У каждого человека есть маленькая родина, где он родился и вырос, провёл свои незабываемые детские годы. Для меня таким родным местом является Олен чазы.
Больших публикаций в СМИ о ней не было, и мне, хотя с некоторым опозданием, хотелось бы раскрыть спорное и загадочное значение слова «олен», которое не могут понятно и доходчиво объяснить и перевести на русский язык не только местные жители, но и люди, всерьёз занимающиеся наукой. Конечно, некоторым читателям может не понравиться, как мной раскрыто значение слова, но, как говорится, сколько людей, столько и мнений. А также хочу познакомить любознательных читателей с краткой историей Олен чазы – тем, что сумел найти в хакасской научной литературе.
В переводе на русский язык чазы означает «поле, степь, или луг», а вот слово олен труднопереводимое слово, смысл которого не могли объяснить даже старожилы деревни.
Если принять во внимание, что корень слова олен – это «ол», означающий «мокрый, влажный, сырой», то вероятно наши предки этим словом называли сырую, влажную, точнее заболоченную, болотистую местность. Чазы – «поле, степь», а в данном случае «ежегодно заливаемый весной, во время половодья, водами Таштыпа и речки Сиры луг». Дословный перевод будет «болотистый луг, болотистое поле», «заболоченный луг, заболоченное поле», «болотистая степь, заболоченная степь». Как видим, получается несколько вариантов, из которых мне кажется подходящим «болотистый луг» или «заболоченный луг».
Сас и олен – это слова-синонимы. Вероятно, между ними существовали какие-то тонкие различия, о которых нынешнее поколение не знает. Олен чазы вначале могло быть именем нарицательным, но из-за частого употребления и обозначения местности коренными жителями стало именем собственным, известным и узнаваемым в различных уголках нашей Хакасии. Первый населённый пункт, который возник на его территории, это улус Сиры (так называли в царское время, примерно до 1917 года). Просуществовал он почти до начала Великой Отечественной войны. Получается, Олен чазы – это улус Сиры, который позднее, уже в советское время переименовали в Средние Сиры.
А как переводится на русский язык олен от? В хакасских научных публикациях переводят как потничная или ковыльная трава. Такой перевод мне показался неточно обозначающим название растения, и пришлось искать научное ботаническое название травы, которую нашёл только после выхода Красной Книги Хакасии: «Ковылёчек мелкоцветковый – Ptilagrostis minutifira. Семейство Злаки (Мятликовые) Poaceae (Gpamineae). Многолетнее дерновинное растение высотой 40-60 см. Прикорневые листья многочисленные. Метёлки широкораскидистые, с 20-30 колосками, сероватые или с фиолетовым оттенком. Растёт на болотистых лугах, болотах в горностепном поясе. Эндемик Хакасии».
Получается, олен от – это ковылёчековая мелкоцветковая трава и тогда, если исходить от названия травы, а людей, придерживающихся такого мнения, немало, то олен чазы в переводе на русский язык будет обозначать «ковылёчековый луг». Но не думаю, что Олен чазы получило своё название от ботанического названия травы, как считают и некоторые наши учёные. Скорее всего, наши предки олен от назвали от слова олен, что значит «болотистый, заболоченный». Не было бы болотистого луга и не было бы олен от.
В старину трава олен от широко применялась в быту и в хозяйстве жителями Олен чазы. Высушенную траву возили в Таштып на продажу, обменивали на продукты, вещи или одежду. А также ею набивали матрасовки, утепляли обувь в холодное время года.
Бабушка по материнской линии, Анна Васильевна Кызылчакова, 1906 года рождения, в девичестве Канзычакова, жившая в Средних Сирах до создания колхозов, заготовленную олен от сушила в юрте, благо, в ту пору росла она в двух шагах от дома.
Наравне с олен от, а может даже больше, использовалась местными жителями другая трава озан от. Встретить её можно в лесу, в горах. Это вечнозелёная трава, не боится холодов, растёт густо пучками, подавляя другие растения своими густо разросшимися крепкими корнями, высота её не более 35-40 см. Стебель тонкий, очень крепкий. На первый взгляд эти растения чем-то похожи, но олен от осенью желтеет, а озан от остается зелёной. Косить литовкой её очень трудно. По словам моего отца Анания Егоровича Канзычакова, высушенный озан от был мягче, держал тепло лучше, чем олен от. Ею можно было утеплить дно обуви и намотать на ноги как портянку. В процессе носки озан от меньше сбивалась. В книге Л.П. Потапова «Происхождение и формирование хакасской народности» упоминается об одном из этих растений: «Обувь зимняя делалась из шкурок, снятых с ног лося или козули, которые носили с чулками из козьего меха. Летняя обувь (одук) шилась из кожи, а подошвы из камуса (с ног коровы или лошади) и носили её без чулок, но обёртывая ноги сушёной травой».
Сегодня олен от, некогда широко распространённая на территории Олен чазы, стала редким и исчезающим растением из-за хозяйственной деятельности человека. Распахивание полей и осушение заболоченной части местности в советское время прошлого столетия, пастьба скота на её территории привели к тому, что на сегодняшний день олен от практически исчезла. Николай Викторович Карамашев, старожил деревни Верхние Сиры, рассказал, что к нему приезжали журналисты из Абакана, которые хотели посмотреть, потрогать своими руками олен от. Николай Викторович повёл их в поле, находящееся южнее горы Юрдин. Это наиболее заболачиваемое место, где возможно, как он считал, должна была бы сохранится олен от, но, к великому сожалению гостей, обнаружить эту, можно сказать, таинственную траву ему не удалось.
Местность Олен чазы расположена примерно в 4 километрах выше райцентра, на левобережье реки Таштып. С востока на запад Олен чазы простирается километров на 6, с юга на север – километра на два. Восточной границей является гора Апчагас (Старичок), где жители Олен чазы, отправляясь на похороны, свадьбу, обязательно накормят духа горы и попросят здоровья и благополучия в пути. На западе граничит с речкой Сиры, которая с местечка Инiс (Спуск) сворачивает круто направо в юго-восточном направлении. Далее граница проходит по реке Таштып на юге, а на севере упирается на священную для каждого местного жителя гору Уурдiм (Юрдин).
На территории Олен чазы находится село Нижние Сиры – административный центр сельского совета, и находился населённый пункт Средние Сиры, в котором в царское время проживала большая часть населения. Улус Сирский или Сиры, так называется в старых документах, был наиболее заселен, по количеству хозяйств превосходил Верхние и Нижние Сиры вместе взятые. В связи с насильственной коллективизацией сельского хозяйства в 30-ые годы прошлого столетия основная часть жителей деревни переехали жить в Верхние Сиры, малая часть – в Нижние Сиры. Почему так произошло, старожилы села ответить не смогли. В этом улусе, кроме хакасов, проживало немало переселенцев из европейской части России: Мусихины, Кармолитовы, Беляевы, Копыловы, Матросовы, Курмачёвы и другие.
Первое упоминание о заселении Олен чазы человеком есть в книге «Таштыпский район. История и современность», вышедшая в 2008 году. На странице 177 написано:
«Могильник из 3 курганов на левом берегу реки Таштып, в 2 километрах от р. Курлугаш, с правой стороны дороги в с. Сиры (Тагарская культура 7-3 в.в. до н.э.)
Могильник из 21 кургана в 2,5 километрах от с. Курлугаш по левую сторону дороги в с. Сиры, на горе Айчахас (Тагарская культура 7-3 в.в. до н.э.)».
Горы с названием Айчахас в окрестностях Олен чазы не имеется. Вероятно, автором допущена ошибка в одной букве. Вместо буквы «й» нужно писать букву «п» и следует тогда читать Апчахас. При ускоренном темпе письма, которая была свойственна творчески работающим людям (журналистам, учителям и т.д.), букву «п» и «т» чаще писали как «и» и «ш», делая чёрточку над этими буквами.
Оба вышеупомянутых могильника находились на территории местности Олен чазы и до сегодняшнего дня они не сохранились. Когда и кем они были снесены или уничтожены, установить не удалось. По первой версии, могильники могли быть уничтожены до 1917 года или во времена НЭПа, это двадцатые годы прошлого столетия. Тогда, по словам отца, земли для занятий земледелием катастрофически стало не хватать. Многие были вынуждены расчищать и распахивать поляны (колей чирлерi) в лесу, в частности на горе Ыбыйта, Музiк хамах, Кургу. Но я больше склоняюсь к другой версии. В 1930-х и 1950-х годах во времена освоения целинных и залежных земель, в погоне за трудовыми подвигами, варварски уничтожались древние могильные курганы не только в Хакасии, но и в других соседних регионах. Об уничтоженных могильниках возле горы Апчагас люди пожилого возраста уже не помнят.
Тагарцы (так учёные назвали древних людей, курганы которых впервые раскопали на острове Тагарском в районе города Минусинска), жившие 2700-2400 лет тому назад, были умелыми земледельцами и скотоводами. Уже в то время они умели обрабатывать землю мотыгой, сделанную из палки с торчащим суком. Зерно мололи ручными мельницами. Разводили коров, лошадей, овец, оленей.
Анатолий Канзычаков,
Верхние Сиры
Продолжение следует…
Оставить сообщение: