В самом здании приветливо, но строго встретили, спросили о цели посещения и выделили сопровождающего-экскурсовода. И не для того, чтобы я не заблудился, а чтобы ненароком не помешал проходившим в аудиториях занятиям.
Широкие и светлые коридоры были увешаны красиво и современно оформленными стендами и выставками с множеством фотографий из повседневной жизни «Дома счастливого детства» (так назывался один из стендов). Особенно привлекали многочисленные Дипломы и Благодарственные письма, которыми награждались ученики, учителя, спортивные команды за победы в различных конкурсах и соревнованиях. А вот и завоеватели этих наград, гордость школы. Большинство из них славятся спортивными достижениями – простые детские лица, а сколько в них силы и гордости, счастья и непосредственной радости за победу!
А с чего большесейские спортсмены начинали? Да вот с обыкновенных уроков физкультуры, один из которых проходит сейчас в большом и светлом спортзале. Это вам не узенький и тёмный коридор в прежнем здании...
В другом помещении, оборудованном под мастерские, проходит урок первых навыков труда. Под руководством преподавателя Ивана Николаевича Сыргашева учащиеся средних классов учатся проделывать отверстия в дереве и металле. Да-да, это вам не дырку пальцем в бумажке проколупать, а сделать нужное по диаметру и глубине отверстие на сверлильном станке, внешне простом, но при работе требующем мастерства и навыков.
Библиотека – кладезь мудрости и знаний. И не только знаний программных, но и истории школы, села. Об этом мы уже рассказывали, но не лишним будет напомнить, что здесь чтут память земляков и героев как Великой Отечественной, так и «малых» войн, и тех, кто в мирное время прославил свою малую Родину в труде, спорте и искусстве.
А о том, как сельская школа живёт сегодня, рассказала её директор Р.И. Сыргашева. Прежде, чем предоставить ей слово, представим «капитана» этого лайнера знаний. Родом Римма Ивановна «из-за речки», с Верхних Сир. В 1987 году закончила геолого-химический факультет Абаканского пединститута и после года работы в Малоарбатской школе приехала учительствовать в Большую Сею. Руководит коллективом с 2009 года.
– Сразу отмечу, – начала рассказ директор, – что здесь очень профессиональный и приветливый коллектив. Уверена, что в этом большая заслуга прежнего руководителя, Галины Романовны Канзычаковой. Здесь и в селе её безмерно уважают. Она не ушла на заслуженный отдых до тех пор, пока не добилась и не осуществила свою мечту – построить для детишек новую школу. И вот она уже несколько лет звенит детскими голосами. Ребятня быстро к ней привыкла.
Работают здесь 24 педагога: один – с высшей, восемь – с 1-й категорией, остальные – полностью соответствуют занимаемому профилю. Один раз в 5 лет повышают квалификацию, на категории сдают по желанию. А так беспрерывно каждый из нас учится, так как педагогическая наука не стоит на месте в это стремительное время. Вот так мы учим, учимся и растём.
Проблемы, конечно, есть, но мы не «болеем» главной из них – текучкой кадров. Коллектив, несмотря на разницу в возрасте, стабилен. Со стажем до 3-х лет у нас трое. Остальные работают долго. К примеру, Валентина Антоновна Сиротинина, математик от Бога, в пенсионном возрасте, но продолжает работать по настоятельной просьбе коллектива. Она не только прекрасный и постоянно развивающийся педагог, но и очень богата житейской и нашей учительской мудростью, чем щедро и делится со всеми. Считаю, что такой человек должен быть в каждом трудовом коллективе.
Сегодня в школе 152 учащихся: большесейцев – 93, малосейцев – 35, вехнесейцев – 18, шепчульцев – шестеро. Свозим и развозим всех на новенькой «Газели». Сегодня у нас 16 первоклашек и 12 учатся в подготовительном. По сравнению с прошлыми годами уверенно растём – 133, 141, 142, 152 учащихся.
Наши выпускники идут в средние школы, ПУ-16, колледжи. Для этого мы постоянно проводим уроки профориентации, нередко с выездами в райцентр и Абазу (ПУ-18). Вот только тревожно многим выходить за пределы школы из-за безработицы, особенно в селе. Трудно сегодня найти себя в жизни.
Сегодня ученик пошёл совсем иного уровня. Они умело пользуются не только домашними (они, к сожалению, не у всех есть) и школьными компьютерами, но и отлично ориентируются в сети интернет. Нам остаётся только направлять их, а для этого и самим не отставать от времени.
Трудности? Без них нигде не обходится. Безработица на селе очень сказывается на детях. Собрать ребёнка в школу – проблема, организовать горячее питание для приезжающих из других деревень – не меньшая. Помогают и очень выручают огороды. Многие родители сдают нам овощи, мы обсчитываем и направляем на питание их детей. А с финансированием сложно. Подумайте, на одного ребёнка выделяют 5 рублей, а одна булочка стоит восемь... Но мы умудряемся и супами ребятишек потчевать. А как – этот секрет есть у каждого школьного руководителя.
Хотелось бы немного сказать о шуме про школы в электронных и печатных средствах массовой информации. Да, нам, как и всем бюджетникам, трудно. Вот только не надо на этом спекулировать, ведь мы работаем с нашим будущим – с детьми. Это надо понять и нашим коллегам, и властям, и журналистам. Большинство работников образования – женщины, сами матери. Мы знаем, что вырастить и воспитать детей – подвиг. И этот подвиг совершают ежедневно, ежечасно мои коллеги – Учителя. И за это я им безмерно благодарна.
Можно было ещё много говорить о делах и проблемах, но у Риммы Ивановны очередной урок. Осталось только попрощаться и пожелать успехов в работе.
...Выходя из школы, глянул на фронтон здания, где до этого сидела стайка голубей. Они уже улетели. Вот так, закончив учебу, вспорхнут и улетят во взрослую жизнь её ученики. Счастливого полёта!
Пётр Визул
Оставить сообщение: