
Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 02.04 | 85.5 | 1.82 |
▼ | EUR | 02.04 | 92.43 | 2.77 |
Лебединая песня о верности
Бок о бок 52 года прожили Ольга Михайловна и Иван Васильевич Арефьевы. Ладно прожили, дружно. Но столько горя, боли осталось за плечами.
Родился Ванюша в с. Таштып. Рос, как все сельские дети. Когда парнишке исполнилось 17 лет, началась война. И как не просился он на фронт, ему отказывали. Лишь в июне 1942 года взяли его в 3-тью запасную стрелковую роту стрелком и сразу же отправили на фронт.
Первый Белорусский, 2-й и 3-й Украинский фронт – таков путь безусого солдата-мальчишки – с июня 1942 по апрель 1945 года. Переводили его и в 221-й стрелковый полк, и в 234-ую дивизию. Научился за это время Иван хорошо стрелять. За добросовестное отношение к службе был назначен командиром расчёта станкового пулемёта. Чуть-чуть не дошёл Арефьев до конца войны.
В одном из особенно жестоких боёв ранило командира в ноги, живот, контузило в голову. Долго пролежал в госпитале, с 17 апреля был уволен по состоянию здоровья.
Из госпиталя сопровождала его медсестра, которая всю дорогу до дома ухаживала за раненым. Работать, конечно, он не мог, хотя уже самостоятельно передвигался на ногах.
Однажды ехал он к матери. Его попутчицей в купе оказалась молодая симпатичная девушка. Незаметно разговорились. Иван рассказал о себе, о своих ранениях, а Ольга о себе. Так он узнал, что девушка работает в ОРСе Июсского леспромхоза и в Копьёво ездила с отцом.
То ли жалость к раненому солдату полоснула по сердцу девушки, то ли это была любовь с первого взгляда, но эта случайная встреча в пути соединила их судьбы более, чем на полвека.
Жили дружно. Вырастили дочь Тамару и двух сыновей – Анатолия и Александра. Довелось им пожить в Узбекистане, Украине, но милее и роднее оказалась всё же Абаза, в которой живут уже 30 лет.
Может многое бы рассказал о себе солдат-сержант, награждённый дважды орденами Красной Звезды, юбилейными медалями, но не хочет его память возвращаться к прошлому. Всё больше и больше забывает он о дорогах войны, где воевал, какими дорогами шёл, в каких боях и за какой город, село был ранен. Но трудно и горько вспоминать солдату свою жизнь, в которой он чувствовал себя лишним, ненужным из-за своей инвалидности. И только благодаря своей милой, полной доброты и терпения жене, живёт он. Ведь она была для него все 50 лет лучиком солнца, света, тепла и доброты, поддерживая в часы его депрессий добрым и приветливым словом, полным любви.
И дай им Бог и дальше в жизни полной чашей счастья, нежности любви.
Я с земли на коня заскакивала
Из воспоминаний труженицы тыла Т.Т. Еремеевой
Когда началась война, Татьяне было 15 лет. Наравне со взрослыми она работала в леспромхозе, не жалея сил. Впрочем, тогда никто не жалел сил. Татьяна за свой труд была награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ветеран труда», медалью в честь 50-летия Победы, имеет множество знаков отличия за доблестный труд, грамот, благодарностей.
Рассказывая о том, как жилось молодым девчатам в тяжёлую военную годину, Татьяна Тимофеевна уголком головного платка незаметно вытирает набегавшие в глазах слёзы.
– Работать начала в колхозе «Путь партизан» сразу же, как началась война. Мне уже было 15 лет. Летом работали в колхозе, а зимой после окончания ноябрьских праздников нас отправляли в леспромхоз. Работали практически одни женщины, ведь мужиков и парней забрали на войну. Колхоз у нас был таёжный. Тракторов и прочей техники у нас не было. Пахали на конях. Особенно тяжело было на лесозаготовках. Нас, молоденьких девчонок 15-18 лет, собрали в молодёжную бригаду. Работали от зари до зари, без выходных, что в колхозе, что в леспромхозе. Однако мы, голодные и холодные, не теряли силы духа. Когда работали, думали: «Скорее добраться до полатей и уснуть!». Ан нет, придёшь в барак, немного отдохнешь и начинаются песни, хороводы и пляски. Но не забывали о войне, переживали за родных и близких, воевавших с фашистской гидрой. Ведь почти у каждой из нас кто-то из родственников или женихов находился на фронте.
Сейчас вспоминаю себя ту, юную, и удивляюсь, неужели это я могла заскочить с земли на коня? Мне тогда казалось, что моё здоровье будет таким всегда. Я ведь обратилась в больницу за помощью в первый раз в 43 года, а сейчас мне на стул забраться проблема. Хочу сказать, что несмотря на полуголодное состояние, мы все были здоровы. Я просто сравниванию нас с нынешним поколением. Какие-то они сейчас все хилые, болезненные. Наверное, время было такое, что болеть было некогда, а ведь рацион наш состоял из 300 граммов хлеба и «болтушки» – это когда в воду, заправленную мукой, добавляют разную съедобную траву. В колхозе же нам выдавали по 200 грамм отходов от зерна, овса или крупы на 1 трудодень. Как выжили, одному Богу, известно. А работали зимой по пояс в снегу. Чтобы свалить дерево, нужно было обтоптать его вокруг, а потом уже спилить ручной пилой, обрубить сучья, бензопил или еще каких-то машин не было, всё делали вручную. И так 9 лет, ведь после войны нужно было восстанавливать разрушенное хозяйство. А кому? Почти половину война унесла, а сколько калек вернулось с фронта…
Так и работали до 50-х годов, мы, женщины, да старики, пока не подросла на смену нам молодежь.
После 1951 года трудилась на стройке в Абакане штукатуром, каменщиком. Очень много домов было возведено с помощью моих рук. Долго работала на почте. Оттуда и ушла на пенсию. Хочу сказать, что как бы ни было тяжело и трудно в годы войны и в первые послевоенные годы, вспоминается это время очень тепло, наверное, потому что мы были молоды и жизнерадостны от уверенности в нашей победе, и оттого, что у нас была впереди целая жизнь.
Родилась на Донбассе...
Она следит за военными действиями в Донецкой области и не пропускает ни одной передачи. Очень возмущена действиями бандеровцев и наёмников, издевающимися над беззащитными жителями.
Да и как быть ей равнодушной, если её родина там.
Родилась Роза Ивановна Куприч в г. Кировске Донецкой области в большой семье. Мать у девочки была по национальности русской, а отец – украинец. Но любовь не считается с этим. И у любящих родителей у Марии Ануфриевны Попыленовой и Ивана Даниловича Ткачук было шестеро детей. Семья была хотя и большая, но дружная, дети помогали по хозяйству, пока родители были на работе в колхозе.
Когда началась война, маленькой Розе было всего пять лет, но она до сих пор помнит всё, что было связано с военным временем. Все мужчины ушли на фронт. Не исключением был и отец. Мать с осталась одна с детьми. Это к ним в начале войны первыми пришли немцы. Помнится маленькой девчушке, как они отбирали всю еду, которую находили в хате, ну, а если кто не давал, тогда они хватали детей и в живот тыкали кинжалом. Конечно приходилось, спасая детей, отдавать всё, что было. Молодых же девчат пьяные немцы ловили и насиловали. Но эти ещё не так издевались, как другие, которые пришли вслед за ними. Они не только всё отбирали, насиловали, но и жестоко избивали и издевались над жителями, выгнав их из хат в курени.
Мать ходила на работу в колхоз (при немцах колхоз), чтобы там заработать кусочек хлеба и дать детям.
Отца сильно ранило, его в медчасти подлечили, но на фронт по состоянию здоровья не отправили. И он ушёл в партизанский отряд, где пробыл два года. Тогда были и в деревне предатели, которые как только немцы приходили в их деревню, выдавали им партизанские семьи, которые немцы беспощадно уничтожали, а хаты сжигали. И мать боялась за детей, боялась, что кто-то из них донесёт немцам о муже, который к тому же был и коммунистом и, поэтому ей приходилось прятаться. Жить было невозможно и страшно... Трижды приходилось семье менять место жительства.
В первый раз ей удалось бежать в Житомирскую область к родственникам, пока немцы были у них в деревне. Вернулись назад домой, когда их уже не было. Но одни немцы уходили, а приходили другие, которые были более жестокими. В другой раз она бежала в Дымер Киевской области. Там они поселились в двухквартирном доме. Но и там жили недолго. Немцы пришли и туда, выгнав их и соседей из дома. И две семьи ютились во времянке.
В третий раз бежали в Донбасс, который был сильно разрушен и люди жили в подвалах.
Но вот закончилась война. Вернулся и отец. Мать работала в колхозе, отец – механиком. Рассчитывался за работу тогда колхоз зерном.
В 1952 году была сильная засуха. Голод длился целых 3 года. В воронках от снарядов и бомб куры носили яички и Роза вместе с другими детьми лазили там в их поисках. Ну, и рвали всякую съедобную траву. Так и выживали.
Отца назначают директором МТС и семья переезжает в Ровенскую область…
Вот такая детская память, в которой сохранился кошмар тех лет, когда семья была в оккупации под немцами. И как не волноваться ей за жизнь земляков, с которыми так жестоко, как когда-то фашисты, обращаются те, кто ненавидит русских.
Н. Конюк,
внешт. корр. «Под Знаменем Ленина»
Оставить сообщение: