На повестке дня – экология и природный потенциал Таштыпского района

10:21 05.05.2017
На повестке дня – экология и природный потенциал Таштыпского района

Из повестки Пятьдесят восьмой сессии депутатов:

1. Рациональное использование и воспроизведение лесного фонда  Таштыпского района.

Докладчики: И.М. Сысуев, главный лесничий Таштыпского лесничества, И.А. Зарубицкий, лесничий Абазинского лесничества.

Содоклад: «О результатах проверки исполнения лесного законодательства», докладчик А.Е. Солдатов заместитель прокурора Таштыпского района.

Выступление обоих лесничеств можно вкратце изложить одной фразой: «Мы работаем, но ресурсов человеческих и финансовых на полноценную деятельность не хватает»

Ситуация и в самом деле непростая. Но – к цифрам и фактам, прозвучавшим в докладе.

Ежегодно расчетная лесосека по Таштыпскому лесничеству составляет около 428 тысяч кубов, а готовится 125 тысяч кубометров. Основные массивы находятся в труднодоступных лесах.  И получается, что заготовители выбирают лес, что остался или успел подняться после деятельности леспромхозов. Или в местах, особо пострадавших от снеголома 2006 года. Тогда масштаб бедствия был огромен – повреждены и полностью уничтожены преимущественно сосновые насаждения 50-80 лет, на площади 30 тысяч гектаров. В период с 2006 года было заготовлено 3832 тысяч кубометров снеголомного леса. Но сейчас этот запас полностью исчерпан. И можно практически констатировать, что леса в свободном доступе в Таштыпском районе нет.

Утешает одно – садим больше, чем вырубаем. В 2016 году саженцы сосны и кедра были высажены на территории 891 га (550  – АУ «Таштыплес», остальное арендаторы и заготовители).

Но на проведение всего объема работ, а это помимо посадки кедра, еще и обязанность тушить пожары, проводить рубки ухода, контролировать деятельность заготовителей, катастрофически не хватает людей. Как констатировал Иван Михайлович, 16 человек работников лесхоза фактически выполняют объем работы, который до реформирования лесоохранной отрасли выполняли – 58 человек. Вот и получается, что половину лесов Хакасии берегут из расчета 1 человек на 60 тысяч гектаров.

В Абазинском лесничестве ситуация не проще. На 736 гектаров – 16 человек. Проблемы схожие, из-за труднодоступности леса уходят заготовители, дороги не строятся, старые приходят в негодность, разрушаются мосты. Расчетная лесосека – 300 тысяч кубов, заготавливаются 50 тысяч кубов. И можно было бы порадоваться, что хоть где-то лес сохранится, недоступный заготовителям. Но  есть одно «но», район теряет доходы, автономное учреждение возможность заработать, а недоступный для заготовки лес болеет и гниет. Тот же, что доступен, изрежен уже донельзя.  Озвучил И.А. Зарубицкий и проблему с кадрами. Не идет молодежь работать в лесное хозяйство. Причина – заработные платы. Они, как известно, в лесном хозяйстве одни из самых низких.

Но есть и большой плюс – работают лесхозы в тесном сотрудничестве с правоохранительными структурами. Так в прошлом году был выявлен факт незаконной рубки предпринимателем Топоевым.

В прениях всплыла и еще одна проблема.

– Когда последний раз проводилось лесоустройство? – вопрос депутатов райсовета.

Стоит пояснить, что лесоустройство – это комплекс работ, что позволяет изучить леса, составить перспективный план ведения лесного хозяйства с учетом буквально каждого дерева, его возраста, породы, состава почвы и тд и тп. По закону лесоустройство должно проходить не менее чем раз в 10 лет.

– В Таштыпском лесничестве работают по данным лесоустройства от 2003 года, – краткий ответ Ивана Михайловича.

Казалось бы, не критично – 4 года сверх положенных 10, но лес-то растет и его категория соответственно меняется. Выходит, работают по устаревшим планам? И ясной картины перед глазами нет?

Содокладчик – заместитель прокурора района А.Е. Солдатов  сообщил, что в 2016 году в сфере охраны окружающей среды и лесопользования выявлено106 нарушений закона, рост по сравнению с 2015 годом составил 50%. Заведено 7 уголовных дел по факту незаконных рубок. А также были выявлены разноплановые нарушения как то: отсутствие паспортов на отходы, несоответствие мест хранения производственных отходов природоохранному и санитарному  законодательству. Нарушения при организации пунктов приема производства и отгрузки древесины. Так у одного из предпринимателей отсутствовало свидетельство постановки на учет в системе ЕГАИС. Кроме того, в планах прокуратуры проверка граждан получивших лес по справкам, на предмет использования заветных ста кубов по назначению. Напомним, что по инициативе депутатов Таштыпского района в Закон РХ, получивший в народе название «Закон о лесе» внесены поправки и теперь использование «стакубовиков» не по назначению, в том числе и перепродажа права на их заготовку другому лицу грозит существенным штрафом.

Александр Евгеньевич обратился к Владимиру Николаевичу Штыгашеву с просьбой помочь организовать стационарный пост ГИБДД, для чего необходимо расширить штат. Тогда передвижение леса может стать более прозрачным: куда везут, зачем, в каком количестве. Надо сказать, что пост временный действовал в течении 3 месяцев и свою результативность доказал.

Неоднократно на сессии задавался вопрос о действии системы ЕГАИС (системы позволяющей учитывать объемы заготовок леса).

Представители департамента лесного хозяйства сообщили, что привлечено к ответственности 39 человек, что пытались миновать пункты приема и отгрузки древесины, иначе говоря, провезти лес без регистрации его в системе ЕГАИС.

– Какие объемы леса прошли в Таштыпском районе, через ЕГАИС? – конкретизировал вопрос глава района. Вразумительного ответа не последовало.

– У меня нет таких данных.

На помощь представителям департамента пришли наши лесничие

– 170 тысяч кубов, – подсказали едва ли не хором.

Но ощущение же сложилось такое, что действенная, необходимая, как воздух система на территории района или не набрала обороты или пока бездействует.

Подытожил все выступления и прения по первому вопросу В.Н. Штыгашев, председатель ВС РХ:

–  При таких объемах лесозаготовок в бюджет района должно поступать не менее 25-30 миллионов рублей, а поступает 3 миллиона. Возникает вопрос: «Где деньги?». Лес кругляком гонят в Абакан, Минусинск, куда угодно. Лес должен перерабатываться на месте, а, значит, должна идти и прибавочная стоимость и НДФЛ с новых рабочих мест. Наводите порядок. Это ваши деньги. Я приведу простой пример, депутаты Верховного Совета провели проверку угледобывающих предприятий, и выявили, что в бюджет Хакасии не доплачивают 5 миллиардов рублей. И такая ситуация по всей Хакасии. Необходимо наладить контроль и учет в основных отраслях. Тогда будет и порядок. Теперь кто решает вопрос об увеличении штатных единиц в лесничествах?

– Государство, – следует ответ.

– Государство, значит никто.

– Департамент по лесу, – звучит ответ собственно от представителей департамента по лесу.

– Так в чем дело? Увеличивайте штатную численность. В конторах по 100 человек сидят, почему же на земле у вас трудится 15? Штаты должны быть там, где они более необходимы. Теперь о лесозаготовителях. Помню, во времена Советского Союза существовало такое понятие как «обременение». То есть буквально каждый леспромхоз был обязан содержать дороги, построить на той территории где работает детский сад, школу, клуб. И это обременение составляло порядка 50% в себестоимости леса. Сейчас же говорят, что лес подешевел. Еще бы, лесозаготовитель ни за что не отвечает. А он работает на вашей территории. Необходимо администрации района разработать соответствующую муниципальную программу, утвердить её на сессии и работать по ней. Самое главное же – экология, чтоб не превратить Таштыпский район в лунный ландшафт, надо принимать решительные меры. Теперь по посту ГИБДД – он необходим. Вы не только лесной район, вы еще и пограничный район, и на границе с Тывинской республикой пост необходим. Вопрос об увеличении штатной численности сотрудников поставим и надеемся, что его удастся решить положительно.

В  завершение Владимир Николаевич выразил благодарность администрации района, Совету депутатов, правоохранительным органам, природоохранным структурам района:

– Вы остановили варварское уничтожение леса на территории района. Теперь необходимо заготовку леса поставить на службу бюджету, – завершил он свое выступление.

Следующий блок вопросов касался не менее важного – водных ресурсов, а точнее варварского уничтожения лососевых рыб в реке Абакан. Докладывали директор ГКУ РХ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия» С.Г. Бодренко и начальник отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Республике Хакасия Н.Н. Кислов.

Не секрет, что  гордость сибирских рек – хариус, таймень и ленок– измельчали, и численность их сократилась до минимума.

Один из способов восстановить популяцию лососевых – искусственное зарыбление. Оно успешно производилось в реке Енисей. Но вот верховий Абакана еще не касалось. Сейчас зарыбление произведут именно в верховьях Абакана, где находятся места естественного нереста рыбы. В Абакан выпустят 19 миллионов 980 тысяч штук мальков лососевых. Но мера не будет действенной, если не ввести запрет на вылов рыбы все в тех же верховьях. Запрет коснется участка от Ады до истоков Абакана, включая его притоки.

Озадачили всех названные цифры, прозвучавшие в докладе Н.Н. Кислова:

–  В 2016 году составлено 525 протоколов по нарушению водоохранного законодательства, в Таштыпском районе – 47. Взыскано около миллиона рублей штрафов, средства от штрафов поступили в бюджет республики. Немаловажную роль в сокращении популяции играет и то, что теперь и верховья реки, ранее труднодоступные, стали вполне досягаемы для владельцев внедорожников, вертолетов, квадроциклов, маломерных судов. Запрет же на вылов рыбы автоматически позволит ввести на период нереста запрет на движение любых судов по реке. К нарушителям запрета будут применяться штрафные санкции.
Такая мера необходима – уже в этом году было возбуждено 13 административных дел, они направлены в суд, протоколы рассмотрены, конфисковано 5 орудий лова.

В зале эти цифры вызвали неоднозначную реакцию:

– Что, всего 13 браконьеров с начала года?

Николай Николаевич пояснил, что теперь инспекторы рыбоохраны не правомочны наказывать за продажу рыбы на рынке, даже если эта рыба заведомо – браконьерская. Плюс к тому – рейды по верховьям Абакана обходятся бюджету недешево. Да и численность рыбоохраны невелика.

– А нарушители-то кто? – голос из зала. – Кемеровчане в основном. У наших такой техники нет, чтоб до верховьев дойти. Основная часть населения рыбачит на удочку. Но есть те, кто работает по найму у тех же кемеровчан, они их забрасывают в тайгу и они ловят рыбу. И вот те 47 протоколов вы должны составить за один рейд. Нарушений гораздо больше.

Согласный и возмущенный гуд подтвердил правильность реплики. Докладчик возразил:

– Есть среди нарушителей и жители Таштыпа и жители Абазы. Но признаю, что те 13 протоколов, что составлены в этом году – это действительно жители Кемеровской области. Не стану называть имена, чтобы никого не обидеть.

Прения прекратил глава района Василий Иванович Шулбаев, подытожив вопрос об охране водных богатств.

– В 2002 году, я вернулся в свой родной район, и помню, что тогда действительно можно было поймать на удочку ведро рыбы за день. И вот какую картину я теперь наблюдаю, у нас серьезно усилили природоохранные органы, и казалось бы все должно работать крайне действенно. Но рыбы-то с каждым годом все меньше. В этом году я был на реке Абакан, поднимались до Горячего ключа.  И вот в районе Тишей, на участке, взятом под пасеку… никакой пасеки нет, стоят основательные строения, с вертолетными площадками. А кемеровчане в тайге набили такие дороги, что могут до Канасука добираться на УАЗиках. И хозяйничают в тайге безраздельно. Вот еще пример, введен запрет в Таштыпском районе на отстрел косули. Мы не стреляем, а миграционные пути животного изучены? Она же идет в районы, где отстрел разрешен. Почему при введении таких запретов не учитываются интересы территории, и почему отсутствует комплексный подход к решению проблемы? Что мешает вам работать активно? Почему к Таштыпскому району отношение у наших соседей, как банановой республике? Этого никто не позволит.

Ответа от докладчика не последовало. А между тем засилье в нашей тайге, на наших реках браконьеров с сопредельных территорий – вопрос немаловажный. Гость хорош, если хозяевам не мешает – гласит народная мудрость. Кемеровчане похоже эту мудрость забыли.

Подтвердил это и следующий докладчик Александр Павлович Соснин, заместитель начальника отдела федерального государственного охотничьего надзора в области охраны объектов животного мира Госкомитета РХ по охране животного мира. Но сначала цифры и факты, прозвучавшие в докладе.

Госохотнадзором в 2016 году заведено 618 административных дел по факту нарушения природоохранного законодательства, на территории района – 82 дела, в 2015 году – по району было 95 административных дел. Снижение числа нарушений – ужесточение законодательства. Выросла сумма штрафа, а так же введена такая мера, как лишение права на осуществление охоты. В прошлом году 12 человек попрощались со своими охотничьими билетами на срок до 3 лет.

– Анализируя, можно сказать, что уменьшается и количество незаконно добытых животных. Это объясняется тем, что сумма возмещения ущерба, нанесенного животному миру выросла в 3-4 раза, – отметил докладчик.

А дальше последовала речь, которую нельзя не привести полностью.

– Депутатами правильно был задан вопрос по тому, что творится в верховьях Абакана. Скажу, что только на одном Канасуке мы за один рейд составили 39 административных дел по нарушению режима природного парка и за незаконный вылов рыбы. Кемеровчан не щадили. Хотя они такой народ, что с ними очень непросто работать. Они в нашей тайге считают себя полными хозяевами. Мы проводили анализ с сотрудниками природного парка «Хакасия», так вот, в день летом по реке проходит от 40 до 120 лодок. И если идет лодка, то она напичкана удочками, как еж колючками. И каждый такой «турист» везет минимум ведро. Посчитайте, сколько рыбы от нас вывозят. И вводимый запрет на вылов, связанный с зарыблением – дело необходимое. Подобные меры принимались на Красноярском водохранилище, сегодня там популяция пеляди полностью восстановлена. Без запрета на вылов – все потуги будут тщетны. Каждый рыбак знает, что именно молодь первой и лезет на удочку. Кемеровчане не брезгуют ничем, берут и молодь.

Сложность же работы с пришлыми вот в чем, если раньше соседи шли через Канасук, теперь едут и через Албаз, и через Иксу, и такие дороги набиты, что нашей трассе Абакан – Ак-Довурак фору дадут. Естественно, терпеть это никто не будет. Сейчас принята такая мера, как организация постов на реке. Уже в мае планируем провести ряд рейдов по Абакану...

Тут же на сессии поступило предложение от заместителя прокурора провести совместный рейд по Абакану.

– Мы это сделаем с большим удовольствием, – ответил Александр Павлович, – Нам легче будет работать. Объясню, если рейд проводят только сотрудники рыбоохраны или охотинспекторы, кемеровчане с нами даже не разговаривают. Люди они непростые. В прошлый раз мы взяли в рейд ОМОН и никаких проблем с составлением протоколов не возникло.

Вера Дмитриевна Сазанакова внесла предложение о заключении соглашения с природоохранными и правоохранительными органами Кемеровской области. Предложение поддержали. Похоже, давно назрела ситуация, которую в одиночку район решить не в силах, уже потому, что речь идет о землях Гослесфонда, находящихся вне границы полномочий районной власти.

Задавали вопрос и по тем самым «пасекам – не пасекам», что стоят в тайге. Законны ли они? Оказалось, что несмотря на их внешнюю капитальность – это все временные строения, построены без фундамента, а значит имеют право существовать.

Музыкой для сердца прозвучал рассказ В.В. Шуркиной, заместителя директора по научной работе заповедника «Хакасский». Порадовало особо то, что вскоре наш заповедник станет еще и биосферным,  к этому статусу его работники шли несколько лет. И вот добились.

Этим  выступлением и была завершена самая острая и напряженная часть сессии. Проект решения был принят за основу, голосовали за него единогласно. Но вопросов, не заданных даже на такой расширенной сессии, осталось масса. К примеру, а почему в районе нельзя ввести единицу рыбинспектора, во времена Союза такой был. Да, страна и республика сейчас существуют в условиях жесткой оптимизации. Но ведь экологическая безопасность, сохранение природных богатств и разумное их использование – это необходимое условия для стабильного существования любого региона. Вот только прежде чем природные богатства района с полной отдачей начнут работать на бюджет, необходимо преодолеть массу проблем, которые в одночасье не разрешить. Если вдуматься, каждый из рассмотренных сегодня вопросов мог бы стать темой для отдельного заседания. Да, думается и станет. Их с повестки дня власть и исполнительная и законодательная не снимает. А если проблема не замалчивается, значит рано или поздно она будет решена.

Наталья Ковалева

90903

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы