– Марина Георгиевна, как учреждению работалось в первом полугодии? Я понимаю, что все аспекты его деятельности охватить в короткой беседе невозможно: целой газеты не хватит. Остановимся лишь на некоторых их них. Сколько всего человек, к примеру, обратилось в Управление за помощью?
– Более десяти тысяч обращений, если точнее, то 10132. Меры социальной поддержки получили 6315 человек.
– Цифры впечатляют, получается, что так или иначе, но практически треть населения Таштыпского района к Вам обращается. Как все успеваете?
– Сейчас огромную помощь оказывает многофункциональный центр. Он взял на себя 29 услуг. Они принимают документы, мы производим начисление и выплату.
А вообще, у нас в коллективе не принято работать спустя рукава. Мы редко о себе говорим, но по итогам 2014 года, наше Управление стало вторым среди аналогичных управлений Хакасии. Мы отстали от Шира на 0,01 балла, и обошли Абакан на 0,02 балла. Наш специалист Алла Васильевна Чебодаева стала лучшей по профессии. И в этом опять заслуга всего коллектива, готовиться к конкурсу помогали все.
А в целом, если проследить, из года в год растет количество услуг, оказываемых управлением, а кадровая численность остается прежней. Нагрузки большие. И выдерживают не все. Но в нашей работе есть особая социальная важность, ты все время ощущаешь себя нужным, необходимым людям, поэтому костяк коллектива неизменен.
Вот, скажем, в этом году прибавилось к нашим обязанностям социальное обслуживание неблагополучных семей. Если раньше для управления патронаж таких семей был добровольной нагрузкой, то теперь, в связи с изменением законодательства, обслуживание вменено нам в обязанности.
Но наша работа особая, по сути именно соцработник сопровождает человека на протяжении всей жизни – от рождения до смерти.
– Первое полугодие было отмечено массой событий, связанных с юбилеем Великой Победы, не могло это не сказаться и на Вашей работе?
– Конечно, не могло. Мы действительно первое полугодие провели под знаком Победы. Понимаете сами, что ветераны войны и приравненные к ним – это особая категория граждан.
Памятным будет период, когда нам доверили почетную миссию вручение юбилейных медалей. Сложность была в том, что далеко не все ветераны и труженики тыла живут в Таштыпском районе, конечно, можно было бы пригласить родственников, передать медали им. Но, знаете, хотелось устроить нашим дедушкам и бабушкам маленький праздник. Поэтому доехали до каждого, даже до живущих в Абакане, Саяногорске, Аскизе. Часто приходилось слышать мнение, что эти медали – железки. Нет! Их ждали и принимали с уважением, среди тех кому вручали ни разу не услышали, что мол эти ваши медальки. Потому что это не медальки, это признание заслуг, мужества, труда, героизма. Знак того, что родина помнит и чтит тех, кто принес ей победу. Встречали нас часто со слезами на глазах, сколько же было выслушано рассказов. В такие минуты невольно гордишься своей профессией, ведь миссия социального работника – это дарить тепло, заботу и внимание.
– А жильем у нас обеспечены все ветераны?
– Да, но нуждающиеся в ремонте жилья есть. В этом полугодии выделена субсидия на ремонт жилья 9 ветеранам и труженикам тыла. В общей сумме – 462 тысячи рублей по программе «Старшее поколение». По этой же программе выделены средства на замену приборов учета 3 человекам, заявок вообще-то было 5, но так как двое заменили счетчики самостоятельно, то получат субсидию трое.
На проведение ремонта крыш – в рамках реализации программы «Малое село» – подали заявки 10 человек. Суммы, полученные каждым, разнятся. Скажем так, до 70 тысяч рублей. Что характерно, участвуют в программе жители из отдаленных деревень: Верхний Курлугаш, Большие Арбаты, Харачул, Кирово, Карагай, Нижний Матур…
– Читателю наверняка небезынтересно, а как решается судьба заявок на участие в программе?
– В комиссию по рассмотрению заявок входят не только представители УСПН, но в обязательном порядке специалисты сельского совета, отдела архитектуры и строительства, председатель комиссии – первый заместитель главы Таштыпского района Е.А. Цыганкова. Если речь идет о ремонте – выезжаем и оцениваем необходимость работ. И во время таких оценок, сталкиваться приходилось с различными житейскими ситуациями. Хотелось бы обратиться к сыновьям и дочерям, долг перед родителями еще никто не отменял, они заботились о вас, теперь пришло время, когда и по закону, и по человеческим нормам вы должны помочь родителям. Больно видеть одиночество при живых детях.
Извините, отвлеклась. Вернемся к заявкам. Если речь идет о приборах учета – решение принимаем посоветовавшись со специалистами электросетей.
В любом случае, никогда судьбу заявки не решает один человек.
– Наверное, жесткий вопрос, но все же эта проблема актуальна, льготы, субсидии, материальная помощь, они безусловно нужны, но не порождаем ли таким образом мы социальное иждивенчество?
– Не стану скрывать, да есть и такие, что уже привыкли ждать помощи от государства, опустили руки и не желают предпринимать попыток выжить самостоятельно. К счастью их немного, гораздо больше тех, кто действительно нуждается.
На сегодняшний день меры социальной поддержки получают у нас 1401 ветерана труда, в общей сложности финансовый объем поддержки этой категории граждан составляет 5 миллионов 550 тысяч рублей.
– Марина Георгиевна, вряд ли мы в коротком интервью сможем осветить все льготные категории граждан. Но давайте расскажем об основных, к примеру, многодетные семьи. Надеюсь там никаких ужесточений?
– Наоборот, вот в этом году начали вручать сертификаты на республиканский материнский капитал мамочкам, родившим в 2012 году. Он составляет 100 тысяч рублей. Напомню, почему в 2012 году, потому что именно в этом году он был утвержден, как скажем так, прибавка к основному материнскому капиталу.
Многодетные семьи так же могут рассчитывать теперь на то, что пособие по уходу на третьего ребёнка и последующих детей будет выплачиваться матери от полутора до трех лет. Напомню, что так же многодетные семьи имеют право на 30% льготу по уплате за коммунальные услуги, единовременную выплату к школе. Семьи же, где воспитывается 7 и более детей могут рассчитывать и на получение автомобиля бесплатно. У нас обладателем новой машины стала семья Чертыгашевых из Печегола. Причем это далеко не полный список льгот, главное, что мамы, родив третьего малыша, сами не поленились обратиться своевременно к нам. По закону РХ у нас получают льготы 414 человек, в финансовом выражении объем оказанной поддержки составил 2 миллиона 401 тысячу рублей. Вообще, если говорить о поддержке семей с детьми, то только за второй квартал этого года к нам обратились 3721 человек, в прошлом году за этот же период 2671. Рост практически на 1000.
– Марина Георгиевна, а для Вас самой наиболее сложная категория это…
– Не то, чтобы сложная, но не простая, это лица, находящиеся под опекой и попечительством. Я говорю сейчас не о детях-сиротах, взятых в семью. А о совершеннолетних гражданах по той или иной причине утративших свою дееспособность.
– Душевнобольных?
– Можно сказать и так. Так вот их число постоянно растет, это не может не тревожить, если семь лет назад таких семей было 33, то сейчас уже 86. Рост более чем в два раза.
– Рост может говорить о каких-то злоупотреблениях опекунов?
– Нет, что вы! Учет и контроль за опекунами строгий, они регулярно отчитываются о том, куда потратили средства. Тревожит, скорее, понимание насколько же остро человеческая психика реагирует на сложные времена. А опекунам от души хочется пожелать терпения. С детьми непросто, а уж со взрослыми, больными людьми…
– Знаете, что помню, какие очереди стояли у вас в коридоре несколько лет назад за получением льгот на дрова. Эта льгота еще действует?
– Нет, но очереди удалось упорядочить, мы и сейчас выплачиваем льготы на дома с печным отоплением. А очереди, тут все просто, основная масса обращается в январе, если бы мы принимали заявления по лимиту, скажем, ежемесячно по 5 человек, работать было бы легче. Но это тот самый человеческий фактор, его не изменить. Причем, все знают, что положение сейчас в стране не самое простое, и никогда сразу не выплатят 100 заявителям одновременно, все равно получение выплат растянется, но идут именно в январе и именно массово. Но, понимаете, нам может не нравиться или нравиться, но это наши клиенты, и мы просто морального права не имеем оттолкнуть, отказать, быть грубыми…
– Но обратиться сейчас к не очень удобным, проблемным клиентам, Вы можете?
– Тогда бы я обратилась к тем, кто рассчитывает получить компенсацию на ремонт жилья, пострадавшего от стихии, ремонт крыши по программе. Хочу просто напомнить, что своевременно оформляйте документы на домовладение. Поймите, если право на жилье никак не подтверждено документально, то и рассчитывать на помощь вы не можете.
– Мне очень хочется под завязку разговора напомнить Вам события апреля – пожары в Хакасии. Скажите, вот эта дополнительная нагрузка в виде приема материальной помощи – это обязанность или добровольное желание?
– Это и обязанность, и желание, потому что нельзя стоять в стороне. В нашей работе равнодушие – это признак непрофессионализма.
Да, апрель был страшным, сколько горя обрушилось на Хакасию. И вот что удивляло, как же активно, разом откликнулся наш район. Вещи, продукты, предметы гигиены несли буквально круглосуточно. Мы регистрировали всех оказавших помощь, но очень часто от такой регистрации отказывались. То есть готовы помочь, но помочь так, чтобы никто и не знал их имен. В очередной раз убедилась в сплоченности нашего коллектива, никто не сказал, что тяжело, что устал, сортировали вещи, задерживались и после работы, и приходили раньше. И, конечно же, убедилась насколько у нас замечательный народ!
Записала Наталья Ковалева
Оставить сообщение: