Национальные разносолы
Перед конкурсантами стояло три задачи. Начнем по порядку. Задача первая – мастер-класс по изготовлению национального блюда, объекта декоративно-прикладного искусства, одним словом продемонстрировать умение не только понимать культуру народа, но и непосредственно создавать её.
Фойе Дома культуры на время этого конкурса превратилось в шикарную выставку кулинарного и прикладного творчества нардов, населяющих Таштыпский район. Арбатцы накрыли литовский стол, сирцы – чувашский, имекцы – узбекский, бутрахтинцы и коллектив «Солнышко» – представляли хакасов и подготовили мастер-класс по изготовлению юрты. Нет, не большой, а маленькой, кукольной. Эта идея порадовала. В самом деле, играют же миллионы девочек в дом Барби. А разве менее интересно создать юрту для Алтын-арыг? Таштыпский сельсовет совместили и русский стол, и русское мастерство в изготовлении куклы оберега.
Очаровали жюри имекцы. Ну, согласитесь, где Имек, а где Узбекистан? Но имекцы сумели прочувствовать чужую культуру. Плов, традиционные лепешки, восточные сладости… И плюс мастерски поданное, наглядное приготовленное блюдо из гороха. Его название я, боюсь, даже не вышепчу, но приготовить его очень просто. Отваривается горох (по-узбекски – нут), доводится блендером до состояния пюре, выдавливается чеснок, украшается все это паприкой, зеленью и все… Очень похоже на нашу русскую гороховую кашу. Правда, без чеснока и перца.
Сложнее задача была у «украинцев», вы попробуйте налепить украинских вареников с вишней в походных условиях. Вышло несколько скомканно, но жюри старание оценило – третье место в конкурсе. И невольно подумала, глядя на родные хакасские лица в украинских венках: «А вот не была и не станет для нас Украина врагом, что бы там не мудрили политики!».
Второе место заслуженно досталось бутрахтинцам, крайне интересно было наблюдать, как шьется знаменитое пого. Все же это очень непросто, но повторить не рискну.
Очень полезно было узнать у таштыпцев рецепт настоящего русского сбитня и увидеть как шьется кукла-оберег для ребенка. И очень-очень понравилось, что таштыпцы подняли пласт, даже не русской, а славянской культуры. Кто и когда в последний раз пил напиток богатырей – сбитень? А у меня теперь есть рецепт! Жаль тех, кто войти в «Хоровод дружбы» поленился, предпочтя телевизор и домашние дела.
Душа народа в песнях и танцах
Второй конкурс – представить народ на сцене. Ведь общеизвестно, что народная душа отражена в песнях, танцах, сказаниях. С заданием справились практически все, но с разной степенью успешности. «Золото» досталось таштыпцам. Ах, какой хоровод представили они!
Второе место досталось семейному дуэту из Бутрахтов. Песню о любви на хакасском языке они исполнили настолько лирично и с таким блестящим артистизмом, что не понимая языка, было ясно: поют о любви, любви теплой, нежной, очень светлой…
Анчулцы, представляющие на фестивале малый народ – шорцев, получили второе место опять же за песню, но уже на шорском языке.
А меня волновала мысль: как там имекцы? Им-то достался Узбекистан. Попробуй найди и исполни песню на узбекском. Но имекцы всегда отличались тем, что не боятся сложных задач и умеют находить к ним простые и оригинальные решения.
Имекцы показали всю роскошь и гостеприимство Востока через известную песню «Чайхана», помните? «На востоке, на Востоке, что за небо без луны, на Востоке, на Востоке, что за жизнь без чайханы». И ощущение погружения в культуру было полным!
Порадовали и сирцы с песней на чувашском языке. Согласитесь – это сложно: выучить и исполнить песню на чужом языке. И будь у жюри возможность присуждать дипломы за волю к победе, пожалуй, сирцы бы его взяли заслуженно.
Мы такие разные – мы так похожи
Очень ждала дефиле в национальных костюмах! И ожидания оправдались. Все же национальный костюм – это удивительная история народа в прикладной вещи. Но не будем отвлекаться.
Итак, третье место завоевали арбатцы. Завоевали уже тем, что максимально усложнили себе задачу, представив все народы, что живут на территории сельсовета – литовцев, немцев, хакасов, русских, украинцев…
А ведь, пожалуй, это самый многонациональный сельсовет, вместивший в себя и запад вместе с немцами-переселенцами, эстонцами и латышами, и Русь-матушку с ее казачеством, и родную Хакасию.
Второе место у наших «чувашей». Мама моя! Какая роскошь алого и белого в нарядах! Ярко, эстетично, аутентично и вместе с тем очень современно. И главное, сирцы все эти костюмы готовили специально для конкурса, не было у них костюмов, что наспех достали из костюмерок. Нет! Все новое, яркое, ранее не виденное! Молодцы!!!
Детский сад «Солнышко» свою победу взял и количеством, и великим разнообразием хакасских костюмов, и мастерством исполнения. Досчитав до 24, я сбилась, и не скажу, сколько же маленьких моделей вышло на сцену в костюмах малой родины. И низкий поклон педагогам, что не только берегут культуру и сохраняют, но очень тактично, легко, будто играючи, прививают её малышам.
И уж, конечно, об имекцах! Следила за ними, потому что искренне считаю, что у них была самая сложная задача. И их костюмы поражали, прежде всего, не стопроцентной точностью, хотя и это было, а тем, что само дефиле несло дух Востока: знойного, жаркого, будто расплавленного солнцем. Был ли это Узбекистан? Не знаю, мне лично грезились сказки «Тысячи и одной ночи», богатейшая культура мусульман, их таинственность и загадочность…
А завершился «Хоровод дружбы» хороводом. Сцена с трудом, но вместила в себя всех-всех участников в национальных костюмах. И в какой-то немыслимой смеси, броскости, карнавальности вдруг очень четко проступила главная мысль: «Мы – разные, а земля на всех одна». Нет, неважных, неглавных народов. Каждый ценен, интересен, нужен. Потеря каждого – трагедия для большой земли!
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: