Мы заслужили внимания или о сложностях музейного дела

11:31 21.04.2022
Мы заслужили внимания или о сложностях музейного дела

Вот уже более 10 лет Арбатский муниципальный музей под открытым небом принимает у себя гостей не только из Хакасии, но и со всей России и даже из-за границы. О сохранении культуры и традиций, о сложностях музейного дела рассказала директор комплекса Елена Евгеньевна Прибыткова.

Изначально я ехала в Арбаты с идеей рассказать о жизни только одного музея, но вышло так, что в одном материале переплелась судьба двух объектов – «Малоарбатской писаницы» и «Казачьей усадьбы». Первый является культурным наследием хакасского народа, второй – енисейского казачества.
Заходя в казачью избу, будто попадаешь в прошлый век, и о современности напоминает только рабочий уголок сотрудников с оргтехникой. Всё обставлено в стиле конца 19, начала 20 века. Невольно задаешься вопросом, откуда же столько экспонатов: мебель, инструменты, столовые приборы, прялка, патефон и даже сабля?

– Все экспонаты переданы в дар. Что-то идёт в интерактивный фонд – это то, чем мы можем пользоваться, например, чугунной вафельницей для печи. Что-то в основной – к тому нельзя даже прикасаться, оно на выставке, – поясняет Елена Евгеньевна. – Часто что-нибудь приносят местные жители. Уникальный случай – гости из Новокузнецка привезли нам свадебный родовой рушник, просто людям здесь понравилось и они захотели, чтобы вещь «жила» в Арбатах. Есть блюдо, с виду простое, но это донской фарфор 19 века. Сейчас занимаемся этикетажем, чтобы люди сами могли прочесть во время экскурсии о том или ином экспонате.

– Насколько знаю, помимо экскурсий вы ещё занимаетесь приготовлением традиционных блюд вместе с туристами, была ли эта идея с самого начала или она пришла к вам позже?

– Гастрономический туризм стал нашей основой ещё до его популярности, как способ сохранения культуры и привлечения туристов. Началось всё с писаницы, там мы готовили для гостей плов, хотя он является не совсем традиционным для хакасской кухни. Мы не отказались от национальной кухни совсем, просто нужно понимать её особенности. Во-первых, блюда бывают очень жирные, во-вторых, с кровью или приготовленные из потрохов животных. Не все туристы готовы это попробовать, так что ориентируемся на что-то среднее.

Идея изготовления выпечки в усадьбе пришла уже от посетителей. Когда они заходят в избу, то почти всегда говорят: «Здесь как у бабушки!». Мы взяли это за основу и стали предлагать «бабушкины» угощения.

Например, в 2019 году мы плотно сотрудничали с туроператором «Дискавери», они привозили нам группы туристов, мы проводили экскурсию и угощали их эксклюзивом – пирогом с капустой и рыбой. Мало кто решается совместить такие продукты, но так делали казаки и делаем сейчас мы.

Потом поняли, что люди хотят не только есть, но и горят желанием приготовить что-то своими руками. На сегодняшний день мы практикуем с гостями изготовление ватрушек и вафель в русской печи, которые они сами с удовольствием съедают.

Тепло, красиво, сытно и уютно – такими словами можно описать всё то, что создано руками работников Арбатского музея, но снова возникает вопрос, а насколько сложно содержать сразу два музейных комплекса? Как выяснилось – нелегко.

– Зданиям уже по 12-13 лет, планируете ли ремонт?

– На данном этапе писаница нуждается в нём меньше, в отличие от избы. В последней мы хотели сделать тёсовую крышу под старину, когда, что называется, смотришь из дома – небо видно, а дождь не попадает. Но той технологии сейчас никто не знает. В итоге сделали из еловой дранки, а это дерево реагирует на все изменения погоды, так что результаты плачевные – крыша подтекает, белим постоянно.

Очень сложно содержать всё это красиво и в том варианте, в каком оно было у наших предков. Например, на писанице у нас стояла войлочная юрта, пришлось войлок убрать, так как он постоянно промокает. Надо что-то придумывать, один из вариантов – найти современный материал, визуально похожий на старинное покрытие.

Также необходимо решать вопрос о создании постоянного фондохранилища. Мы храним экспонаты, по сути, в кладовке, а зимой у нас там дровяник, и с отопительным сезоном мы начинаем снова всё перемещать.

Конечно, везде необходимы финансовые вложения. Мы ведь в основном живём на внебюджетные средства. Всё что заработаем, уходит на ежедневное содержание музея.

К нам едет внешний турист, и постоянно приезжают группы со всех уголков страны. Нам нужно поддерживать свой статус. В каком еще уголке России вы увидите такой музей, который популяризирует два пласта культуры – окуневскую и енисейскую?! Поэтому, я считаю, мы заслуживаем внимания со стороны не только района, но и правительства Хакасии, России.

– А есть ли возможность получить дополнительное финансирование, участвуя в федеральных или региональных программах?

– Если говорить о федеральных программах именно в области культуры, то там пока не предусмотрена возможность ремонта музеев под открытым небом. В этом году была подана заявка о вхождении в программу «Комплексное развитие сельских территорий», но результатов мы пока не знаем, вошли или нет. Планируем ещё участвовать в дополнительных программах, таких как «Культурная среда», попробуем выиграть гранты.

– А есть ли у вас возможность войти в гранты некоммерческих организаций?

– Да, идёт разговор о том, чтобы создать казачью общину и зарегистрировать ее как юридическое лицо. У нас уже задумывался Арбатский центр казачьей культуры. Это было новое структурное подразделение и его нужно было внедрить. На базе музея тогда не вышло, мы сделали на базе культурно-досугового центра «Огонёк», но опять же – нет людей, которые бы этим занимались. Чтобы зарегистрировать центр как организацию, необходимо развить его полноценно, необходимо нанять людей по вокалу, хореографии и декоративно-прикладному искусству.

Если создавать общину, у нас попросту не хватает казаков-мужчин. Они были, но кто-то уехал, у кого-то просто нет времени. Потому что мужчина – это добытчик и ему нужно кормить семью, он может выделить несколько часов в год на наши мероприятия и не более. Вот такая дилемма.

– То есть существует проблема сохранения казачьей культуры, а в целом, как вы боретесь за сохранение традиций?

– Давайте сначала разберёмся – что такое традиция? Да, она существует, но мы не можем применить её в современном обществе в том виде, в котором она существует, она просто неактуальна. Необходима адаптация под новое общество.

На данный момент мы стараемся привить детям национальную самоидентификацию. У нас совместно со школой есть определенный план мероприятий и соглашений по сохранению хакасской и казачьей культуры. Но всё равно этого не хватает, необходимо, чтобы всё было более глубоко и системно, чтобы «родовое зерно» закладывалось в семьях.

Одно из нововведений в нашем музее – это проведение тематических мероприятий. Например, на День Победы я читаю лекции об истории енисейского и арбатского казачества в пределах республики. Также стараемся внести локальный, сельский, компонент, кому-то это понравится, кому-то нет, но это поможет расширить кругозор наших детей, поможет им узнать свои корни.

Вообще проблема локальной истории она была, есть и будет – ей уделяется мало внимания. Необходимо проводить на эту тему научные исследования, но мы опять же не имеем права, нам не хватает статуса. Несмотря на это мы сами ищем информацию, читаем, доносим до людей. Если не мы, то кто?

В завершении нашей встречи Елена Евгеньевна отмечает:

– В целом работаем неплохо, но хотелось бы лучше. Есть идеи, как все оформить, создать что-то новое, главный вопрос – это вопрос реализации. Будем думать, решать, воплощать.

Полина Мусихина

600272

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы