
Вряд ли найдется хоть один житель района, не знающий Надежду Чика – блистательную звезду нашей сцены. Её голос звучит на каждом празднике, а имя неразрывно связано с прославленным народным хором ветеранов «Калина красная», которым она руководит. Но что скрывается за кулисами, как она сумела достичь творческих вершин? Об этом в нашем материале.
Родилась будущий маэстро хорового искусства в селе Новороссийское Алтайского района. И хотя маленькая Наденька росла скромной и застенчивой, музыка жила в её сердце. Первые шаги к мечте – музыкальная школа, затем – ансамбль эстрадного вокала в местном Доме культуры.
– Впервые я вышла на сцену Новороссийского Дома культуры в 12 лет под руководством Владимира Вячеславьевича Маслова. Он был моим первым учителем эстрадного пения, – вспоминает Надежда Леонидовна. – После 11 класса я поступила в Абаканский музыкальный колледж на отделение «Хоровое дирижирование», и уже во время учебы искала работу. В Таштыпской детской музыкальной школе как раз требовался педагог в хоровой класс. Я приехала на прослушивание, успешно его прошла, и мне оставалось только сдать госэкзамены, чтобы устроиться.
На прослушивании меня заметил Владимир Иосифович Гаранин и предложил выступить на Дне Победы. Это был апрель 2010 года, я училась на 4 курсе. По выходным приезжала на репетиции, совсем еще зелёная девочка в чужом районе, никого тогда здесь не знала. Мы разучивали песни, и Владимир Иосифович предложил мне спеть вместе с Николаем Алексеевичем Канзычаковым «Смуглянку». Одновременно он проводил репетиции и с нашим дуэтом, и с мужским хором, в котором тогда было 50-55 человек. Так, 9 мая состоялось мое первое выступление на таштыпской земле.
В тот же год родители Надежды переехали в Верхний Курлугаш и на пустом поле возвели новый дом. Символично, что вместе с новым домом открылась и новая страница в жизни девушки.
– В сельсовете решили: раз живу здесь, пою, значит, должна представлять их культуру. Именно тогда, выступая на конкурсе «Сокровища земли родной» от сельсовета, я привлекла внимание директора районного Дома культуры, Нины Фёдоровны Федяниной. Она сразу отметила меня и сказала: «Эта девочка должна работать у нас». Разглядели во мне потенциал и: Елена Александровна Цыганкова, Людмила Ивановна Локтионова, Екатерина Михайловна Аникина, Николай Алексеевич Канзычаков. Эти пять человек приняли меня тепло и единодушно решили, что мне необходимо работать в их коллективе.
Так, вместо музыкальной школы, я оказалась в районном Доме культуры. Именно отсюда меня направили на обучение в Кемерово для получения высшего образования. Проучившись полгода на очном отделении, я перевелась на заочное, вернулась в Таштып, отработала шесть месяцев в Доме культуры, а затем шесть с половиной лет работала учителем музыки в Таштыпской школе №2.
Несмотря на то, что Надежда Леонидовна связана с искусством давно, она считает этот год особенным – пятилетним юбилеем своей деятельности в культуре. К слову, именно пять лет назад она сформировала свой первый ансамбль.
– В 2020 году мне пришла идея открыть в Доме культуры детскую вокальную студию «Солист», задуманную как сольное объединение, но быстро переросшую в ансамблевое. С самого основания ко мне ходят Кристина Гордеева и Мила Огненных. В этом году в июне мы впервые поедем с ними в Казань на международный конкурс. Едут они и «Калина красная».
– Хор «Калина красная» – коллектив с богатой историей. Как Вам удалось найти общий язык со сложившимся коллективом?
– Действительно, это самый давний коллектив, в 2012 году он был создан хормейстером Людмилой Степановной Тихоновой, ведь в каждом районном Доме культуры должен быть свой хор ветеранов. Она руководила до 2019 года, но по состоянию здоровья вынуждена была покинуть Таштып. Руководство взял Владимир Вячеславьевич Маслов и также по состоянию здоровья передал хор мне. И вот с 5 ноября 2021 года, началось наше «жаркое» время.
Общий язык мы нашли прекрасно, хотя первые наши выступления готовились в экстремально сжатые сроки. Я была беременна третьим ребёнком, а уже 8 декабря нам предстояло подтверждать звание «народного» хора. В разгар пандемии коронавируса мы готовились дистанционно, отправили записи нашего концерта в республиканский Центр культуры и народного творчества имени С.П. Кадышева, там посмотрели и звание одобрили. Уже 2 января 2022 года мы отправились на конкурс в Москву. В дороге мои дорогие бабушки заботились обо мне, а по прибытии уже я о них, возникали разные ситуации. Это было невероятно нервно, но оно того стоило – «Калина красная» сразу же стала Лауреатом первой степени Международного конкурса.
– Детский ансамбль, женский хор ветеранов. Не хватало лишь мужского коллектива и вот он зазвучал! Вопрос: как создавали?
– Инициатива создания мужского ансамбля принадлежала Главе нашего района Николаю Васильевичу Чебодаеву и директору Таштыпского Дома культуры Ивану Викторовичу Шулбаеву. Они выразили пожелание, чтобы нынче к 23 февраля на сцене выступил мужской ансамбль. Я подумала, что поскольку у нас казачья станица, то и тема должна быть казачья. До этого мы ездили в Бею и там увидели, как здорово поет казачий квартет мужчин. Так и появился мужской казачий ансамбль «Сибирская удаль», который дебютировал как раз на День защитника Отечества.
– Чтобы хор звучал красиво, нужно добиться единства звучания в исполнении? Насколько отличается работа с женским и мужским составом, в чем особенности их подготовки?
– Самое главное отличие – тембр голосов. Мне проще работать с женским хором, их голоса более высокие, проще показать и разучивать партии. У мужчин же, напротив, преобладают низкие тона, выходящие за пределы моего вокального диапазона, из-за чего приходится показывать порой нужную партию на клавишном инструменте.
С мужским ансамблем сложнее еще и потому, что они занимаются всего три месяца. Каждый голос – уникален: тенор, бас, баритон. Задача – собрать эти тембры воедино, добиться звучания. С «Калиной красной» нам проще. Когда только начали работать, были погрешности, но со временем мы научились выстраивать голоса. Порой они сами, увлеченные песней, импровизируют, добавляют новые оттенки, рождают «второй голос», подхватывают и поправляют друг друга. Бывшие участницы хора, которые не могут сейчас выступать по состоянию здоровья, смотрят наши выступления и говорят, что коллектив заметно вырос в мастерстве.
– Как подбираете репертуар?
– У нас нет такого – вот я сказала, вы поёте. Мы подбираем вместе, я предлагаю варианты, они предлагают свои, мы обсуждаем, ищем компромисс.
– Надежда Леонидовна, Вы сами исполняете не только русские, но и хакасские песни. Вы изучали хакасский язык?
– Признаюсь, хакасским языком я не владею. Читать могу, но говорить нет. Я марийка по национальности, и, к сожалению, ни родного марийского, ни хакасского не знаю, так как выросла в русскоязычной среде. В Кемерово судьба свела меня с педагогом Надеждой Доржуевной Ултургашевой. Она сказала мне: «Ты живешь и работаешь в Таштыпе, почему не поешь на хакасском?». Надежда Доржуевна, шорка по матери, стала моим проводником в мир этнической музыки, объясняла тонкости произношения, нюансы. Пусть её хакасский язык и звучал с шорским акцентом, я научилась.
Когда в Таштыпском Доме культуры образовался вакуум – Светлана Чебодаева ушла в декретный отпуск, а Николай Канзычаков ушел из жизни – исполнять хакасские песни сольно стало некому. Меня попросили выступить, хорошо, что были небольшие наработки. Вскоре я познакомилась с Анастасией Токояковой, и мы стали петь вместе. Анастасия была удивлена моей способностью читать по-хакасски. Мы нашли в открытом доступе песни Юлии Тинниковой и включили их в свой репертуар. Анастасия тоже хоровик, она следит за произношением, поправляет меня, если нужно. Вместе мы звучим гармонично, отлично сработались. Наш дуэт носит название «Кумус Ай» – «Серебряная луна».
Глядя на Надежду, невольно появляется ощущение, что в роду у неё есть люди связанные с музыкой, но на самом деле она – первый человек в семье, связавший свою жизнь с искусством.
– У мамы и папы есть очень дальние родственники, связанные с музыкой, но в моей семье, в ближайшем кругу, никого нет. Хотя, у мамы от природы прекрасное сопрано – очень высокий и красивый голос, – рассказывает она. И, похоже, музыкальная эстафета будет передана дальше:
– Моя дочь Арина, хотя ей всего десять лет, уже говорит: «Мама, я хочу пойти по твоим стопам, куда мне поступить, чтобы быть как ты?»
Надежда Леонидовна – многодетная мама. Старшие сын и дочь, маленький сынок, которому нет еще и трех лет, и двое взрослых пасынков.
– Со вторым мужем у нас на двоих пятеро детей, старшие уже студенты: Ефим учится на экологическом факультете в институте филологии и искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова, а Николай – в Минусинском колледже культуры и искусства на звукооператора. Летом он работал в нашем Доме культуры диджеем, потихоньку осваивал звуковую технику.
– Как Вам удаётся совмещать материнство и работу?
– Прекрасно! – с улыбкой отвечает Надежда. – Хотя, конечно, иногда хочется немного покоя. Во время декретного отпуска мне позвонила Людмила Ивановна Локтионова и сказала: «Всё хватит сидеть дома, без тебя никак». На мой вопрос о ребенке она ответила: «Ничего, понянчимся». Так и вышло. Я на сцене, а с ребенком за кулисами водятся. На репетиции «Калины красной» приходила с коляской: одна нянчит, другая, и вот уже малыш спит. Сейчас вспоминаю, было тяжело, но с другой стороны – жизнь интересно проходит.
– Возвращаясь к сцене, расскажите, как Вам удается справляться с волнением перед выходом?
– Знаете, я была человеком застенчивым и ранимым, неуверенным в себе. Мой талант по-настоящему раскрыл Николай Алексеевич Канзычаков. Он научил меня наслаждаться каждым мгновением пения. Он говорил: «Если тебе нравится то, что ты делаешь на сцене, это обязательно почувствует зритель. Если тебе нравится, как ты поёшь, то и народу начнёт нравиться». Я ощущаю поддержку зала, вижу, что мое творчество находит отклик в сердцах людей, и волнение отступает. Появилась уверенность, то самое чувство, когда любовь зрителей окрыляет.
– В этом году Вы стали победителем в конкурсе «Лучший работник культуры Республики Хакасия». В целом, за годы работы, что для Вас самое большое достижение?
– Сейчас у меня есть три коллектива. Я готова их поддержать, а они – меня. Когда они добиваются успеха – я радуюсь. Мне безумно приятно, когда хвалят мои коллективы, наши номера, нашу общую работу. А когда маленькие воспитанники приносят открытки с трогательной надписью «Самому лучшему педагогу» – это дорогого стоит. И я считаю, что самое большое достижение, самая большая награда в моей жизни – это мои дети и мои творческие коллективы.
Полина Мусихина
Оставить сообщение: