– Один из моих прадедов, Василий Григорьевич Фадеев, принимал участие в Сталинградской битве, – рассказывает В.Н. Петри.
Красноармеец Василий Григорьевич (на главном снимке) родился в 1911 году в деревне Липяги Лунинского района Пензенской области.
– Их было три брата и две сестры: Петр, Михаил и Василий, Анна и Анастасия. Два брата вернулись живы-здоровы. Когда Василия забирали в 1941 году на фронт, мать даже не знала, что была мной беременна. Он работал на тракторе – его взяли в танковую часть. А больше я ничего о нем не знаю. Он приходил в отпуск по ранению, мне тогда было месяцев семь, – рассказывает дочь Василия Григорьевича Валентина Васильевна Фадеева.
Жена Василия Нина Ивановна осталась с сыновьями Серафимом и Виктором и дочерью Валентиной. Василий Григорьевич погиб в бою 7 августа 1942 г. и захоронен в братской могиле на ст. Арчеда.
Из истории: «Война на сталинградской земле началась 12 июля 1942 года, когда немецкие части Паулюса вступили на территорию Сталинградской области. Враг все ближе подходил к Сталинграду.
14 июля 1942 г. Сталинградская область была объявлена на военном положении. Начались налеты фашистских самолетов на города и села области. Через станцию Арчеда к Сталинграду шли составы с людьми и техникой. Это был важный стратегический объект.
16 июля 1942 г. в районе г. Фролово сосредоточилась 21-я армия в составе 3-х стрелковых дивизий и вошла в состав Сталинградского фронта. В конце июля армия приняла участок фронта вдоль Дона от г. Серафимовича до ст. Клетской.
22 июля 1942 г. в 17 часов началась бомбежка узла станции Арчеда. Взрывы потрясли город, разворотили станционные пути. Вспыхнули цистерны с горючим, загорелись производственные здания и жилые дома, слышались стоны искалеченных людей. Налеты стали чуть ли не ежедневными. С 22 июля 1942 г. по 28 января 1943 г. было совершено 62 налета вражеской авиации, сброшено 1282 бомбы, разрушены здания вокзала, почты, школ, 737 домов, убито 617 мирных жителей, ранено 434 человека.
С первых дней бомбежки районное руководство дало указание всем организациям временно, ввиду опасности для жизни, переехать на окраины города и близлежащие хутора. Районные организации разместились в хут.Терновка, где пробыли 2 месяца, а затем в полном составе возвратились в город, разместившись на границе с хут. Грачи в частных домах и были там до весны 1943 г.
В августе 1942 г., в связи с возможной оккупацией города Фролово, был создан партизанский отряд. В этом же месяце при бомбежке сгорел Фроловский крупозавод, вместе с ним сгорели 235 тонн пшена, 440 тонн проса, 4 склада с фуражными отходами. На складе № 11 благодаря самоотверженности работников городской пожарной охраны и работников завода удалось спасти 500 тонн пшена».
Второй прадед В.Н. Петри Николай Иванович Портнов 1909 года рождения, получив множество ранений, все же сумел пройти всю Великую Отечественную войну и вернуться домой к жене Парасковье Николаевне и детям: Шуре, Виктору, Валентине, Нине, Тосе, Зое и Володе. Красноармеец Николай Иванович, успевший принять участие в советско-финской войне, поступил на службу 3 декабря 1941 года. Служил автоматчиком 1-ой разведывательной роты 1-ой мотострелковой бригады.
Николай Иванович награжден медалью «За отвагу». Командир части старший лейтенант М.В. Белов так описывает в наградном листе подвиг солдата:
«В бою 2 июля 1942 года товарищ Портнов Николай Иванович проявил исключительное геройство, метко из автомата поражал противника, выдвигаясь в первые ряды, уничтожил до 10 человек немцев.
При сближении с противником вплотную – с группой в количестве 9 человек, которые намерены были его взять живым, не растерялся, а проявил хладнокровие и мужество, рискуя жизнью, броском гранаты уничтожил их, будучи сам ранен. Не покинул поле боя, а ушел только по приказу командира, вынес свое оружие и трех товарищей».
Из истории: «30 июня 1942 года ударная группировка 6А противника перешла в наступление в общем направлении Волчанск – Лиски, частью сил – на Старый Оскол. Прорвав оборону на стыке 21 и 28А Юго-Западного фронта, противник развил успех и к исходу 2 июля вышел к р. Оскол и захватил плацдармы на восточном берегу реки. Группа армий «Вейхс» к исходу 2 июля вышла на рубеж Касторное – Старый Оскол. Глубина прорыва противника на стыке Брянского и Юго-Западного фронтов достигла 80 км по рубежу Касторное – Старый Оскол – Чернянка. Войска 40А Брянского, 21А Юго-Западного фронтов оказались под угрозой окружения. Управление войсками 40, 21 и 28А было нарушено. В ночь на 3 июля основные силы 40 и 21А были окружены противником. Создалась реальная угроза овладения противником Воронежем и прорыва его за р. Дон».
По документам с пересыльных пунктов и госпиталей можно отследить боевой путь Николая Ивановича:
27 августа 1942 г. выбыл в 98 запасной стрелковый полк.
28 июля 1943 г. прибыл в военный госпиталь №2603.
8 августа 1943 г. выбыл в управление бронетанковыми войсками 3-ей армии.
В ноябре 1943 г. прибыл из 29-й танковой бригады в 176-й АЗСП.
Из формулярного списка убывающих военнослужащих военной части 176 АЗСП 6 гв. армии 1-го Прибалтийского фронта стало известно, что 24 апреля 1944 года его перевели в 51 гвардейскую стрелковую дивизию 6 гв. армии.
Внук Николая Ивановича Владимир Иванович Мерочкин передал рассказ деда об одном из заданий – им нужно было взять языка в тылу врага:
– Когда разведгруппа уже была на вражеской территории, их обнаружили и окружили. Немцы начали поиски с собаками. Группа решила идти через болота, и им пришлось больше суток сидеть в воде, пока собаки не перестали чуять след. Скоро фашисты ушли с этих мест. Наверное они подумали, что советские солдаты утонули. В итоге группа выполнила задание.
За всю войну у прадеда было множество ранений, но после госпиталя он всегда возвращался в строй и так прошел всю войну до конца. Из рассказов родственников знаю только, что он не любил говорить о войне. Нам ведь теперь не узнать, что он и другие солдаты видели, и что им приходилось делать, – отмечает Владимир Николаевич Петри.
В. Петри,
д. Нижний Имек
Оставить сообщение: