– Это наша гуманитарка нуждающимся семьям.
– Красный Крест передал?
– Да нет, это мы постоянно собираем, женсовет, ТОС, сельсовет. Дети растут, а вещи остаются, вот и приносят сюда. Люди приходят, выбирают. Или приходят и передают вещи… Круговорот…
Год заканчивается, за окном вьюжит. И мне, человеку стороннему, кажется, что в Большесейском сельсовете ничего не изменилось. Разве пакетов с вещами стало больше… Но как он обманчив это первый взгляд.
– Как год заканчиваете?
– С надеждами. Этот год, при всей своей сложности – мы учились жить и работать в условиях пандемии, меняли планы, перестраивались – был годом финансово стабильным. Бюджет вырос более чем в два раза. С 5 миллионов до 12 миллионов рублей. И это ощутимо.
– Тогда хвастайтесь, в чем проявилась эта «ощутимость».
– Во всем, даже в мелочах. Впервые у нас хватало средств на канцелярку: ручки, бумагу, маркеры, картриджи…
– А раньше Вы обходились без них?
– Раньше мы на это скидывались. Да что там канцелярка, я помню, как мы со слезами встречали 2017-й: задержки по зарплате, у всех семьи, и да, от обиды рыдали. Новый год, а денег ни копейки… Сейчас все это страшным сном кажется. Впервые за много лет мы приобрели компьютеры в сельсовет. И так непривычно, обычно, если за день не услышишь раз пять: «Да загружайся ты, железяка», значит крупно повезло. Компьютеры новые, мощные, все необходимые программы принимают, справляются. Наконец-то вставили пластиковые окна. Работать было невозможно – сквозняки гуляли меж гнилых рам. Специалисты, как в чистом поле, на ветру сидели. Сейчас – тепло. Наверное это главные приметы стабильности. Сельсовет наконец-то смог позаботиться о… сельсовете. Нам хватило на это средств.
– Почему «наконец-то»?
– Потому что еще два года назад каждый из нас понимал, что необходимы компьютеры и окна, но понимал и то, что прежде всего – собственные полномочия: дороги, ремонты, нужды сел… Это всегда важнее.
– По принципу доброй матери: сыну валенки куплю, мне и тапочки сгодятся? Тогда о валенках. Что сделано для сел и деревень?
– В Большой Сее отсыпаны улицы Садовая и Набережная, улица Школьная в Верхней Сее, улица Набережная в Малой Сее, планируем на следующий год отсыпать улицу Лесную в Верхней Сее, провели месячник по благоустройству. Огородили сквер. Помните, мы с вами в прошлом году об этом писали?
– Помню. Сквер, где бы можно было разместить лавочки, уличные тренажеры, создать места отдыха. Неужели сделали?
– Огородили, сохранили часть деревьев, что там были изначально, на следующий год планируем установить и тренажеры. Вот буквально жду звонка, надеюсь успеть приобрести. Пока не буду уточнять какие. Да, дорогое удовольствие. Но это необходимо! У молодежи будет возможность направить силу в доброе русло. Закупили пиломатериал для ограждения кладбищ, на следующий год начнем работы. Купили по программе «Пожарная безопасность» воздуходувку для добровольной пожарной дружины. И на собственные средства приобрели систему оповещения в деревню Малая Сея.
– Помню по площадкам ТКО (твердых коммунальных отходов) был спорный вопрос, подготовили площадки?
– Нет, если заказывать их обустройство сторонним организациям, расходы выльются в сумму – 1 миллион 800 тысяч рублей. Даже при бюджете в 12 миллионов это фактически невозможно. Приобрели материалы, будем обустраивать своими силами.
– Сил хватит?
– Теперь да. Мы наконец-то создали в сельсовете службу ЖКХ, тяжело решался этот вопрос, требовал массы согласований. Но вот создали муниципальное казенное учреждение «Сея», возглавил его Николай Геннадьевич Рожин. В составе МКУ три человека, вся необходимая техника для работы – трактор, машина, оборудование у нас есть. Опробовали новую организацию на ремонте системы водоснабжения в деревне Верхняя Сея. И единственная трудность была – приобрести шаровый кран для глубинного насоса, поехали, установили, слаженно отработали. Заменили котел в котельной Верхнесейского клуба. Это у нас старейший клуб на территории сельсовета, если не района.
– Кажется 1963 года постройки?
– 1960-го, там на входе в клуб написано. По-хорошему там необходимо систему отопления менять. Хотели нынче продуть, но пока трогать страшно. Но и до клуба доберемся, дайте срок. В один год, даже при хорошем бюджете, сделать всё невозможно.
– С освещением улиц проблемы решили?
– Решили, но не полностью. Заменили нынче лампы уличного освещения.
– Это те, которые сверхэкономные и долговечные?
– Век живи – век учись. Я помню, как мы закупали то оборудование, счастливые, ну как же по гранту выиграли, светло будет. Нам нахвалили, и мы, глаза открыв, схватили. А «знаменитые» лампы одна за одной сгорели. Обидно за собственную доверчивость, средства, силы… Но за одного битого двух небитых дают. Сейчас освещены центральные улицы Большой Сеи, согласовываем, чтобы освещение провести еще на две улицы.
– Боюсь спросить, как там история с золотодобытчиками? Не лезут в сейскую тайгу, помнится, борьба была нелегкой.
– Нет. Так и хочется перекреститься. Отстоял народ свою землю, надеюсь. Конечно, сыграл тот фактор, что власти района – и исполнительная, и законодательная – были на нашей стороне.
– У Вас нынче совет депутатов сельсовета обновился, как первая сессия прошла?
– Шумно, активно, на первый взгляд очень действенный состав должен быть. На сессии распределяли комиссии и выбирали глав комиссий. Планировали работу.
– Комиссию по бюджету кто возглавил?
– Иннокентий Федорович Куюков.
– Здорово! Такая Вам помощь, человек, который много лет был главой села, как никто знает все проблемы. Поздравляю от души и его с избранием и Вас с таким помощником.
– Да, я тоже очень была этому рада, хотя в результатах выборов и не сомневалась. И в целом, я очень надеюсь на помощь депутатов. Очень. Я вообще надеюсь на людей. И знаю, что не подведут.
– Бюджет следующего года уже примерно известен? Не сократят резко?
– Нет, примерно в тех же пределах. Мы потому так смело планы и строим. Год 2020-й, каким бы он ни был, дал возможность сделать многое, и это несмотря на сложности пандемии.
– И традиционно, что пожелаете читателям газеты в уходящем году?
– Чтобы уже ушел от нас коронавирус. А с остальным мы справимся!
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: