Любить стихи – так просто и так сложно…

07:06 10.02.2017
Любить стихи – так просто и так сложно…

А между тем танцкласс, превращенный в поэтический ринг, был переполнен. Правда с той оговоркой, что заполнили зал все же больше конкурсанты и их руководители. Желающих просто послушать стихи и поддержать выступающих было немного. Может, именно поэтому организаторы и сменили место проведения со зрительного зала на танцкласс, придав мероприятию столь необходимую поэзии камерность.

Итоги подводили в трех возрастных категориях – от 7-12 лет, 12-18 лет, и от 18 и старше. Честно говоря, хотелось бы число номинаций расширить, потому как сравнивать возможности и умения 12-летнего ребенка и 16-летнего не приходится. Но тут видно свои критерии, продиктованные условиями республиканского конкурса. Ведь одна из задача районного этапа отобрать участников на конкурс республиканский.

И, да простят меня работники культуры и педагоги школ, пришла к выводу, что художественное слово пока у нас точно не самый популярный жанр искусства. И были среди участников те, что просто оттараторили свои строки, иногда даже не оттараторили, а произнесли с запинками, пытаясь вспомнить, что же там дальше. И не удивительно, ведь все начинается с выбора стихотворения. И вот тут срабатывает принцип «что учитель, мама, завклуб подсказали, то и читаем». А взрослый идет на поводу своего уже взрослого вкуса. И замечательное стихотворение, понятное с позиции взрослого, звучит в устах малыша нелепо. Пример – «Письмо к матери», боль мужчины, прожившего жизнь, просто стон есенинский о своей судьбе и судьбе своей матери, читал мальчонка лет 10-12. И звучала из уст малыша, что только вступает в жизнь, фраза: «И тебе в вечернем синем мраке часто видится одно и тож, будто кто-то мне в кабацкой драке саданул под сердце финский нож». Звучало без особых чувств и интонации. Возраст имеет значение.  Золотое правило: прежде всего стихотворение должно быть понятно и интересно самому чтецу. Не берите заведомо возрастные стихи, где главному герою лет сорок, не вешайте груз прожитых лет на хрупкие плечи мальчишек и девчонок.

Есть масса замечательных детских стихов, что наглядно и продемонстрировал квартет из Нижнего Имека – Алина Колосова, Вероника Чандорова, Регина Казакова, Кирилл Здвежков (см. снимок), выбрав в качестве конкурсного произведения «Грибники» Бориса Заходера. Задорное, легкое, шутливое и совершенно детское стихотворение, ребята и прочли ярко, выразительно и с артистизмом, присущем разве что детям. Не удивительно, что именно этот квартет стал одним из победителей среди малышей.

Еще один, точнее одна победительница – Айсили Боргоякова со стихотворением «Листок» Михаила Лермонтова. Что сказать – очень непростое стихотворение для ребенка. И от души желаю, чтобы на республиканском конкурсе Айсили прочла его еще лучше, чем в Таштыпе.

Еще один совет: не зазубривайте стихи сразу наизусть как зазубрится, так и произнесется – то есть без выражения. Начитывайте стихи сначала с листа, работая над дикцией, интонацией, и уже в ходе работы придет и запоминание. Выучить и рассказать – это для урока литературы. Или для крутых профи, кто уже владеет художественным словом, и с первого прочтения понимает, как читать. Сначала необходимо понять, разобрать по строчкам, объяснить все непонятное, пояснить суть, характер героя, потом начитать, а потом уже подучить.

Особенно коварна классика. Причина в том, что Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев жили, увы, не в 21 столетии, и простое зазубривание – убивает смысл. Ребенок часто не понимает, что читает. Не поленитесь объяснить каждое слово, если уж стихи изобилуют устаревшими словами и понятиями. Для примера строки из стихотворения «Пророк» А.С. Пушкина, также звучавшего на конкурсе:

«Перстами легкими, как сон,
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы».

Ребенок честно прочел текст, забыв об интонации, или не сумев интонационно выделить главное. Скорее всего непонятное ему самому. Чтобы «глаголом жечь сердца людей» надо понимать, о чем собственно речь идет. Нет-нет, не скажу, что надо отказаться от классики – ни в коем случае! Вот пример, Тамара Толкачова из Имека (на снимке), она читала Пушкина. Отрывок из романа «Евгений Онегин», помните: «Татьяна (русская душою, сама не зная почему) с ее холодною красою любила русскую зиму».

Тома не просто прочла стихи, она зрителей заставила окунуться в далекий век, ощутить прелесть зимы, таинственность гадания, соприкоснуться с гением великого поэта. Все работало на это: костюм, музыка и манера чтения – неторопливая, лирическая. Так и хотелось сказать: ну вот же она – пушкинская Татьяна. Стихотворение прочувствовано до последней строчки, донесено. И искренне жаль, что Тома не вошла в число победителей. Об этом же говорила и председатель жюри Н.В. Кокарева. Но увы мест в номинации 12-18 лет – по одному – первому – на прозу, стихи на русском и хакасском языках.

А претендентов хватало. Так просто очаровал Данил Радецкий из Арбатов (на снимке) со стихотворением Роберта Рождественского «В сорок четвертом». Как же искренне и по-мальчишечьи задиристо звучали строки:

«Мама моя, мамочка,
не гладь меня, не плачь!
На мне военная форма –
не гладь меня при других!
На мне военная форма,
на мне твои сапоги.
Не плачь!
Мне уже двенадцать,
я взрослый почти…»

Зритель слушал и видел сына полка 12 лет, упрямого, готового на подвиги и не понимающего, отчего же так плачут женщины над мальчишкой в военной форме. И вот тут совпало все: и понимание стихотворения, и возраст, и мальчишеское восприятие мира. Да, это был уже не Данил Радецкий – это был сын полка из далекого сорок четвертого. И очень хочется, чтобы в следующем году и Данил, и Тома были в числе победителей. И как тут не отдать должное руководителям И.В. Соловьевой и Т.Ю. Новиковой уже не в первый раз доказывающим, что стихи читают и любят, и читает, что важно – молодежь!

Победил же в средней возрастной группе, в номинации «Стихи на русском языке» – Алексей Ковалев, ученик 10 класса ТСШ №2. Для прочтения он выбрал стихи Евгения Евтушенко «Сказка о русской игрушке». Об этом конкурсанте мне говорить непросто уже в силу того, что это мой сын. Для матери ее ребенок всегда, как минимум, гениален. Потому и не стану, да простит меня сын.

Проза. Её читать куда сложнее, чем стихи. Пересказ близко к тексту не допустим, произведение чтец должен знать от и до. И читать его надо не менее выразительно, чем стихи. Просто полнейшее погружение в текст. И вот тут еще один совет мамам, учителям, не стоит давать девочкам мужские произведения. Они прочтут их… как девочки. А ведь мужская проза она иная – рубленая, жесткая, требующая мужского подхода.

Так, рассказ Виктора Розова «Дикая утка» был прочитан одной из участниц – отлично. Если учесть, что читала о мире мужском, военном – девочка. И весьма средне, если оценивать прочтение без скидки на пол. И заведомо жесткие фразы мужского диалога звучали мягко, по-девичьи. Неисполнимая задача – стать мужчиной на период прочтения текста – свое дело сделала. Но все же, все же ребенок на максимальных возможностях выполнил задание взрослого. Зрителя ни разу не тянуло улыбнуться, когда она произносила фразы: «Я служил, я сказал…». Удержала текст. Умничка! Но избегайте, товарищи взрослые, опасности вызвать ироничную улыбку, когда чтец на сцене берет на себя не свою роль. Эта улыбка может убить произведение.

Пальма первенства в номинации «проза» досталась Любе Иноземцевой (ТСШ №2), прочитавшей рассказ Анатолия Приставкина «Фотографии». И опять же мне немножко не хватило мужественности, которую сложно требовать от девочки. Но главное было – детская чистота, свет и большая трагедия большой войны…

Сложно писать о тех, кто читал стихи на хакасском языке, сложно потому, что, не зная язык, можно лишь опираться на интонацию. Диана Бозыкова (Валерий Майнашев «О родном языке») как-то сразу привлекла внимание. И не понимая, просто хотелось слушать её и… любоваться. И искренне порадовалась, когда Диана победила.

Самой малочисленной была категория от 19 и старше. И тут равных не было Елене Семеновне Митрофановой из Арбатов (она на снимке). Она читала свои стихи об отце. Стихи, написанные и исполненные столь профессионально, что невольно вызывали слезы.

Подводя итоги, грех не отметить то, что жанр «художественное слово» вновь обретает былую популярность. Ведь конкурс чтецов проходит в районе третий год и с каждым разом мастерство чтецов растет. Нынче конкурсанты были со всех уголков района: Таштып, Нижние Сиры, Нижний Курлугаш, Имек, Нижний Имек, Арбаты, Большие Арбаты, Бутрахты, Чиланы, Карагай, Верхняя Сея, Малая Сея, Верх-Таштып, Анчул – такова география конкурса. И по-прежнему всем движут любители и ценители звучащего слова. Так скажем, Таштыпская школа №2 представила сразу  12 номеров! И два победителя – как раз ученики этой школы. А готовила команду учитель русского языка и литературы Валентина Николаевна Зинович. И знаете, как это важно, что в наш железный век со сцены и в душах звучали стихи – ведь они лучшее, что может быть в литературе. Вот только любить их так непросто и ответственно, особенно если выходишь с ними на сцену. Как всякое мощное оружие воздействия, стихи требуют бережного обращения. И спасибо тем, кто не боится нести звучащее слово ближним. Ведь чем чаще звучат стихи, тем реже говорят в наших душах злоба, ненависть и зависть!

Наталья Ковалева

На верхнем снимке: Алексей Ковалев Люба Иноземцева

83901

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы