Два неба Николая Глушкова

10:20 03.11.2022
Два неба Николая Глушкова

А мальчик мечтал о небе. Грезил им, высоким, бесконечным и, кажется, таким далеким от таежного села Таштып. Впрочем, удивительного в этом ничего нет. Уже гремела слава Валерия Чкалова, уже эпопея по спасению парохода «Челюскин» из ледяного плена Арктики была завершена. Славных лётчиков, совершивших невозможное, знала вся страна, и тысячи мальчишеских сердец бились сильнее, когда звучали имена Михаила Водопьянова, Николая Каманина, Анатолия Ляпидевского… Надо ли удивляться, что ученик Таштыпского школы Николай Глушков отчаянно мечтал о небе.

Николай и его брат Александр росли без матери. Воспитывал их отец. Как позже будет вспоминать дочь Николая Алексеевича: «Воспитание сыновей легло на плечи отца, который по ночам шил верхнюю одежду, а днем преподавал в школе глухонемых (имеется в виду школа для глухонемых в с. Таштып – прим. ред.)».

Непростое детство было у парня, казалось бы, какое там небо. Но в 1931 году с трибуны IX съезда ВЛКСМ из уст Климента Ворошилова прозвучит: «Комсомолец – на самолёт!» Идею немедленно подхватит молодёжь. И в стране массово начнут открывать аэроклубы. Удивительное время! Сложное, трудное, полное свершений и немыслимых задач. И что бы о нем ни говорили впоследствии, Родина дала мальчишкам и девчонкам крылья. В 1936 году в стране будет 122 аэроклуба, к 1 января 1940 года их станет 205.

Учлёт Н. Глушков

«Черногорский аэроклуб был организован в 1935 году на базе авиамодельного и планерного кружков, которые имели свои помещения и деревянный ангар в районе Парка шахтеров по ул. Советской, где сейчас расположена церковь».

Основное направление – планерное дело. Но в 1936 году аэроклуб берет на себя обязательства подготовить не только планеристов, но и лётчиков и парашютистов. В 1937 году проходит первый набор лётчиков. Первые 14 человек.

1 сентября в газете «Таштыпский колхозник» выходит статья, полная юношеского отчаянного задора «Моя мечта сбывается». Позвольте, я приведу её полностью.

«Стать пилотом-лётчиком. Эта мысль зародилась у меня давно. Эта мечта стала выполняться, когда в с. Таштып приехал уполномоченный от Черногорского аэроклуба по укомплектованию учлетов в школу лётчиков.

Я в этот период учился в Таштыпской СШ в 9 классе, я, как только узнал о том, что набирают в лётную школу, сразу же после занятий попал на медицинскую комиссию. После заключения медицинской комиссии 18 февраля я приехал в Черногорск.

С этого момента стал упорно и старательно изучать теорию полёта. Учусь по всем предметам только на «отлично» и «хорошо». После окончания теории перешёл к изучению лётной практики. Я её ожидал с нетерпением. Сначала практика выходила плохо, но потом стал еще упорнее изучать лётную практику, и в результате теперь я уже летаю самостоятельно.

Не думал, что самолёт будет подчиняться моей воле, а теперь владею самолётом, самолёт подчиняется мне. В дальнейшей учебе жду с нетерпением производить фигуры высшего пилотажа.

Во время летней практики шахта №8 не выполнила свой производственный план. Мы были мобилизованы в помощь шахтерам ликвидировать прорыв, но и это не мешало учлётам продолжать практическую учебу. Мы показали образцы работы, одновременно не отставая в лётной практике.

В настоящее время на Дальнем Востоке японские самураи стараются помешать нашему социалистическому строительству. Пусть помнят эти проклятые японские самураи, что по первому зову партии и правительства мы пересядем с учебных самолётов на военные и под командой наших славных командиров-лётчиков полетим громить врагов».

Статья подписана «Учлёт Черногорского аэроклуба Н. Глушков».

Интересно, что суровый стиль журналистики 30-х ничуть не сдержал отчаянный юношеский пыл Николая. Перед глазами светловолосый мальчишка, бегущий после уроков на медкомиссию. Бегущий за своей мечтой. И он ещё не знает, что ему действительно предстоит громить врага, и врага куда более опасного, чем японские самураи. А тогда Николаю 17 лет. В феврале 1937 года он поступает в лётную школу Черногорского аэроклуба. В 1939-м успешно оканчивает и едет работать на прииск Кизас учителем физики. Судьба, видимо, крепко-накрепко решила, что путь Николая не небесный, а очень земной – учительский.

В 1940 году парень уходит в армию по призыву, уходит, оставляя молодую жену Валентину – бывшую одноклассницу. И почти сразу же направляется в ряды курсантов Молотовской военно-авиационной школы пилотов, где овладел техникой пилотирования фронтового бомбардировщика марки «СБ-2». А практически сразу после выпуска в стенах 1-й Чкаловской военно-авиационной школы пилотов имени К.Е. Ворошилова прошёл курс обучения мастерству управления штурмовиком Ил-2.

Известно, что учёбу он начинает в декабре 1940 года. А после, с февраля 1942 года, учит уже сам. Из курсантов – в инструкторы. Из учеников – в учителя.

Из курсантов – в инструкторы

Наш Николай – учитель потомственный, у него в крови редкий дар педагога. Это не могли не заметить в Чкаловском училище.

За годы войны, с 1941 по 1945 гг., 1-я Чкаловская военная авиационная школа лётчиков имени К.Е. Ворошилова подготовила 3 988 пилотов, в этом есть немалый вклад и нашего Николая Алексеевича. Можно предположить, в каких условиях велось преподавание, к счастью, воспоминания об этом есть.

«Весь учебный процесс с первых же дней войны был максимально приближен к требованиям боевой обстановки. Были пересмотрены учебные планы, установлен поточный метод выпуска курсантов по мере освоения ими программы теоретической и лётной подготовки, что позволило ежемесячно давать фронту десятки лётчиков. Полёты велись круглосуточно. По 10-12 часов занимались с курсантами преподаватели, самоотверженно трудились инженеры и техники».

«Многого не хватало: обмундирования, питания, топлива, но все эти недостатки не огорчали нас, курсантов, – вспоминал выпускник 1943 года Герой Советского Союза Н.Ф. Алексашкин. – Но один из недостатков, а именно недостаток материальной части, как спарок, так и боевых самолётов переносился курсантами очень болезненно. Каждому из нас хотелось быстрее окончить вывозную программу и попасть в боевой полк, уходящий на фронт».

В феврале в 1942 года в училище начинают готовить штурмовиков. Получают в первые самолёты Ил-2. Но одна сложность. Эти замечательные самолёты тогда были одноместные. Это после появится еще одно место для стрелка. А пока – только летчик. А инструктора куда? И своими силами училище переоборудует Илы в двухместные. Как это было осуществлено технически? Не знаю, но боевую машину инструктора училища знали едва ли не на уровне конструкторов.

Надо ли говорить, что в таких условиях талантливые преподаватели-инструкторы на вес золота. И как бы не горело сердце, их главный фронт – стены училища и небо над ним. Но на фронт Николай Глушков все-таки прорвался. Как? Было два пути – бомбить начальство заявлениями или попасть на фронт для… наработки лётной практики. Да, периодически инструкторов отправляли в боевые части. И если повезло остаться на фронте – оставались. Как писал в воспоминаниях инструктор М.Н. Афанасьев: «Мне повезло остаться на фронте». Повезло пойти на смерть… Удивительные люди…

Думается, Николаю Глушкову тоже повезло. Однако в действующую армию он попадает не сразу, а через обучение в рядах переменного состава, дислоцировавшегося в куйбышевском Чапаевске 12-го запасного авиационного полка 1-й отдельной запасной штурмовой авиационной Краснознамённой бригады ВВС Приволжского военного округа.

Победная арифметика

Он прибывает в 624-й штурмовой авиационный полк, который в свое время формировался в Чкаловском училище, в июне 1944 года.

До победного мая менее года. Что можно успеть? Многое. Именно в этот период старший лейтенант Глушков получает четыре ордена, буквально один за другим.

3 марта 1945 года – Орден Великой Отечественной войны II степени.

5 апреля 1945 года – Орден Красного Знамени.

12 мая 1945 года – Орден Красного Знамени.

13 мая 1945 года – Орден Великой Отечественной войны I степени.

И каждый из наградных листов – это список боевых вылетов, подожженных танков, уничтоженных мостов, аэродромов, артиллерийский подразделений, автомашин…

Предвижу почти саркастическое: «Лётчикам ордена давали за число боевых вылетов». Не раз приходилось слышать. Действительно, был такой Приказ Hародного Комиссара Обороны СССР № 0299 от 19 августа 1941 года под грифом «секретно». Цитирую: «За успешное выполнение 30 боевых заданий днём или 20 боевых заданий ночью каждое лицо из состава экипажа представляется к высшей награде – званию ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА и получает денежную награду 3000 рублей каждый».

У Николая Глушко 104 успешных боевых вылета. И он – штурмовик – управляет самолетом Ил-2. Где же три Золотых Звезды? Во-первых, война в 1941 году и в 1944 году имеет разницу. И хотя приказ не корректировался, на Звезду лётчик мог рассчитывать, только если успешно выполнил 80-100 вылетов и (или) 10 сбитых в бою вражеских самолётов. Такая вот арифметика. А во-вторых, ты попробуй их ещё соверши – успешные боевые вылеты.

Летающий танк

Менее чем за год Николай Алексеевич в составе 624-го штурмового авиационного Молодечненского орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого полка 308-й штурмовой авиационной Краковской Краснознамённой ордена Суворова дивизии 3-го штурмового авиационного Минского ордена Кутузова корпуса пройдет дорогами 3-го Белорусского и 1-го Украинского полков.

Точнее не пройдет, а пролетит. В руках у лётчика Глушкова знаменитый Ил-2, созданный в ОКБ-240 под руководством авиаконструктора Сергея Ильюшина. «Летающий танк» – прозвали летчики самолёт за надежную броню. «Горбатый» – за характерные очертания кабины. «Илюша» – звали его ласково в наземных войсках за то, что именно Илы станут главной небесной силой, прикрывающей пехоту с воздуха. А фашисты назовут «Черная смерть» – за результативность в бою. Ил-2 – крылатый универсальный солдат небес, он мог быть и штурмовиком, и легким бомбардировщиком, и тяжелым истребителем. Символ Победы, такой же, как танк Т-34, «Катюша», автомат ППШ.

Крещение над Белоруссией

В июне 1944 года, когда Николай Глушков прибывает в полк, боевой состав 624-го ШАП таков – 50 самолетов, 25 лётчиков, 28 воздушных стрелков. В полку, можно сказать, затишье. Начиная с июня, в Журнале боевых действий значится: «Боевых вылетов полк не производил», и причиной тому – «линия фронта без изменений». Полк базируется в Белоруссии, завершая её освобождение. Впереди битва за Прибалтику.

22 июня 1944 года в ЖБД запись: «На фронте от реки Западная Двина до Беляево противник 7 пехотными дивизиями, усиленной 3 танковыми батальонами самоходной артиллерией и миномётами обороняется на рубеже Кончаны, Ходолово, Рог, Перевоз. Авиация противника ведет разведку наших коммуникаций и аэродромов и прикрывает свои войска методом патрулирования… Задача одним батальоном в 16 самолётов штурмовым и бомбардировочным ударом произвести подавление артиллерии противника».

Это задание и станет для Николая Алексеевича Глушкова первым боевым вылетом. Это можно предположить уже из Боевого донесения командиру 624-го ШАП №23. В донесении четко указаны фамилии всех лётчиков, участвовавших в боевой операции. И среди них Глушков.

Вылетают на 16 Илах под прикрытием 12 Як-9.

Ведущий командир – майор Кухарев, заместитель – старший лейтенант Путин.

При подходе к цели были атакованы двумя зенитными батареями, огонь одной успешно подавили. Зашли на цель – вражескую артиллерию. «Время атаки цели с 8.29 до 8.34. 1 заход на цель с севера на юг. 1 атака. Боевой порядок четвёрки клином».

Вот уж воистину – чёрная смерть, четыре четвёрки самолётов на высоте 300 метров. А потом «уход на бреющем».

Вражеская артиллерия была подавлена.

«После атаки наземная радиостанция передала благодарность штурмовикам за хорошую работу».

Да, первое задание и первый боевой вылет под командованием человека, о котором Николай Алексеевич впоследствии скажет: «Мне очень повезло, я попал к такому командиру, наставнику и человеку с большой буквы, у которого я многому научился и который является для меня примером во всем. Это герой Советского Союза Александр Дмитриевич Путин – полковник в отставке. С ним мы летали крыло в крыло, не изменяя друг другу, благополучно выходя из сложных ситуаций».

При выполнении боевого задания отличился

Этой фразой заканчивается практически каждое боевое донесение 624-го полка. Фамилии меняются. И видеть родное до боли «лейтенант Глушков» вызывает шквал эмоций. Как в море жемчужину поймать.

Боевое донесение от 25 января 1945 года.

«Боевая задача: штурмовым и бомбардировочным ударом уничтожить живую силу и железнодорожный эшелон на ст. Росдзин в районе Мысловице.

Эшелон в составе 12 Ил-2 под прикрытием 6 Як-9 восемью атаками с круга парами, на высоте 1100-600 м атаковал четыре железнодорожных эшелона численностью 160 вагонов, батарею ПА на северо-западной окраине Бендзин, батарею ЗА на юго-западной окраине Мысловице.

Уничтожено: 6 крытых вагонов, подожжено 2 ж/д эшелона, 4 орудия, до 40 человек пехоты, подавлен огонь зенитной батареи.

При уходе были обстреляны огнём зенитной батареи. Своих потерь нет.

При выполнении задания отличились к-н Троицкий, л-т Глушков. Метким бомбовым ударом уничтожили 3 крытых вагона с военным грузом».

Таких упоминаний об умелых действиях лётчика нашла семь – поджег танк, эшелон, ликвидировал батарею зенитной артиллерии…

Откуда такая точность в цифрах – 6 вагонов, 3 машины, 4 орудия? Всякие результаты боевых вылетов фиксируются фотосъемкой. Кстати, и награду по результатам вылетов можно было получить, только подтвердив таковые. И это либо фотосъемка, либо данные разведки. В каждый вылет кто-то из летчиков выполняет еще и роль фотографа. Награды на крылатых парней с неба не сыпались.

И наградные листы лейтенанта Глушко напоминают чёткий перечень результатов очень тяжелой, опасной, но работы. Результатов, подсчитанных с скрупулёзной точностью.

3 марта 1945 – орден Великой Отечественной войны II степени – 20 боевых вылетов.

«Под сильным огнём ЗА метким бомбометанием уничтожил орудие. При отходе завязался бой с 4 фоккевульфами. Отбил три атаки в воздушном бою, прикрывая ведущего, поджёг 2 автомашины, поджёг 3 автомашины с боеприпасами, танк».

И еще одна отбитая атака 6 фоккевульфов.

Боевые вылеты происходят с едва ли не ежедневной частотой – 14, 19, 23 сентября. Заметьте, в наградных документах только те вылеты, где была «проявлена результативность».

5 апреля 1945 года – орден Красного Знамени – 48 боевых вылетов.

Уничтожена зенитная батарея, подожжена топливная цистерна, отбита воздушная атака, обнаружен скрытый аэродром, уничтожен самолёт врага.

12 мая 1945 года – орден Красного Знамени – 80 боевых вылетов.

13 мая 1945 года – орден Великой Отечественной войны I степени – 104 боевых вылета.

И, кажется, нет числа уже уничтоженной живой силе, автомашинам, танкам.

Тяжелая работа наперегонки со смертью.

Впоследствии дочь напишет о нем: «Много интересного рассказывал он о военной жизни, сидя в окружении своей семьи. Как выходили из сложных ситуаций во время боя, как втыкался в землю вместе с самолётом, как дважды, только успев вылезти из самолёта, на его глазах он взрывался. Как его несколько раз вытаскивали другие из кабины самолёта. Видимо родился под счастливой звездой и остался живым, хотя получил тяжелую контузию, подорвавшую его здоровье».

Журнал боевых действий не хранит таких воспоминаний, но скупо упомянет, что при выполнении боевого задания 18.03.45 г. эшелон Ил-2 столкнется при отходе с 7 фоккельвульфами. Потери – убит стрелок лейтенанта Глушкова. Стрелок, что всегда за плечом лётчика. Оставшийся безымянным…

Небесный День Победы

– А вы помните, как встретили День Победы? – вопрос, который непременно задавали ветеранам.
Николаю Алексеевичу его не задашь, нет уже в живых ветерана. Но я знаю, как он встретил Победу.

В небе над Чехией.

Из журнала боевых действий 624-го ШАП: «Аэропорт Тиммендорф. 1 Украинский фронт.

«624 ШАП 9.05.1945 в течение дня группами и поэшелонно бомбардировочными и штурмовыми ударами наносит удар по живой силе, технике и огневым средствам противника в районе Либерец, Яблонец, Дуби.

…Группа в составе 6 Ил-2, ведущий – капитан Путин, двумя атаками, одним заходом уничтожила 5 танков, 10 автомашин, до 20 самолетов противника на аэродроме Дуби.

…В бою отличились лейтенант Глушков, подбил танк, м. л-т Удалов подбил два самолёта, л-т Купин разбил паровоз».

Такой вот День Победы!

Второе небо

Николая Алексеевича Глушко ранят уже после Победы. Контузия. Она лишит его неба. Приговор комиссии будет таков: «К воинской службе в авиации не годен».

В 1946 году Николай вернётся на родину. Не имея возможности летать, будет работать диспетчером в аэропорту г. Абакана. А в 1949 году, окончив педагогическое училище, уедет в деревню Нижний Матур, где 30 лет будет директором начальной школы. И учителем, таким, что вот уж спустя десятилетия после его смерти, его ученики вспоминают о нём с глубочайшим уважением. Мне довелось поговорить с Надеждой Даниловной Блюм, учительницей Матурской школы и ученицей Николая Алексеевича:

– Я не помню, чтобы он кричал. Хотя был строгим и справедливым человеком. И очень красивым – внешне и внутренне. Им нельзя было не любоваться. Спокойный, выдержанный. И добрый, очень добрый.

Это было в 60-ые годы. Знаете, как он придумал поощрять отличников и хорошистов? Он катал их по селу и до Матура на своем мотоцикле. Когда я окончила начальную школу, эта честь выпала и мне. Какая гордость была сидеть на мотоцикле с учителем! И ехать на глазах деревни, которая знала, что вот Николай Алексеевич катает отличницу!

Когда я сама стала учителем, Николай Алексеевич мне сказал: «Никогда не иди на поводу у детей. Ты – учитель!» Я запомнила это. Для меня Николай Алексеевич Глушков навсегда останется примером человека и педагога!

Вот так, дорогой читатель, учительство стало для Николая Глушкова вторым небом. И он прожил это небо так, что его ученики, уже давно ставшие взрослыми, помнят, любят и хранят уроки учителя.

Наталья Ковалева

73107

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы