– Парикмахером, – ответила Людмила.
– Фу, брадобреем что ли? Будешь в грязных бородах копаться?
– Буду, если надо, – не испугалась девочка.
Людмила Мироновна из тех людей, которые умеют интересно рассказывать. С шутками, не отвлекаясь от работы, она ловко вытаскивает из закоулков памяти интересные факты своей биографии. С того памятного момента, когда в душе советской ученицы созрело твердое решение стать парикмахером прошло почти пятьдесят лет. Но своему призванию Людмила не изменила. Разве что по нужде приходилось подрабатывать санитаркой, уборщицей в трудные годы. Женщина этого не стесняется и говорит:
– Я не гнушаюсь любой работы. Главное, себя уважать и тогда люди будут относиться к тебе с уважением.
– Ой, забыла спросить, какая у вас фамилия? – спохватываюсь.
– Кириллова.
– А девичья фамилия у нее Токчинакова, – добавляет вошедшая в кабинет Анна Арсентьевна Топоева.
– Так это же хакасская фамилия, – удивляюсь я, – что-то не видно в вас восточных кровей. Глаза голубые, европейское лицо.
– Дед у меня Токчинаков. Звали его Максим Михайлович. А отец из Одессы.
Такое вот переплетение русско-хакасско-украинских корней. Для нашего района привычное явление.
1:0 в пользу тракториста
Родилась Люда в Таштыпе и практически всю жизнь провела здесь. Хорошо училась, за что даже награждалась поездкой в «Артек» – знаменитую детскую здравницу.
В девятнадцать лет стала учеником мастера-парикмахера, затем несколько лет училась в Красноярском техникуме. Требования для получения квалификации там были довольно жесткие. В 1985-м девушка, наконец, получила соответствующие корочки, подтверждающие, что теперь она мастер-универсал 1-го класса.
Успела поработать Людмила и с детьми. Десять лет она преподавала парикмахерское дело во второй таштыпской школе. Технолог учебного производства – так называлась ее должность учителя.
– Мальчики тоже ходили на занятия?
– Конечно, они в чем-то даже были старательнее девчонок. Помню Ванечку, очень способный был ученик. Однако родители подростка не дали развиться таланту, настояв на более прозаичной профессии тракториста и комбайнера.
– А что, в советское время во всех школах давали уроки парикмахерского искусства?
– Во многих, да. В первой школе, например, учила Екатерина Михайловна Токчинакова. Меня туда же долго звала Лидия Алексеевна Третьякова, директор школы. Она была моим клиентом.
– У Вас было такое, что клиент был недоволен стрижкой и открыто это высказывал?
– Да, было пару раз. Девять лет назад, когда я стригла в универмаге, одной девушке убрала сзади вихор волос, который был ей дорог. Она не предупредила, поэтому так получилось. Я сама сильно растерялась, ведь впервые за много лет совершила серьезный промах.
Еще был интересный случай. Приходит мужчина, рыжеволосый хакас (впервые видела таких светлых хакасов). Волос очень жесткий. Стригла и так, и сяк, чтобы лучше вышло. И тут, по окончании процедуры мужчина вдруг требует жалобную книгу. Все коллеги-парикмахеры в зале испуганно переглядываются и шепчутся: «Ну, все, осталась Люда без тринадцатой!»
– Что это за тринадцатая?
– Это годовая премия, равная в сумме месячной зарплате. Поэтому ее называли тринадцатая зарплата.
Так вот, слушай дальше, мужчина долго-долго пишет в тетрадке и затем молча уходит. У меня душа в пятки. Мы всей толпой кинулись читать, что же он там накалякал. Это было невероятно! Ровным красивым почерком клиент писал о том, что ранее его обслуживали во множестве парикмахерских, но впервые так аккуратно и красиво подстригли. А внизу подпись: кандидат таких-то наук, академик, фамилия, г. Новосибирск. Больше всего меня поразил его каллиграфически отточенный почерк, эти ровные строчки на тетрадном листе навсегда врезались в память.
Машина времени
Более подробно хотелось расспросить о советской сфере обслуживания. Многое изменилось с тех пор. Раньше в том здании, где находится районная прокуратура, располагался Дом быта. Затем он переместился в «Минал» (сейчас там автошкола Левина, магазин «Кедр» и др. отделы). Дом быта располагал двумя большими швейными цехами, часовой мастерской, сапожной, пунктом проката бытовой техники.
– Странная это система – технику в прокат брать, – удивляюсь.
– Почему? Очень даже удобная. Молодые семьи не могли себе позволить купить необходимую технику, поэтому брали. Через какое-то время выкупали полностью.
Дружный коллектив парикмахеров работал в две смены по четыре человека, плюс двое в общем зале. Нагрузка сильно возрастала, когда приводили стричь призывников (бывало, что по сто человек в день обслуживали). Однажды даже пришлось звать на помощь фотографа. Стрижка налысо стоила 10 копеек.
Восемь лет Людмила Мироновна подрабатывала выездным мастером в Имеке. Так что там ее тоже хорошо знают. Вообще, клиентура в районе за эти годы наработана приличная. Еще был период, когда по семейным обстоятельствам пришлось жить и работать в Абакане.
– Городские клиенты отличаются от сельских?
– Да, думаю, отличаются. Городские попроще что ли, нет у них предвзятости к мастеру. А с сельчанами сложнее, потому что они постоянно на бегу, им надо быстро-быстро все сделать. Некоторые прибегают и говорят: вот у меня есть час-полтора и надо за это время успеть сделать прическу. Качество работы от этого страдает.
Но каким бы ни получился результат работы, для парикмахера, я считаю, важно не показывать клиенту своей растерянности. Нужно убедить его, что прическа получилась идеальной, человек должен быть уверен, что его обслужили на высшем уровне. Однако лебезить перед клиентом не стоит, иначе он может воспринять вас просто как обслуживающий персонал. Это неправильно, у нас ведь творческая профессия, и мы тоже имеем право на ошибку.
Вот и пришли отсевки
– Насколько знаю, у вас есть дети. Как вы все успевали, когда они были маленькими?
– Сын родился в 1982 году, сидела с ним полтора года в декретном отпуске. Татьяна у меня с 1988-го, ее в садик отдала в два годика.
Огромной болью в душе до сих пор отдает гибель сына Олега во взрослом возрасте. Но он успел родить двоих детей. Теперь у Людмилы трое внуков, пятилетний Максим – сын Татьяны.
Кстати, дочь пошла по стопам мамы и теперь обе они работают в одном кабинете. Татьяна занимается еще маникюром и в этом деле достигла больших успехов. Буквально на днях окончила курсы повышения квалификации от косметической фирмы «Эстель» в Санкт-Петербург. Кто бы мог подумать, что профессия по специальности «Налоги и налогообложение», освоенная после учебы в школе, мало пригодится в жизни?
– Наверняка и Вы участвовали в разных конкурсах. Остались какие-то грамоты?
– Да как-то не особо. Это я потом уже глянула свою трудовую книжку, оказывается, столько записей о награждениях, поощрениях. Я про них и думать забыла.
– 13 сентября в календаре отмечен как День парикмахера. Вы его празднуете?
– Ой, знаешь, нет. Мы в марте отмечаем День работников бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства, с давних пор так повелось. Не было у нас отдельного дня, именно парикмахеров. Сейчас отсевки пойдут, тогда и посидим с девчонками.
– Не слышала такого слова. Что такое отсевки?
– Это конец осенних работ, – смеется Людмила, – когда сделаны заготовки, на полях убраны пшеница, рожь. Раньше так называлось межсезонье, когда можно немного передохнуть.
Пока мы беседовали, в кабинет с полупрозрачными стенками постоянно заглядывали женщины из других кабинетов. Как мотыльки слетались они на звонкий смех и душевный свет Людмилы, сидели и с улыбкой смотрели в такое знакомое и родное лицо.
– Всю жизнь хожу на работу с удовольствием, – признается женщина.
Оно и видно – в добрых глазах, в постоянно радостном настроении. Как завороженный ты садишься в кресло, доверчиво распускаешь надоевшие космы и просишь:
– Я тут с интернета фото распечатала. Сможете также подстричь?
Именно с такими словами я отдалась в руки мастера год назад. Стрижка получилась такой, как на фото у девушки. С тех пор вернулось утраченное доверие к «цирюльницам». Острых вам ножниц и побольше клиентов, Людмила Мироновна!
Тарина Бутонаева
Оставить сообщение: