Моя маленькая родина Олен чазы (Традиции и обычаи в Олен чазы. Окончание)

11:50 12.08.2021
Моя маленькая родина Олен чазы (Традиции и обычаи в Олен чазы. Окончание)

Не только одной работой были обеспокоены коренные жители. Как и все россияне, отмечали основные христианские праздники и, конечно, отмечали свои религиозные, национальные праздники.

Весной или осенью, после завершения основных полеводческих работ устраивались любимые жителями Олен чазы конные скачки. Короткая дистанция начиналась у горы Апчагас, затем у горки Тунчух просёлочная дорога сворачивала правее. Далее дорога шла у подножия горы Юрдин (Уурдiм). Финишировали у улуса Сиры, местечко сегодня называется «подвал». Пожилые местные до сих пор её называют Инic, что значит «спуск». С этого места хорошо видны скачущие всадники на своих резвых конях. В памяти людей до сих пор сохранились имена тех, чья лошадь побеждала на скачках.

А вот длинная дистанция заканчивалась уже в Верхних Сирах. В конце деревни также дорога идёт в горку. Обычно там собирались шумные зрители. Заняв хорошее место на пригорке, они с нетерпением ждали скачущих всадников. Финишная черта (меет) находилась возле огорода Игоря Торокова, который живёт в доме своего деда Константина Торокова.

В этих скачках несколько лет подряд побеждал конь Озипа Карамашева, и слава о его быстроногом коне дошла до знаменитых базинских конокрадов. Сараат был высоким, поджарым и по темпераменту очень спокойным конём, ходил с вечно опущенной головой. Потому не каждый человек, даже хорошо разбирающийся в лошадях, с первого раза определил бы, что перед ним стоит именно тот самый конь, не знающий поражения. Так базинцы, явившись тёмной ночью, обошли все табуны и не найдя красиво сложенного скакуна, уехали ни с чем.

Весной, после окончания посевной жители Олен чазы, которые принадлежали к сеоку Хобый, отправлялись в Нижнюю Тёю Аскизского района на праздник. Брали с собой, как рассказывал мой отец Ананий Егорович Канзычаков, молодую овечку (толеге), айран и продукты. Скорее всего, этот праздник был посвящён окончанию полевых работ. Не только молодые, но и мужчины в возрасте мерялись силами в борьбе на кушаках. В стрельбе из лука не соревнуются, а вот в меткости из ружья желающих показать своё мастерство было много. К сожалению, отец помнил только хакасские имена наших сельчан, побеждавших в борьбе «курес», в стрельбе из ружья. Праздник проходил в 100-200 метрах ниже моста через речку Тёя, на поляне. По всей вероятности, таким образом жители Олен чазы и Нижней Тёи, относящиеся к сеоку Хобый, поддерживали связь между собой, помня о том, что они являются потомками одного общего предка.

Местные жители не были знакомы со спортом, но тем не менее в каждой деревне были камни (хапчан тас) весом 75-85 кг или бревно (хапчан тоне) из лиственницы. Камень должен быть слегка округлой формы. Подняв до груди, нужно было его перебросить через себя. Побеждал тот, кто бросал через себя наибольшее количество раз. Бревно же обхватывали двумя руками с одного конца, плотно прижав к груди и приподняв его во весь рост, бросали через себя. Победителем считался тот, кто перебрасывал большее количество раз. Понятно, прежде чем поднимать такие тяжести, необходимо хорошо размяться, но как правило никто этого не делал.

В завершении моей статьи о прошлом Олен чазы, о его жителях, которые несмотря на болезни, высокую детскую смертность, отсутствие медицины в улусах, бедность и нищету некоторых сельчан, которых судя по переписи 1913 года было немало, основная часть жителей работали, не покладая рук, стремились к лучшей жизни. Они заслуживают уважения и почитания хотя бы за то, что сумели выжить, как и многие коренные народы Сибири, испытавшие на себе гнёт царских чиновников и баев, нещадно эксплуатировавших своих соплеменников и загонявших их в кабалу.

Можно с большой уверенностью сказать, что жители Олен чазы в конце 19 века начали приспосабливаться к рыночным отношениям в условиях развивающегося бурными темпами российского капитализма. Переходят к оседлому образу жизни, сохранив некоторые традиции полукочевого образа жизни, всерьез занимаются земледелием. Разводят свиней, которых местные жители ранее не содержали в подворьях. Продолжают разводить овец, коров, особенно коней, так как были востребованы рослые, крупные лошади, способные выполнять любые тяжёлые работы в деревне. Не перестают заниматься сбором и заготовкой кореньев дикорастущих растений кандыка (пес) и сараны (саргай), дикого лука (чазы усхумы) и других даров природы, не раз выручавших местных жителей в голодные годы. Вместе с тем пугающе выглядит количество людей, не имеющих хозяйства и вынужденных работать по найму (чох-чоос – бедняк) – 115 человек и 22 человека посторонних.

С каждым годом медленно, но увеличивалось количество хозяйств, занимающихся огородничеством, появлялись семьи из коренного населения, которые приобщались к пчеловодству, перенимали опыт и знания у переселенцев. Учились строить дома по русскому типу. Конечно, и переселенцы учились у хакасов, перенимая их накопленный многовековой опыт ведения хозяйства, знания природных особенностей и т.д. Взаимный процесс обогащения опытом шел на пользу местному населению и переселенцам. Живя бок о бок с русскими, тесно с ними общаясь, местные жители начинают на бытовом уровне овладевать русским языком, а многие переселенцы научились свободно, без акцента говорить на сирском говоре хакасского языка.

Нельзя не упомянуть о том, что появление переселенцев в наших краях произвело на коренное население огромное впечатление, многие жители, особенно старшее поколение, были сильно обеспокоены этим явлением. Старики, выражая свою озабоченность ежегодным непрекращающимся наплывом переселенцев, говорили: «Берёзы становится больше, также и количество пришлых растёт. Лиственницы становится меньше и коренных жителей становится меньше».

Может быть жизненный несгибаемый дух предков, их трудолюбие и терпение, умение преодолевать трудности, вера в светлое будущее, которая помогла им пережить голод, холод, болезни, послужат добрым примером для нынешнего поколения жителей Олен чазы. Для улучшения финансового и семейного благополучия сегодня есть все предпосылки, которые нашим предкам и не снились.

Анатолий Канзычаков,
Верхние Сиры

72915

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы