Матур: продолжение следует...

10:41 02.02.2018
Матур: продолжение следует...

Первым делом – вертолеты

Правда, звучит как фраза из фантастического романа: глава села Матур ушел смотреть вертолетную площадку. Да нет, жизнь во всем своем многообразии. Теперь вертолетные площадки должны быть во всех селах, где предполагается появление вертолета санавиации. Ну и в Матуре, само собой. Мчимся туда, где вскоре будут вертолеты приземляться, в поисках главы села Валерия Михайловича Кызынгашева.

Главы нет, обогнали мы его где-то. А к площадке следует десант из четырех крепких мужчин с лопатами наперевес. Мужики по пути успевают объяснить:

– Трактор занят, мы сами расчистим и протопчем. Снега-то нынче мало. Что там не протоптать – двадцать на двадцать.

И прочистили, буквально минут за десять, только снег отлетал. Валерий Михайлович чуть-чуть опоздал:

– Хотел сказать, что трактор будет. Ну раз своими силами обошлись, теперь смысла нет. Дорогу-то к площадке расчистят.

Признак хорошего руководителя: приказ выполняется даже без сурового начальственного ока и невзирая на трудности.

Кстати, о трудностях

О трудностях начинаем разговор еще на «взлетном поле» и даже не с главой, а с руководителем коммунального хозяйства Матура Александром Викторовичем Отыргашевым, это он возглавлял дружную бригаду на расчистке площадки.

– Вертолетная-то площадка – ерунда. Вот где нас работа ждет, – кивает Александр Викторович на подступающую наледь. – Андрогольчик нынче дурит, весной нахлебаемся. Надо будет вот этот мостик убирать.

Александр Викторович топает ногой, и я замечаю, что и в самом деле стоим мы на небольшом мостике. Пытаюсь спросить, а на какие собственно средства. Но начальник коммунхоза уже сорвался с места и размашисто шагает к будущей площадке. И о средствах на ремонт моста поясняет уже глава села:

– Да своими силами, предприниматели помогут с лесом и техникой, а мы уже сделаем. Надо выше поднять мост, а то эти улицы, – жест в сторону ряда домов, – каждый год от наледи страдают. Ну что, в сельсовет едем?

– А работу проверить? – спрашиваю полушутя.

– Они молодцы! Их можно не проверять. На совесть работают.

И пока петляем по улицам села, глава успевает поделиться радостью:

– Иконостас сегодня утром в церковь привезли. Был с утра. Отец Роман приезжал. Разгрузили. Строится потихоньку.

На минуточку, в Матур мы приехали в 10.00. Значит с утра – это часиков в восемь.

– Вы, однако, не кабинетный глава, смеюсь я. Вас в сельсовете-то застать можно?

– Конечно, можно. С документами работаю, прием веду. Но все время в сельсовете сидеть? Может и надо, но я так не могу. И к людям надо зайти по обращениям, и вот, к примеру, морозы стояли, мы каждый день пожарные водоемы проверяли. Да мало ли дел?!

Полное ощущение, что жизнь в селе кипит. Пытаюсь понять, отчего вот этого ощущения жизни раньше не было? В Матур приезжал, как входил в воду деревенского пруда. Будто бы тревожил вечный покой обитателей. А теперь? Теперь жизнь кипит. И ты уже не тревожишь покой «пруда», ты, как в потоке. Зашел? Стой! Течение несется себе и несется. Ты ему не мешаешь. Вертолетная площадка, иконостас… Но ведь и раньше Матур не забывали, возводили школу, клуб – куда уж больше-то событий. А все равно ощущение ветра надежды, что ли. Сплюнуть надо трижды через левое плечо.

Плечом к плечу…

Как-то один из предшественников Валерия Михайловича сказал в нахлынувшей тоске и безнадеге:

– Пьют все. Никому ничего тут не надо, снести бы этот Матур и по новой отстроить.

Вот с этой фразы и начинаю разговор уже в сельсовете. Валерий Михайлович реагирует на неё невозмутимо:

– Может, он имел право так думать, но все снести и заново построить не получится. Надо с тем, что есть, жить.

– Мысли не мысли, – провоцирую я, – а контингент в Матуре тяжелый.

– Почему тяжелый? – в голосе главы сквозит обида. – Процентов двадцать, может, есть. Я их «пофигистами» называю.

Невольно улыбаюсь, нравится мне эта разительная перемена условий работы от «все пьют, никому ничего не надо» до «процентов двадцать». Уж не другой ли Матур достался Валерию Михайловичу в мае прошлого года?

А он продолжает заступаться за своих матурцев. И рассказывает, как выживает село сообща, плечом к плечу. И называет имена предпринимателей, что во всем готовы поддержать село и сельсовет.

– Ольга Валерьевна Илясова, Антон Павлович Федоскин и пиломатериалами всегда помогут, и техникой. Иной раз даже если и есть возможность оплатить, они отказываются. «Пусть это будет помощь селу», – говорят. Виктор Михайлович Кызынгашев школе помогает с организацией обедов для ребятишек – продукты, деньги. И эта поддержка очень весомая. Что скрывать, у нас ведь есть и такие семьи, где дети сами по себе растут. Так хоть в школе поедят. Людмила Алексеевна Мячина нынче костюмы Деда Мороза и Снегурочки купила для Нижнематурского клуба. Там совсем уж ветхие были. Сама съездила, нашла, привезла и вручила. Дмитрий Леонидович Яновцев углем помог, привез несколько тонн, мы его распределили на два объекта. А уголь для нас – тема больная. Мы нынче получили от района пять тонн и тянули, как могли, использовали вперемешку с «лапшой». Кстати, «лапша» – тоже помощь от Илясовых. Стоит только сказать, сразу привозят. Вот так мы и пережили эти морозы. Если бы не помощь сельчан, что бы сельсовет делал? Не знаю. Сейчас поодиночке не выжить.

Сейчас также уповают на помощь в реконструкции моста через Андрогольчик. И люди откликаются. Причем не только в ремонтах, в работе. Праздники проводят сообща, потому как «праздники все равно нужны, настроение людям поднять, надежду что ли дать». Сообща организовали субботники по благоустройству. Вместе итоги благоустроительной кампании подводили:

– Основным организатором у нас Лидия Григорьевна Дубровина выступила, председатель нашего совета ветеранов. Они эту работу еще в 2016 году начали, прошли все дома, переговорили с хозяевами, а осенью уже отметили хозяев лучших усадеб почетными грамотами и благодарственными письмами. А в 2017 году награжденных стало больше. Люди активно включились, предприниматели помогли с небольшими подарками. Поддержали тех, кто содержит свой дом и придомовую территорию в чистоте.

Не знаю, время ли повлияло или характер главы, но активность предпринимательского сообщества в Матуре вызывает уважение. Достаточно вспомнить, что ту же церковь возводят в основном на средства предпринимателей Федоскиных и Илясовых. И вот это уже то, что я называю «бизнес со знаком плюс». Когда от деятельности сильных, умных, деловых людей выигрывают не только их семьи, но и территория.

Не опустить рук

Уголь и в самом деле остается для главы на сегодня основной головной болью. Еще бы, учитывая нынешние-то морозы. И если раньше, пока жив был «Райтопсбыт» – была возможность и в долг уголек взять. Сейчас основной поставщик сменился, он требует предоплату – 70%. Это средства, и немалые, а главное живые деньги. А с доходами у сельсовета негусто. Основной источник – НДФЛ, да налог на имущество. Бюджет сельсовета по опредлению главы «опять с дефицитом, как и везде, но мы привыкли уже». Не знаю, как к этому привыкнуть… Но и в прошлом году бюджет Матурского сельсовета был рассчитан на 9 месяцев. Уже после корректировали и вносили поправки. Впору бы впасть отчаянье, но похоже Валерий Михайлович не из тех, кто легко опускает руки.

– Год мы нормально завершили, спокойно. Главное, что по зарплате с людьми рассчитались. Долгов по зарплате у нас нет.

– А на исполнение полномочий?

– Да, на исполнение полномочий недостаточно. Выкручиваемся.

Нынче улицы отсыпали своими силами. Просили людей помочь, особенно тех, кто располагал техникой – самосвалами и тракторами. Никто не отказал. Но это благо, что в дорожном фонде средства у нас были, и мы могли хоть как-то заплатить. Не хватает на ремонт жилья, что находится на балансе сельсовета. Заявления о выделении средств и пиломатериалов постоянно от жителей поступают. Но мы какой выход нашли – разобрали старую школу, какой могли материал взять – раздали людям на ремонт. В прошлом году переселили две семьи из аварийного жилья. Дом фактически уже разобрали, чтоб ребятишек не приманивал, а то мало ли что может случиться. Взять с дома практически нечего, но шифер, стекла, все годное опять пускаем в дело.

О планах на будущее

О них, об этих самых планах я крайне осторожно спросила. Как-то казалось, что Матуру сейчас не до планов. Но глава вдруг улыбнулся:

– Есть планы! Но не скажу, сглазить боюсь. Но когда сделаем – сообщу.

Заинтриговал, Валерий Михайлович! Однако в наличии планов ничуть не сомневаюсь. Так, одну заветную мечту я все же выдам. Очень хочет сельский глава, чтобы в деревне построили жилье для молодых специалистов. Точнее, матурцы готовы это жилье построить сами – предприниматели и технику найдут, и бригаду наймут, были бы средства. И разговор об этом у главы с предпринимателями уже состоялся. Ведь такое жилье и в самом деле необходимо. Сетовал Валерий Михайлович на то, что и в больнице, и в школе остро не хватает молодой энергии, сил, упорства, новизны – одним словом, не хватает молодых учителей и медработников. Уговаривают всеми правдами неправдами пока работать тех, кто уже на заслуженный отдых вышел.

Чтобы жизнь в селе продолжалась, очень нужно, чтобы молодежь предпочла городам заснеженный Матур. Пока остается уповать на то, что кто-то из нынешних выпускников все же вернется в село. Ведь почти в трехвековой истории Матура нельзя поставить точку. Нынешние мальчишки и девчонки и есть продолжение истории, продолжение села.

Наталья Ковалева

91834

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы