15 сентября 1930 года в Бухаре – в одном из древнейших городов Центральной Азии в Республике Узбекистан родился мальчик, которого родители назвали Юрой. Первые шесть лет своей жизни он прожил в месте своего появления на свет – городе Бухаре, а затем с родителями переехал в Таштып, успел он пожить и в д. Таргажуль.
В 1937 году пошел в первый класс, в старую школу, что находилась за нынешним зданием Сбербанка, во второй класс – в школу, где сейчас находится магазин «Охотник», по улице Марии Цукановой. В третий же класс пошел в Смоленский детдом, что находился на месте нынешнего стадиона «Урожай», но там он проучился всего одну четверть, потом ушел в колхоз и больше не учился.
– А чем занялись после школы?
– А что было делать в те времена? В 1941 году начал работать в колхозе, было мне тогда 11 лет. В 1947 году я уже трудился на лесозаготовках в Анзасе, в 1948-1949 на Оде был, возил лес на лошадях все это время. Так до 1950 года работал в колхозе, затем ушел в армию на о. Сахалин в пехоту, на три года, без переписки и звонков родным, потому что началась война Кореи с Южной Кореей. Я отправлял письма родителям, а там командование все зачеркивало, что они писали – тоже перечеркивали, тушью заливали – нельзя было писать, вдруг шпион. В отпуск тоже не пускали – как в тюрьме, от звонка до звонка, – вспоминает с улыбкой Юрий Александрович.
Когда ушел в запас в ноябре 1953 года, начал работать погонщиком на самосброске – четверо граблей, четыре лошади – делали снопы. Пахал поля, сеял, все это были колхозные агрегаты – плуг, косилка, самосброска, сеялка – десятидисковая, три лошади запрягал. Стал работать на тракторе в 1954 году, был самоучка – никто тракторам не обучал.
В 1955 году преподавали для трактористов-дизелистов и там, окончив курсы, начал работать в совхозе трактористом-машинистом широкого профиля, сдал на 1 класс, получал доплату за классность.
Ушел из Абазинского совхоза, когда закончилась посевная – в июле, а в 1963 году окончив еще раз шоферскую школу, работал на почте 11 лет и 16 лет на пожарной машине. Учился Юрий Александрович и в армии на шофера, но школу закрыли и доучиться ему так и не удалось.
– Как Вам запомнился старый Таштып?
– Старый Таштып был очень маленький, но существовало много предприятий, совхоз, маслозавод (там производили: творог, молоко, масло, мороженое, сыр). Мы никуда не ездили, все было при нас. Рядом стоял кирпичный завод, гончарный цех, там изготавливали: глиняные горшки, чашки, тарелки и даже свистульки-жаворонки и весь район, и жители-соседи пользовались этими изделиями. Золотопроснаб, «Союззолото» и 4 золотых прииска: Малый Анзас, Кизас, Большой Анзас, Балыкса – тогда она еще была в нашем районе, – с гордостью рассказывает он.
Вспомнил Юрий Александрович и военные годы:
– Во время войны из Балыксы пешком отправляли мобилизованных на уборку урожая и обратно таким же образом через горы.
В 1945 году, осенью, мне пришлось ехать в Балыксу верхом на лошади через Верхний Имек и Харой. В Матур в том же году 15 ноября я впервые поехал – возил бойцов – из Нижнего Матура одного и троих из Верхнего Матура, их вез я по старой дороге не доезжая Сигиртупа, Сабына поворачивал влево – там матурская дорога была. Сейчас мы ездим через хакасский Шепчул, а то был Кержатский, там дорога была.
– Много в те времена держали скота и птицы?
– Хозяйства держал много: коров, свиней, овец, коз, гусей, индюков, кур, был полный двор этого добра, больше никак в те годы. А сейчас с внуком свинью, кур и одну корову держим, доить ее не стали и на выпаса отдали.
Несмотря на сложности прошлой жизни, осталось у нашего героя и немало хороших воспоминаний. Показал Юрий Александрович много удостоверений, документов и фотографий, так сказать свой семейный архив. Вот фотография где его супруга поит из ведра в ограде дома лосенка.
– Вот как в Сиры ехать, там у меня покос стоял и вот кто-то лосиху застрелил там, а этот маленький остался, ну мы его домой и пригнали. Он ходил у нас по улице, как домашний, никто его не трогал. Недалеко колодец был, закричишь: «Петя! Петя!» – а он с криком домой бежит быстро. Соседи фотографировались, а дети маленькие под нашим присмотром катались на нем, – делится он хорошими воспоминаниями.
Был конкурс по Красноярскому краю в 1985 году на волков и Юрий Александрович занял второе место. Он за год шесть волков поймал, пять щенят и за это получил 200 рублей и бесплатную лицензию на марала. Работал тогда он в обществе охотников и рыбаков, помощником председателя общества. Это все было между «пожаркой», то есть там дежурил и совместно в обществе работал. В любой деревне его знают, спросишь, говорит, Сдерева, а они тебе: «А, это охотинспектор?».
У Юрия Александровича три награды: «За освоение целины» (в Тлачеке, Тамалыке), «В ознаименование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» и «За доблестный труд». Много юбилейных медалей и все это годами непосильного труда заслужено. Ведь награды просто так не даются!
Сейчас он тихо и спокойно живет в Таштыпе, показал свою ограду, баню, дом, гараж, сарай – все это Юрий Александрович сделал и построил своими руками. Старые кожаные сбруи и упряжь он сам чинил с помощью толстых кожаных веревок – сыромяти. Пройдя в ухоженный сад, он продемонстрировал свою гордость – ранетки, яблоки, крыжовник, смородину, чернослив, черешню и самое главное – свою дорогую пасеку, вокруг которой с гулом летали трудолюбивые пчелы.
На сегодняшний день у Юрия Александровича Сдерева четыре дочери, четыре внука, две внучки и шесть правнуков про которых во время нашей беседы он часто вспоминал, а с одним из младшего поколения (правнука), когда я пришел меня даже спутали, похож говорят – он тоже метис.
Павел Тинников
Оставить сообщение: