Три месяца – на изучение документов
Когда-то давным-давно Анатолий Алексеевич сказал фразу, поразившую меня своей мудростью. Спросила его в очередном интервью, нет ли у него желания побороться за кресло главы района. Он ответил тогда: «Если я хорошо командую ротой, это не значит, что смогу также хорошо командовать полком». Сейчас, если уж не должность комполка, то замполита точно Анатолий Алексеевич занял. И резкая смена команды очень напоминала «заговор глав сельсоветов». Об этом и говорю, не особо смущаясь. Есть у Анатолия Алексеевича редкая среди власть предержащих черта – с ним можно говорить открыто.
– Почему заговор? – удивляется он. – Так решил народ. Если говорить про пост главы района – свободное волеизъявление народа. Я же на пост председателя не метил, шел в депутаты, чтоб представлять интересы Нижнесирского сельсовета. Когда мою кандидатуру предложили для голосования на пост председателя совета, для меня самого это было неожиданностью.
– Неожиданностью? Я помню еще в день выборов предполагали примерный состав команды нынешнего главы. Тогда уже звучало: Петрунов – председатель.
Анатолий Алексеевич смеется:
– Без меня меня женили? Ну, вот, наворожили.
– А почему тогда от поста не отказались?
Вопрос провокационный, но точно знаю, председатель ответит. И он отвечает:
– А я никогда не отказывался от доверия народа. Так было в Нижних Сирах, когда выбрали председателем сельсовета, так получилось и здесь. Мне везло или, может, наоборот «не везло» на ответственные должности.
Что тут сказать? Любое везение и невезение в большой степени заложено в чертах нашего характера. Анатолий Алексеевич так устроен: надежен, спокоен, основателен, грамотен. В нем есть все задатки лидера, причем лидера не тиранического, а рационального склада характера. Кому ж, как не ему?
– И как Вам переход на новый уровень власти? Легко дался?
– Нет. Я три месяца только плотно изучал законодательство, Устав, регламент Совета депутатов. Сложность была еще и в том, что Состав совета обновился практически на 75%. И мы учились все вместе. И думаю, еще долго будем учиться. Давно понял, что не уметь чего-то – не стыдно, это нормально. Стыдно прикрываться неумением и не учиться.
– Волнение было? Страх не справиться?
– Не было. Ощущение колоссального доверия, ответственность. Страх? Нет. Если бояться, то зачем начинать?
Логично. Анатолий Алексеевич себе верен. Есть в нем такая крепкая крестьянская закваска – «если бояться, то зачем начинать» или «взялся – делай».
Здравоохранение, вырубка леса и многое другое…
Наше интервью откладывалось и переносилось несколько раз и причина не в капризности председателя. Нет.
– Давайте сначала мы объедем со сходами весь район. А после уже поговорим.
Основательность – это его всё. Анатолию Алексеевичу перед интервью просто необходимо было представить весь фронт деятельности.
– Какое впечатление от сходов?
Анатолий Алексеевич кивает на ежедневник:
– Наметили себе план работы, определили болевые точки, наиболее острые проблемы.
– И самая острая, на Ваш взгляд?
– Здравоохранение. На недоступность услуг или качество их жаловались буквально в каждом селе. Не могут попасть на прием, вынуждены мотаться в районный центр с каждой, даже пустяковой болячкой. Мы уже после сходов обсудили: у нас не хватает фельдшеров в десяти ФАПах.
–То есть практически везде?
– Получается так, что народ сёл и деревень лишен первичного звена здравоохранения. Неоднократно обращали внимание и на то, что в самом райцентре не хватает стоматолога, трудно попасть на прием к гинекологу и хирургу. Иногда приходится тратить на это не один день.
– А Совет депутатов как-то может изменить ситуацию?
– Запланировали пригласить на сессию министра здравоохранения Республики Хакасия или представителей министерства. Здесь нельзя решить проблему в одностороннем порядке. Необходимо содействие республиканского и районного звеньев. Безусловно, будет заслушан на сессии и отчет главного врача Таштыпской районной больницы. По итогам сессии примем решение, в основу которого ляжет алгоритм действий, если не по устранению проблемы, то хотя бы по снижению напряженности.
– Вы думаете, республиканские ведомства будут содействовать?
– Почему нет? Здравоохранение – это вопрос социальный. И Правительство Республики Хакасия не менее нас заинтересовано в его качестве на всех уровнях: сельском, районном, республиканском.
– С первой проблемой более-менее понятно, а вторая по остроте?
– Деятельность наших лесорубов. Это вопрос актуальный, острый, злободневный и для Матура, и для Анчула, и для Сеи. В общем, для всех таежных территорий.
– И какова возможность Совета депутатов повлиять на ситуацию? «Черных» лесорубов с отчетом на сессию не пригласишь.
– «Черных» нет, однако собрать предпринимательское сообщество в наших силах. Обратиться в надзорные органы с депутатским запросом – тоже. Скажу, что уже создана и действует временная депутатская комиссия по лесу, она организована в связи с жалобой жителей Анчулского сельсовета на вырубку леса. Проведен рейд совместно с представителем прокуратуры района. Сейчас выясняем все обстоятельства, результаты обязательно сообщим. Следом встает еще один вопрос. Лес – главное богатство нашего района. А мы с него, по сути, имеем крохи. В свое время нашими предшественниками было сделано немало, чтобы навести порядок в тайге. Мы это дело продолжим.
Неслучайные люди
Процесс создания временной комиссии пришлось наблюдать воочию на одной из сессий. Предложил создать её депутат Александр Николаевич Миягашев. В состав комиссии вошел он и Александр Вадимович Исаков. Рейд был проведен незамедлительно (подробно о нем мы расскажем чуть позже). Но очень удивила и порадовала тогда активность, неравнодушие и искреннее желание помочь жителям. Сложилось полное ощущение, что в совет депутатов пришли неслучайные люди, прекрасно осознающие всю степень ответственности, что ложится на парламентариев районного звена.
– Анатолий Алексеевич, вы довольны действующим составом Совета?
– Вполне.
– Назовите самых активных.
– Надо тогда всех называть. Газета выдержит?
– Хорошо, тогда что более всего радует в коллегах?
– Желание работать и учиться. У нас очень бурно проходят заседания комиссий, активно обсуждаем каждый документ, каждое принимаемое решение. Желающих просто отсидеться и поднять руку при голосовании – нет. Радует, что наши ветераны, те, кто уже не первый год в Совете депутатов, всегда готовы подсказать и научить. Это важно, потому что пока у нас период наработки опыта. Кстати, здесь бесценен опыт моих предшественников: Веры Дмитриевны Сазанаковой, Анны Арсентьевы Топоевой, я учусь по их документам.
– Вы кажется первый, скажем так, человек власти, который не стыдится признаться, что опыт предшественников ему полезен. Обычно, с глаз долой, из сердца вон.
– Да?! – Анатолий Алексеевич искренне удивляется.
Я понимаю его удивление, он не привык лукавить. И чужие заслуги приписывать себе тоже не в его характере. Прямой, честный и этим силен.
«Главных здесь нет. Главный – народ»
– Если сейчас некий период ученичества, то говорить о взаимодействии с советами депутатов сельсоветов видимо еще рано? Ведь выстраивая отношения с депутатами сельсоветов, чаще приходится учить, чем учиться?
– Почему нельзя? Мы побывали на заседании сессии Матурского совета, планируем объехать все советы поселений. Здесь как раз пригодился опыт главы сельсовета. И как председатель совета отлично понимаю необходимость такого сотрудничества. Представительная власть должна действовать на всех уровнях как единое целое.
– И еще о взаимодействии ветвей власти. Такой… детский вопрос. Кто главнее: председатель или глава района?
Анатолий Алексеевич на «детский» вопрос отвечает неожиданно серьезно:
– Здесь неуместно выяснять главенство, у каждой ветви власти свои функции. Представительный орган власти, то есть Совет депутатов, выражает волю населения, он проводник между администрацией, главой района и народом. А власть исполнительная осуществляет повседневную, оперативную, управленческую деятельность. Но общее у нас одно – мы работаем для народа, который нас избрал. И можем работать эффективно только в том случае, если есть необходимое равенство. Ни глава перед председателем, ни председатель перед главой стоять во фрунт и подчиняться не должен. Нет здесь главных. Потому что главный – народ.
Хороший ответ. Но именно на такой я и рассчитывала.
О бюджете района и малой родине…
Остается проверить председателя на еще одну болевую точку.
– Основная функция представительной власти это…
– Нормотворчество, – отвечает, не задумываясь.
– Вот о нормотворчестве. Точнее о принятии бюджета Таштыпского района. Первый главный финансовый документ района у этого созыва Совета депутатов. Волнение было? И что было самым сложным?
– Разобраться в структуре бюджета. Он куда более сложен, объемен и строг, чем бюджет сельсовета. Мы изучали его очень тщательно. И искренняя благодарность руководителю управления финансов и экономики Валентине Федоровне Сарагашевой, она очень доходчиво, ясно и внятно объясняла нам все тонкости. В составе депутатского корпуса людей с высшим экономическим образованием нет. Педагоги, предприниматели, врачи… Многие с финансовыми документами и не сталкивались. Волнение? Было. Как без него, каждый понимал меру ответственности перед собой и перед районом.
– И на Ваш взгляд, с каким бюджетом мы живем?
– Социально-направленным. Да, финансовый год будет не самым легким, но бюджет района позволяет исполнять полномочия власти и ее социальные обязательства перед народом. Все прекрасно знаем, в каких условиях страна живет, ждать золотых гор не приходится. Но бюджет сверстан таким образом, чтобы при выполнении плана собственных доходов район мог не только выживать, но и развиваться.
– Анатолий Алексеевич, в некотором роде в руках депутатов был главный финансовый документ, у вас не возникало желания как-нибудь взять да и «потянуть одеяло» на Нижние Сиры? Ваша любовь к родной земле общеизвестна.
– Находясь на этом посту, многое видится иначе. В другом масштабе, что ли. До того, как я стал председателем Совета депутатов, я знал только Сиры, только их проблемы. Меня мало волновало, скажем, отсутствие моста в Иничуле или клуба в Имеке… А здесь ты видишь весь район целиком. Понимаешь беды всех. И будь у меня возможность единоличного влияния на бюджет, я бы никогда не воспользовался ею в ущерб другим территориям. При том, что такой возможности нет ни у кого, поверьте. Принятие бюджета – это сложный и многоуровневый процесс.
– Несколько утрирую, но можно сказать, что Вы были жителем Сир, а теперь стали жителем района?
– Ну я сирским был и остался. Знаете, тут подсчитал, что в Нижних Сирах шесть поколений Петруновых. Три поколения уже в земле и три по сирской земле ходят. У меня сын в Сирах, надеюсь, внуки останутся в родном селе. Но Нижние Сиры, как бы я их ни любил – это часть района. Их нельзя развивать отдельно и в ущерб району.
Мне кажется, самое время перефразировать собственную формулировку, нет, «не житель района». Анатолий Алексеевич Петрунов – гражданин района. Гражданин со всеми вытекающими последствиями. С острым чувством справедливости, гражданской ответственностью, желанием исполнять свою работу, какой бы высокой не была должность, честно. И неистребимой любовью к малой родине. Кто сказал, что в работе Председателя Совета депутатов она лишняя? Нет, совсем не лишняя…
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: