Сельская школа – это не только место, где можно получать образование, это центр культурной жизни на селе, место, где сохраняются и развиваются местные традиции и ценности. Сюда тянутся не только дети, но и молодёжь, сюда на сельские торжества приходят пожилые люди, здесь чтят и помнят ветеранов, оказывают им посильную помощь.
Рождение Нижнесирской школы
Всегда в истории России школы в сельской местности были на попечении помещиков, которые несли ответственность за жизнь своих крепостных. Некоторые просвещённые помещики или их жёны брали на себя хлопоты об открытии и содержании сельских школ, больниц, приютов для сирот. Делать это никто их не заставлял. Поэтому, конечно, далеко не всем крестьянам везло в этом отношении. Но количество таких сельских школ было столь незначительно, что население оставалось почти поголовно неграмотным.
Наиболее распространены были так называемые школы грамоты и церковноприходские школы, где срок обучения длился 1-2 года. Учительствовали в них священники, но чаще – дьячки местной церкви. Ни учебников, ни специальных помещений для занятий не было.
В то время в Таштыпском районе существовало десять учебных заведений. Наша Сирская школа была 2-классной школой.
По Сирскому сельскому совету неграмотных было 485 хакасов, 168 русских. В районе, как и во всей стране, остро стоял вопрос ликвидации неграмотности. В Таштыпском районе школы грамоты организовывались с трудом, т.к. не хватало учителей, помещений для школы, учебников и других школьных принадлежностей.
Нагрузка на учителя ложилась большая, чаше всего один учитель вел занятия одновременно в нескольких группах. Учителей привлекали также для работы в вечерних занятиях в школах грамоты. Они же занимались всеми хозяйственными вопросами в школе. Зарплата учителя составляла 20-30 рублей в месяц. Занятия в школах начинались в конце сентября, в октябре или даже в начале ноября.
Часто школы не работали из-за отсутствия топлива, отсутствия учителя или его болезни и т.п.
На 1926-1927 учебный год в Таштыпском районе существовало 14 школ. Среди них и наша школа. Она открылась в 1913 году и была школой 1-й ступени: 1 преподаватель, 1 сторож. Обучение велось на русском языке. Уроки физкультуры не проводились даже в начале З0-х годов.
Под школы занимали кулацкие дома, покупались частные дома у крестьян, частные квартиры, приспосабливали их под школу, были и специально отстроенные здания для школ, но мало.
В связи с острым финансовым кризисом, переживаемым республикой, все школы и детские дома были сняты с государственного снабжения и переведены на обеспечение местных бюджетов.
Из отчета сельского совета за октябрь 1924 года: занятия в Сирской школе начались с 15 октября, школа помещается в отремонтированном заново здании, пристроено крыльцо и сени. Снабдили пятью партами, учебными пособиями снабжена удовлетворительно.
В ноябре 1924 года на общем собрании граждан села Нижние Сиры рассматривался вопрос о передаче церкви для местной школы, так как там теснота, духота и грязь. Собрание постановило: церковь оставить церковью, а школу – школой. Если же школа кажется тесной, то навозить леса на новую. С 1932 года заведующей школой является Анна Ананьевна Крапивина. Обучались на хакасском и русском языках.
В годы советской модернизации и Великой Отечественной войны
Революционные вихри, пронесшиеся над Россией в 20 веке, смели всю старую отлаженную систему народного просвещения. В 1919 году В.И. Ленин подписал Декрет о ликвидации неграмотности.
Все ранее существовавшие типы учебных заведений заменила единая трудовая школа, состоявшая из двух ступеней. Образование стало бесплатным, мальчики и девочки учились вместе. В 1923 году было образовано общество «Долой неграмотность!», увеличена численность школ. В этом же году в сельских местностях были созданы школы крестьянской молодёжи, позже их стали называть школами колхозной молодежи ШКМ (срок обучения 3 года). С 1928 года открывались также вечерние ШКМ, а с 1930 года ШКМ с ускоренным сроком обучения.
Производственное обучение в школе было подчинено задачам социалистических преобразований в деревне, проводилось в учебных хозяйствах, совхозах, кооперативах, колхозах и МТС.
Школы молодежи содействовали созданию колхозного актива в деревне, поднятию культурного и агрономического уровня крестьянства, овладению в колхозах новой сельскохозяйственной техникой.
Также существовал ещё один тип сельской общеобразовательной школы, в которой было 5-7 классов.
В годы Великой Отечественной войны Сирская школа продолжала работать. Хотя учебников и тетрадей не было, ученики военных лет писали на страницах книг между строчками, сами заготавливали дрова для школьных печей, много и часто работали в колхозе. Мальчики с 12-летнего возраста были направлены председателем колхоза на работу и к учёбе многие из них уже не вернулись.
Из воспоминаний Анны Михайловны Кузиной: «Год 1937-й, я пошла в 1-й класс, учила нас Наталья Ивановна, фамилию уже не помню. Во время войны после школы ездили сразу по дрова, ночью пряли, молотили зерно до 12 часов, очень уставали.
Учителя были внимательными, доброжелательными. В 5-й класс нужно было ездить на Большую Сею, продолжить учебу ни я, ни одноклассники не смогли.
В 13 лет начала работать в колхозе, в бригаде, работала поваром, дояркой. Всю жизнь прожила в селе Нижние Сиры, вышла замуж, родила детей, они тоже закончили нашу школу».
Из воспоминаний Анны Александровны Петруновой: «В школу пошла в 1939 году, учила нас Панна Николаевна Верпетова. Детей в классе было много, парты стояли в три ряда. Жили трудно, голодно. Вспоминается такой случай: на уроке рисования рисовали вилок капусты, и у моего одноклассника от голода заболел живот, тогда учитель, у которого самого-то нет ничего, покормил его куском хлеба.
В то время серпами косили хлеб, копали картофель и морковь, дергали коноплю для веревок. Когда началась война, мужчин забирали с полей, даже не сообщив семье. Все продукты питания отправляли на фронт, а чтобы не голодать самим, ели колоски».
Школа во второй половине XX – начале XXI века
В 60-70-е годы 20 века в СССР продолжалась быстрая урбанизация. В города из сельской местности переехали 35 млн человек. В 1979 году в городах проживало уже 62% населения страны, 60% населения составляли рабочие. Доля крестьянства сократилась до 15%. Но школы на селе никто не закрывал.
В 1980-1990 годах Сирская школа являлась семилетней, в 2016 году – становится 9-летней.
2013 год стал знаменательным для нашей школы, потому как ей исполнилось 100 лет.
– 100-летний юбилей – это большая радость и в то же время немалая ответственность, – сказал вместе со всеми пришедшими в этот вечер глава Нижнесирского сельсовета Анатолий Алексеевич Петрунов, ведь он тоже здесь учился. – Я надеюсь, что пройдет время и будет построена новая школа, что уже в 2015-2016 году увидим, наконец, новое здание.
И ее действительно построили в 2017 году: новая школа, большие светлые классы, оснащенные оргтехникой (компьютеры, принтеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска), новой мебелью, широкие коридоры и яркий свет.
На сегодняшний день в школе трудится дружный коллектив из 12 педагогов, пять из которых с первой квалификационной категорией. Учителя вместе с детьми активно принимают участие во всех мероприятиях школы, района, республики. В школе обучается 60 детей.
Выпускники разных лет с теплотой вспоминают своих педагогов, которые оказали влияние на их жизнь. Много сил на развитие школы отдали Леонид Васильевич и Надежда Павловна Сущенко, они преподавали физику, историю, географию и химию. В сердцах своих учеников оставила самую добрую память Вера Николаевна Канзычакова, Вера Павловна Канзычакова, Порфирий Алексеевич Кузнецов, Михаил Федорович Селенин. К сожалению, рамки данного исследования не позволяют рассказать обо всех учителях школы, которые отдавали ей свои сердца и силы.
Большое внимание в нашей школе всегда уделялось спортивному развитию детей. В 20-30-е годы, когда спортивных залов ещё не было, физкультура проводилась под открытым небом. К спортивным играм привлекались не только ученики школы, но и сельская молодёжь. Сирская школа всегда славилась своими спортивными достижениями. Не забывали в школе и о подготовке будущих защитников Родины. Среди старшеклассников проходили учения по гражданской обороне, занятия по начальной военной подготовке.
Спортивные и туристические традиции передавались от одного поколения выпускников к другому. После каждого выпускного вечера выпускники вместе с классным руководителем отправлялись в туристический поход, иногда с ночёвками в палатках, с задушевными беседами у костра.
Сельская школа готовила будущих тружеников. Все ребята проходили производственную практику, овладевали элементарными трудовыми навыками. Все ученики школы работали на совхозных полях, помогали убирать урожай зерновых и овощей, которыми славился совхоз «Таштыпский». Мальчики учились обращаться с сельскохозяйственной техникой. У выпускников школы не было проблем с трудоустройством.
Школа всегда поддерживала тесную связь с ветеранами, старожилами села Нижние Сиры и других окрестных сёл. Пожилые люди – это частые гости на всех школьных праздниках.
Сегодня Нижнесирская школа остаётся культурным центром села. Единой жизнью живут сельский клуб и сельская библиотека. На базе Сирской школы уже много лет действует филиал Верхнесирской начальной школы. Поддерживается тесная связь и с другими образовательными учреждениями, Таштыпским ЦДТ.
Множество людей отдали школе свои силы и сердца. Огонёк их сердец продолжает гореть в наших односельчанах. Сегодня невозможно себе представить село Нижние Сиры без школы.
Сегодня наша маленькая школа остаётся родным домом для 60 учащихся. Большую часть дня они проводят здесь. Ни один ребёнок не остаётся вне поля зрения и заботы школьных учителей. Дружной семьёй мы отмечаем все праздники и радостные события, вместе переживаем неурядицы и беды. Школа – это наш второй дом.
Алина Бурнакова,
Нижнесирская школа, руководитель Т.П. Канзычакова
Оставить сообщение: