односельчанином Егором Андреевичем Шулбаевым в октябре 1941 года и, почти без подготовки, он попал в самое пекло – под Москву. Именно там решалась судьба страны, судьба нашего народа, судьба всего мира. Бои шли днём и ночью с переменным успехом, огромными жертвами с обеих сторон. На атаку отвечали контратакой, на наступление – контрнаступлением. Часто бились врукопашную всем, что в руках было: штыком, прикладом, дрыном, а то и просто кулаком.

Морозы стояли необычайно трескучие для Подмосковья, но наши солдаты переносили их немного легче, чем немцы. Хотя и нашим бойцам, особенно из южных республик, доставалось от морозов, вьюг и метелей. Отец говорил, что часто мёртвыми товарищами прикрывались. Это не совсем приятно, но на войне как на войне, и мёртвые воевали.

Отцу очень везло на земляков. В одной переделке он спас своего земляка, правда из Малой Сеи, Тимофея Александровича Сагалакова. Тот потом, по приходу домой, при случае говорил, что, мол, если бы не Илья Андреевич, то не быть мне живым. Очень он был моему отцу благодарен.

А вот когда там же, под Москвой, во время нашего исторического наступления, в бою за железнодорожную станцию отца тяжело ранило, то из-под огня его вынес и отправил в госпиталь уже односельчанин Егор Андреевич Шулбаев, с которым вместе на войну уходили. И уже ему был отец благодарен за спасение.

После ранения отец попал в Иркутскую область, в госпиталь г. Усолье-Сибирское. Насколько тяжелым было ранение, можно было судить уже по тому, что из госпиталя отец вышел только в 1944 году инвалидом, негодным к военной службе. А по качеству ухода за раненым, почти безнадёжным отцом, можно судить по тому, что отец по приходу домой переименовал старшую дочь Алефтину в Наталью. Так звали медсестру, которая его с того света вытащила. И вторая дочь получила «военное» имя – Катюша.

После войны отец работал агентом по сбору налогов, разъезжая по деревням и улусам верхом на лошади. Как известно, тогда налоги полностью шли в фонд обороны, а затем на восстановление порушенного народного хозяйства. Так что и здесь воевал мирным трудом за победу.

Наш отец был очень музыкальным человеком. Он отлично играл на гармошке и балалайке. А ещё он постоянно носил с собой хакасский национальный инструмент хобырах. Этот духовой инструмент в виде длинной дудки он сам сделал прямо в лесу. Особенно любил он играть на нём в минуты отдыха на покосе. Звучание инструмента гармонично вплеталось в шум леса, да так, что иные птички начинали откликаться и подпевать. Мы слушали, что называется, разинув рты и уши.

Наша мама, Антонина Кирилловна Токмашова, родилась в Кызылсуке в большой семье, где было 6 сестёр и 4 брата. Замечательная хозяйка прекрасная жена и мать. Она родила троих дочерей и троих сыновей. Но, жалеючи своего мужа инвалида-фронтовика, видимо, надорвалась на работе в колхозе и по дому, заболела и, к великому нашему сожалению, рано, ещё до пенсии, ушла из жизни.

Мы, дочери, уже имели свои семьи, а отец остался с тремя младшими сыновьями. Мы помогали, но он всё же, больше один, их всех поднял и дал, как и нам, дочерям, высшее и среднее образование, а у Андрея даже два высших образования. По его примеру и мы старались своим детям дать достойное образование, а они, в свою очередь, уже нашим внукам.

Про всех писать, не хватит газеты. Но прошу понять то, что поняли мы, дети Ильи Андреевича: сила духа наших отцов-фронтовиков настолько велика, что она и через поколения удерживает нас в жизни, устремляет в будущее, придавая силы для преодоления многих препятствий.

Великой Победе 70 лет, сменились поколения, страна стала другой, но благодарные потомки всегда будут склонять головы перед памятью наших отцов-победителей и матерей – тружениц тыла.

Вечная им память! Вечная им слава!

Литературная обработка Петра Визула

На фото: «И тихо слушают…», игра на хобырахе на покосе

85209

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы