Школа №2 райцентра. На входе строгая регистрация: «Имя, фамилия, отчество, номер телефона, пройдите в кабинет номер 302».
Изучаю внимательно выданный идентификационный номер. Ну вдруг магия чисел позволит сегодня набрать в диктанте 100 баллов. Это максимально возможное количество. Как образцовый ученик иду в 302, но мне напоминают, что я таки еще и журналист.
– А вы в другие аудитории не хотите заглянуть?
– А их сколько?
– Четыре, – отвечает директор школы Наталья Архипова. – Не предполагала такого наплыва. Подготовили изначально два кабинета. В прошлом году, нам сказали, в акции принимали участие 80 человек.
– А нынче?
– Уже сто сорок. Пришлось срочно выделить еще два кабинета.
Впрочем, замечаю, что и этих кабинетов мало – за партами сидят по три человека враз. Возраст – от 10 до бесконечности.
Короткая торжественная часть. Перед началом – мультиведийная презентация и слова напутствия от заместителя главы района Георгия Тодинова и депутата Верховного Совета Республики Хакасия Натальи Кокоревой.
Слова о важности акции, о необходимости знать культуру нашей многонациональной Родины завершаются неизменно: «Я тоже сегодня участвую в диктанте».
В самом деле за партами и школьники, и строгие руководители отделов и предприятий, и пенсионеры, и педагоги школ и училища, и … и… и…
Если честно, даже представить себе не могла, что этнографический диктант будет столь популярен. И ведь что интересно, никакой заорганизованности, никого не загоняли насильно. Надо же…
– Машину за 100 баллов не обещают? – интересуюсь.
– Нет, – отвечают.
– А почему тогда столько народу?
– А Вы почему?
– Себя интересно проверить.
– Всем интересно.
Но мчусь в свою аудиторию, реально мчусь, боясь опоздать. Время на диктант ограниченно, а вопросы, говорят, не из простых.
Вот и вопросы. 30 штук. И первый же вводит в состояние ступора. Необходимо назвать, сколько в нашей стране автономных округов, краев, областей республик, городов федерального подчинения.
Оглядываюсь на участников – примерно треть загибают пальцы. Начинаю загибать и я: Ставропольский край, Красноярский край, Хабаровский край… И так все 85 регионов.
Соседки по парте: руководитель управления социальной поддержки населения Таштыпского района Марина Сагалакова и директор Большесейской СОШ Римма Сыргашева поступают мудрее – они переходят ко второму вопросу, оставив подсчёты на потом.
На парте телефоны, и к третьему вопросу уже есть дикое желание спросить электронного помощника: «Алиса, какой народный праздник в прошлом завершал весенние полевые работы, а ныне является символом дружбы и широко распространен в регионах России и за рубежом?» На выбор четыре варианта: Зул, Нурдаган, Сабантуй, Сагалан. Вы знали о таких?
– Я к Сабантую склоняюсь, – шепчет Марина Георгиевна.
– Я тоже, – шепчу в ответ, ибо из перечисленного знаю только Сабантуй. И то знакомы мы шапочно.
А коварная этнография уже выносит на новый вираж, вопрошая, кто же из русских историков, этнографов был одновременно исследователем Тянь-Шаня и организатором Первой переписи в 1897 году? Семенов? Пржевальский? Кузьмин? Арсеньев? Аве, история! Мудрая её муза Клио шепчет в ухо: «Семенов-Тяньшанский, Семенов. А Пржевальский – это тот, кто лошадь открыл».
Шучу, но в ответах на вопросы по этнографии здорово пригождались знания по истории, литературе, масса прочитанных книг, житейский и профессиональный опыт. Интересно, как школьники? В соседнем ряду, напротив, две девушки, лет эдак по 15-16, строчат шустро, не поднимая головы. Кто сказал, что нынешнее образование стало хуже? Мы еще на 12 вопросе, а девчата уже опросники сдали и пошли. Может, они отличницы?
К слову, цикл вопросов о переписи населения мы одолели без труда, но вот знания обычаев народов у нас фрагментарные. Кого называли гиляками? А ловарями и гольдами? Самоназвание какого народа переводится как «товарищи»?
Преодолев всякую неловкость, мы уже отвечаем втроем, обсуждая, вспоминая. Даже если и возьмем мы эти 100 баллов, их надо будет делить на три.
– Как в Забайкалье называли старообрядцев? – читаем вопрос.
– Бабушка называла их «семейские», – радостно сообщаю чуть не на весь класс.
– Ты из Читы?
– Выросла там.
По-моему я и сама никогда так не радовалось своему месту рождения.
Кулинария. Она и в жизни не мой конек, а уж кулинария со вкусом этнографии… Кулебяка, губадия, хуплу, чепалгаш, янтык – какие из народов этими блюдами себя балуют. В вопросе подробно расписано, что это за блюда, но легче не становится. Однозначно опознаем только русскую кулебяку, а дальше угадываем. Так, хуплу – пирог с рыбой, кто ест? Наверное, крымские татары, они же в Крыму живут, там море рядом…
Впереди еще вопросов десять, но это очень хорошие вопросы – о Хакасии. И мы отвечаем на них, не гадая. Впрочем, даже если бы и зашли в тупик, Римма Ивановна Сыргашева выручила бы точно. Вот уж чьи знания о родной республике безграничны. Она ответы выдавала, даже не дослушав вопросы: «Какой вид борьбы…» – «Курес», «Гора Самохвал, носит имя…» – «Албынчи», «Трава в обрядовой…» – «Ирбенчабрец».
Возвращаемся к двум самым сложным вопросам. Первый – о регионах, второй – о старинных названиях северных народов. Кто они были эти загадочные гольды, гиляки, тунгусы, ламуты? И если отвечая на первый вопрос, мы таки вспомнили, подсчитали, то второй заставил вспомнить всё: от книг Рытхэу, Арсеньева, Задорнова до тунгусского метеорита. И всё равно по большей части ставили ответы, опираясь на интуицию.
Сдаем бланк с ответами.
Только тут вдруг доходит, как, наверное, сложно было организовать такое мероприятие. Предусмотрено было все – от наличия ручек до количества бланков для ответов. И дисциплина была такой, как будто в аудиториях находились не 140 человек, а двадцать круглых отличников. Никаких попыток списать, залезть в Яндекс…
– Вы наверное не в первый раз проводите этнографический диктант? – спрашиваю у директора школы.
– В первый.
Первый блин совсем не комом. Спасибо, родная вторая школа! В твоих стенах всегда есть атмосфера творчества, знаний и тепла! Она и сейчас чувствовалась.
Спускаюсь вниз, и с удовольствием вижу Марата Боргоякова, преподавателя ПУ-16.
– Как вам диктант?
– По Хакасии вопросы были простыми, но в остальном есть над чем подумать.
– На все ответили?
– Нет, конечно. Но акция интересная. После нее есть желание пополнить знания.
Вот это желание – пополнить знания, появилось у многих из нас.
И едва под рукой оказался всемогущий интернет, поняла, как же много еще предстоит узнать о народах и их обычаях. Да, в России 85 равноправных субъектов федерации, 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. А товарищи – это нганасаны. Знали о такой народности? Вот и я не знала, а они – наши, сибиряки, с Таймыра. Впрочем, у нас все народности наши. И все – товарищи.
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: