Расцвет
Знаменитый земляк таштыпцев Алексей Николаевич (Саграсович) Карамашев – уроженец Печени. Человек-легенда, спортсмен, общественный деятель. О нем можно говорить вечно, до того необъятная личность. Но так как нас интересует больше история деревни, то и рассказать корреспондент просил о ней:
– Наш колхоз имени В.И. Ленина был знаменит на весь Союз, ведь был он колхозом-миллионером. Благодатная земля каждый год приносила богатый урожай пшеницы, гречихи, овса… Особенно удавалась рожь. Кроме выращивания культур, люди занимались скотоводством, овощеводством, даже пушнину выращивали (енотов, например). До сих пор перед глазами эти металлические сетки и боксы, где содержалось зверье. Еще помню, что имелось очень крупное овощехранилище, в нем отлично сохранялись и капуста, и картошка, и морковь. Мало кто в регионе мог таким хранилищем похвастаться.
Была своя кузница, станция по ремонту колхозной техники. Но все стало разваливаться в 1950-е годы, когда Хрущев перестал возглавлять страну.
Хочу назвать роды, представители которых проживали в Печени в те годы (перечисляет по памяти): Сагалаковы, Барашковы, Тербижековы, Карамашевы, Токояковы, Сагатаевы, Гусевы, Боргояковы, Топоевы. Были люди с фамилиями Кокояков, Чебодаев, Карпов. Знаменитым представителем рода Карамашевых был депутат сельсовета Семен Амостович. Ему присвоили звание Героя Социалистического Труда.
15 лет стукнуло – иди пахать землю
Николай Филиппович Сагалаков родился в 1938 году, поэтому успел застать те далекие времена, когда в Печени жизнь бурлила и работа кипела. Большую часть жизни мужчина проработал трактористом, механиком, получил звание «Ветеран труда», но помнит, как его, девятилетнего пацана, прямо с огорода, повела на учебу Матрена Ивановна Чебодаева, деревенская учительница. Мальчик считал учебу ненужной, поэтому не стремился сесть за парту. Но раз гора пришла к Магомету…
Работать пошел Николай после восьмого класса шестнадцатилетним пареньком. Первое время трудился на сплаве леса, затем отучился на четырехмесячных курсах трактористов и пошел работать в открывшийся в 1959 году совхоз «Ис». В том же году Печень перестала принадлежать Таштыпскому району и стала относиться к Есинскому сельсовету.
В 1969 году Николая Филипповича направили в Красноярск на курсы механиков. Работе на родной ферме талантливый тракорист-механик отдал 42 года, когда уходил на пенсию даже «Беларус» решили оставить хозяину, до того большое уважение заработал за годы труда.
Естественно, что на праздники в д. Печень оргкомитет приглашает его в числе первых, как одного из старейших и уважаемых потомков рода Сагалаковых. Между прочим, Сагалаковы считаются основателями деревни. Историю свою род ведет аж с 1630-х годов, когда многих хакасов вражеские племена угнали в Джунгарию. Из рода Саглах такой участи подверглись сыновья Кикас, Килтек, Палтак, Миндюк, Масло и Печин. Вот Печину-то как раз и удалось вернуться в родные края, этот человек считается основателем аала Сарыглар (второе название Печени). И название деревни Печень, таким образом, идет от имени первооснователя – Печина. А не от внутреннего органа печенки, как может показаться на первый взгляд.
Удивительно, конечно, что сохранились уникальные данные, имена предков, родословная Сагалаковых. Мало кто может похвастаться такой конкретикой. Эмма Николаевна, дочь Н.Ф. Сагалакова, бережно хранит все документы, вырезки из газет про своего отца, родственников. Как реликвия важна для нее каждая строчка, ведь так легко потерять бумажку и так трудно восстановить родовую память.
– В мою бытность, – вспоминает Николай Филиппович, – в аале Сарыглар больше всего жило семейств Барашковых, Колчинаевых, Токояковых, Сагалаковых. А вообще насчитывалось более 60-ти семей. Функционировали начальная школа, клуб, библиотека, контора. Потом клуб сгорел, и приходилось нам ходить на танцы в соседний Печегол или Карагай.
Страсти по «ящику»
Одна из печенских жительниц – Мария Семеновна Пидюрова-Карамашева (трудилась бухгалтером сельского хозяйства), теперь уже ветеран труда, тоже помнит, как развлечения искали в соседних деревнях:
– Первый телевизор купил Алеша Кольчинаев из Печегола. Дети и взрослые битком набивались ему в дом, чтобы поглазеть на чудо техники. Многие располагались прямо на полу, монетке некуда было упасть. Соорудили очень высокую антенну, чтобы ловила сигнал.
Ходили также на киносеансы в печегольский клуб, туда временами наезжали киномеханики и крутили индийское кино (а оно особенно ценилось у сельчан).
Чтобы по-быстрому сгонять на танцы брали тайком пасущихся лошадей. Однажды в сумерках зимой запрягли коня в сани и поехали в Печегол. Мои друзья хихикают да хихикают, понять не могу, чего они веселятся. Оказывается, они нашего коня запрягли, а я в темноте даже не заметила, что едем на папином коне.
Одна из забав в теплое время года называлась «чаҷырах» (в переводе на русский – прятки). Ребятня делилась на две группы и проигравшая сторона должна была искать в заранее оговоренных местах другую команду. Иногда я приходила домой в пять утра. Родители не ругались.
Учебу в средних классах продолжали в Усть-Есинском интернате. Каждые выходные преодолевали с печинскими ребятами десять километров до дома и десять километров обратно в любую погоду. Преодолевая гору Умаллыг Пиль, мы в определенном месте кидали веточки-палочки, чтобы почтить таким образом духов. Бытовала легенда, якобы в данном месте захоронены два алыпа-богатыря.
Еще один занятный эпизод тех времен – сплав леса из верховьев реки Таштып. На время сплава на бревнах строились даже жилища, магазины. Бывало, что возле Печени образовывался затор из этих бревен и тогда в деревне бросали клич: «Прячьте гусей! Сплав пришел!». Это означало, что сплавщики моли (вид сплава, при котором бревна плывут россыпью) на какое-то время станут постоянными гостями села и будут искать провиант, ведь затор мог так стоять не одну неделю. В таких условиях даже жениться успевали на местных девушках.
И да, изобилие гусей с индюками являлось визитной карточкой Печени. Ни в одной деревне не было столько домашней птицы, как здесь. В каждом дворе держали.
Хочу также пару слов рассказать о своем отце, участнике ВОВ. Печенский житель Семен Амостович Карамашев ушел на войну в 1941 году, был стрелком-пулеметчиком. Окончание войны застал в Германии. Считался земляками очень трудолюбивым человеком. Ему посчастливилось попасть в Москву на ВДНХ.
Темная сторонка
У Елены Романовны Карамашевой, медсестры хирургического отделения Таштыпской районной больницы, тоже сохранилось много интересных воспоминаний о своем детстве и отрочестве, проведенных тут:
– Дом строить односельчанину собиралась вся деревня. Есть даже старое черно-белое фото, где на фоне свежего сруба стоят мужики со строительными инструментами. А если кто-то колол скотину, то хозяева приглашали всех жителей на угощение. На повседневном столе у многих домохозяек можно было найти потхы, талган, угре. Варили хакасский самогон – араку. И у каждой хозяйки он получался с изюминкой. «Спецы» знали уже по вкусу, что этот самогон варила Таня, а вот этот, скажем, Рита.
А электричество в Печень довольно поздно провели. Ночью выйдешь во двор – сплошная темь. Детям жгли керосиновые лампы – уроки делать. Поэтому, когда приезжала автолавка раз в неделю, все в срочном порядке запасались керосином, не считая приобретение других необходимых продуктов и вещей. Зато в каждом доме были радиоприемники, в шесть утра начинали слушать первые передачи.
Проблему с электричеством случайным образом решила поездка моего свекра Гавриила Константиновича Токоякова на курорт. Там он подружился с товарищем по гостиничному номеру. Это был какой-то чиновник, да еще и депутат из Москвы. Рассказывая о своей родной деревне, мой свекор поведал другу, что дети в Печени до сих делают уроки при керосиновой лампе. Депутат был ошеломлен и не мог поверить в это, все-таки на дворе уже 80-е годы. После отдыха он позвонил в Хакасию местным властям и спросил:
– А правда, что у вас в Аскизском районе есть деревня, в которой много лет люди живут без света?
Так, «наверху» наконец-то заметили насущную проблему печенцев и в 1983 году в населенный пункт наконец-то провели электричество.
Еще была примечательна дорога Чимейнің чолы или Хайаллығ чол. По легенде ее проложил среди скал Чимей (Лаврентий) Челтыгмашев мотыгой.
На страже тропы
Любовь Степановна Карамчакова (девичья фамилия Згурская) попала в деревню уже в 1980 году, когда ее, как молодого агронома, отправили в Аскизский район. Ее муж Михаил Михайлович Карамчаков тоже агрономом был по специальности. Теперь она проживает в Есино:
– На тот момент в Печени оставалось восемь семей. Сложность в общении возникла из-за того, что жители плохо знали русский язык. Пришлось мне учить хакасский, чтобы наладить контакт. Приняли с самого начала, как родную, я не чувствовала себя чужой. Терпеливо приучали меня к местным обычаям. Например, не разрешалось ходить с непокрытой головой (до сих пор на людях ношу платок). Не одобряли женщин в брюках и шортах, ругали за это.
А однажды я встретила «таежных людей» – тайга ээзi. Отправившись за скотиной, увидела у перелеска несколько человек в черном одеянии – женщин, мужчин и подростков. Я решила поближе посмотреть, что за люди и пыталась на лошади доехать до них. Но они все отдалялись и отдалялись вглубь леса, хотя по законам физики я должна была догнать их. И тогда я поняла, что имею дело с непростыми жителями, а с горными духами. Перепугалась, не стала искать в тот день своих овечек и мужу дома сказала, что больше не буду ходить за скотиной. Жители деревни потом перешептывались, что духи были потревожены из-за того, что на их тропе возвели человеческое жилище.
Тяжелые или веселые? Юные годы печинцев
Еще одна из знаменитых представительниц своего края – Лаврида Михайловна Султрекова из рода Карамчаковых. Почетный работник общего образования Российской Федерации, она почти полвека отдала педагогическому труду. И как истинный патриот своей земли, она долго может рассказывать о родной стороне:
– Детство наше было незабываемым. Запомнилось очень многое. Дети нашего поколения были трудолюбивые, веселые, отзывчивые. Рано начинали помогать совхозу. Наш аал относился к Есинскому совхозу. Как сегодня помню сенокосную пору, я тогда закончила 6-й класс. Из печинских детей организовали сенокосную бригаду, косьба заняла почти месяц. Вечерами играли в волейбол, футбол, ходили на танцы. Конечно, уставали, но никто не жаловался, не ныл, было весело, интересно, потому что работали коллективно. И так проходило каждое лето.
У моей матери было большое хозяйство: кони, коровы, овцы, гуси, индюки, куры. Когда началась перестройка, личное подворье помогло нам выжить без голода непростые времена. Я очень горжусь своей матерью и тем, что росла в такой дружной деревне.
Детям аала Печин было трудно с учебой, не было средней школы, больницы, сгорел клуб. В основном учебу продолжали в Усть-Есинской или Аскизской школах. В то время никакой транспорт не ходил в деревню, а это значит, что и взрослым, и детям постоянно приходилось ходить до нужного села 10-15 км. Но тяга к знаниям была непреодолимой, теперь можно оценить, как много уроженцев аала получили в дальнейшем среднее и высшее образование. А сколько животноводов, сельскохозяйственных работников – ударников труда! Немало проживало тут воинов-ветеранов, тружеников тыла. Про них и их жизненный путь можно написать целую книгу.
Нынешнее время
Десять лет назад для организации юбилеев деревни Печень и встреч земляков был создан оргкомитет. Туда входят 4 человека: Лаврида Михайловна Султрекова, Елена Романовна Карамашева, Любовь Степановна Карамчакова, мастер спорта Олег Ананьевич Сагатаев. На пожертвования неравнодушных жителей села при содействии администрации Есинского сельсовета в 2017 году в Печени был установлен обелиск с фамилиями павших солдат Великой Отечественной войны. Совместными силами также огородили кладбище.
Теперь для полного удовлетворения осталось лишь добиться строительства дамбы по берегу реки Таштып, чтобы деревню не трогал весенний паводок (а такое случается практически каждый год).
Радует тот факт, что с некоторых пор над малым селом взяло шефство Министерство по делам юстиции и региональной безопасности Хакасии, куратор – заместитель министра Василий Васильевич Будылин. На прошедший летом 2018 года праздник села министерство пригласило салютную группу военнослужащих абаканской воинской части. Собравшиеся почтили минутой молчания память павших в борьбе против фашизма. В конце официальной части был произведен оружейный салют.
Также в планах оргкомитета – строительство на средства гранта или иного финансирования социо-культурного центра.
Широкие поля
Из таштыпских предпринимателей нынче там обосновались супруги Амзараковы. Они держат большое стадо овец и другую скотину. Дома остальных фермеров живописно раскинулись вдали друг от друга. Что-то вроде хутора получается. При въезде в Печень ранним утром нас встретило выгнанное на выпаса стадо крупно-рогатого скота. На зеленой равнине масса здоровых жующих животных смотрелась довольно живописно. Чувствовалась в этой сельской картине крепкая хозяйская рука.
Тарина Бутонаева
В публикации использованы фотографии А.И. Чепрасова (85 лет д. Печень) и автора
Оставить сообщение: